Найти в Дзене
Иван Жилин

Джо Аберкромби, "Первый закон"

И снова здравствуйте. Этот бложик ещё жив, и лишь слегка гибернирован - в жизни автора стало совсем много основной работы, а тут ещё и Baldur's Gate III на новый год как-то сам собой приобрёлся. Сами понимаете, времени на то, чтобы писать, практически не остаётся, однако чтобы читать время есть всегда. В этот раз я его потратил в первую очередь на трилогию Джо Амеркромби. Это мой очередной заход на территорию мэтров (может, лучше слово "мэтр" взять в кавычки?) современного фэнтези. Заход, наверное, относительно удачный, поскольку автор и его труд точно лучше и Ротфусса, и Сандерсона, но тем не менее это ещё один совершенно точно не Мартин. То есть обозначенную первую трилогию я закончил не без удовольствия, а местами даже глотал текст, но желания продолжать знакомство с персонажами и миром у меня как-то нет, ну по крайней мере пока нет. Сейчас попробую пояснить свою позицию чуть подробнее. Сначала, наверное, немного про жанр, который обычно характеризуют, как "тёмное фэнтези" - ну, это

И снова здравствуйте. Этот бложик ещё жив, и лишь слегка гибернирован - в жизни автора стало совсем много основной работы, а тут ещё и Baldur's Gate III на новый год как-то сам собой приобрёлся. Сами понимаете, времени на то, чтобы писать, практически не остаётся, однако чтобы читать время есть всегда. В этот раз я его потратил в первую очередь на трилогию Джо Амеркромби.

Это мой очередной заход на территорию мэтров (может, лучше слово "мэтр" взять в кавычки?) современного фэнтези. Заход, наверное, относительно удачный, поскольку автор и его труд точно лучше и Ротфусса, и Сандерсона, но тем не менее это ещё один совершенно точно не Мартин. То есть обозначенную первую трилогию я закончил не без удовольствия, а местами даже глотал текст, но желания продолжать знакомство с персонажами и миром у меня как-то нет, ну по крайней мере пока нет.

Сейчас попробую пояснить свою позицию чуть подробнее. Сначала, наверное, немного про жанр, который обычно характеризуют, как "тёмное фэнтези" - ну, это не те дроиды, которых обычно в этом жанре ищут. Возможно, иногда Аберкромби немного избыточно смакует описания всяческих крови и кишок, ну и герои, многие герои, чаще ведут себя как эгоистичные говнюки, а не как рыцари в сверкающих доспехах, но в общем никакой особенной жести не наблюдается. Мир того же "Чёрного отряда" (который мне тоже не зашёл) производит куда более безысходное впечатление, например.

Теперь про преимущества Аберкромби перед упомянутыми несколько выше монстрами современного фэнтези. Самое главное - он умеет строить интригу, которая цепляет читателя и в достаточной степени держит в напряжении. Это уже большой плюс по нынешним временам, и даже неспособность автора придумать достаточно взрослый выход из сюжетных поворотов (тут увы, часто развязки слишком плоские и банальные, прямо на удивление) не слишком раздражает - я для себя решил, что это просто следствие общего и несколько печального тренда ювенилизации современной фэнтези. Ну то есть раздражает, но не слишком - это можно простить человеку, который в относительно компактной форме выстраивает увлекательно и разнообразно развивающийся сюжет.

Второе достоинство Аберкромби - это герои. Он и сам сознаёт, что это его сильная сторона - "мне истории по-настоящему интересны только персонажами и диалогами", говорит он в одном из интервью. Диалоги, кстати, действительно весьма живые и насыщенные, особенно в этом плане удался один из персонажей, рефлексирующий инквизитор Глокта, который мысленно проговаривает одну реплику, а произносит, естественно, совсем другую. Остальные персонажи не столь оригинально поданы, но тем не менее общаются живо и вполне естественно.

Но диалоги диалогами, а герои получились здорово и ярко. И Логен Девятипалый, дикий, но добрый в душе северянин-викинг, который в пылу битвы может превратиться во что-то не очень человеческое. И Джезаль дан Луфар, дворянчик из столицы, со своими мелкими желаниями, наделёкий, но не злой. И уже помянутый инквизитор Глокта, некогда бравый кавалерийский командир, которого пытки превратили в живую развалину, передвигающуюся с трудом, но отличающуюся желчным характером. Да и многие другие, от великого мага Байаза до северян-сопартейцев Логена (вообще говоря, история с тем, кем именно были друзья Девятипалого - это, наверное, один из лучших и вполне взрослых сюжетных ходов романа) получились выпуклыми, живыми и деятельными, и за их приключениями интересно следить - иной раз, когда героев тащит особенно удачный сюжетный ход, так и действительно не оторвёшься.

Партию Логена (судя по всему слева направо у нас Форли Слабейший, Рудда Тридуба, Ищейка, Тул Дуру, Чёрный Доу и Хардинг Молчун) любят рисовать больше всего, что в целом правильно, эти герои получились наиболее симпатичными
Партию Логена (судя по всему слева направо у нас Форли Слабейший, Рудда Тридуба, Ищейка, Тул Дуру, Чёрный Доу и Хардинг Молчун) любят рисовать больше всего, что в целом правильно, эти герои получились наиболее симпатичными

Тем не менее, несмотря на очевидные достоинства трилогии, которые делают цикл в целом достойным прочтения, у книги есть и вполне выраженные недостатки, которые заставили меня остановиться, и которые вынуждают снабдить любого, возжелавшего прочитать эту сагу, действовать с осторожностью.

Начнём критику с того, на чём закончили комплименты - на героях. Да, они яркие и выпуклые, действуют вполне сообразно описанному характеру, и, как и говорилось, заслуживают похвалы. Однако они совершенно не развиваются - иногда делают вид, что развиваются, немного меняются, однако очевидно, что нет, это всё тот же самый Джезаль, только со шрамом, а теперь тот же Джезаль со шрамом и в ином статусе. Возможно, виной тому искусственный распил книги на три тома, вызванный требованиями современного книжного рынка, ведь фактически это одна история, в которой логическая точка (и то с запятой!) появляется только в финале третьей части. Но факт налицо - развития характеров практически не наблюдается. И ещё один момент, который, наверное, структурно тоже сюда относится - некоторая искусственность секса в романе. Трахаться герои начинают только во второй книге, причём сразу обильно - такое впечатление, что эту идею подсказали Аберкромби критики первого тома. Удовлетворив означенных критиков, он опять снизил уровень соитий практически до минимума. Выглядит это всё немного странно.

Дальше - интрига, про которую уже было сказано, что она несколько ювенильна. И да, это немного раздражает, когда сюжетный замах на рубль превращается в удар ну максимум на двугривенный, причём ты уже видел этот двугривенный в других местах много раз, да и сейчас издалека разглядел. Дело не в роялях в кустах, сам по себе рояль ничего плохого из себя не представляет и с древних времён является традиционным средством развития сюжета, дело именно в какой-то инфантильности развязок. Поскольку эта рецензия лихорадочно пытается избежать спойлеров, я не буду приводить примеры, но даже главный сюжетный поворот в финале, я был сказал, мирозданческий поворот, оставляет ощущение какой-то искусственности.

Ну и наконец, нельзя отрицать, что сумев создать компактный и довольно увлекательный текст, автор был вынужден пожертвовать миростроением. Причём это не то, чтобы он пытался и не смог, это позиция, и Аберкромби осознанно на это идёт:

Понятное дело, что вы не можете сочинять историю, происходящую в вымышленном мире без того, чтобы этот мир создать, а то, что вы создаёте, должно быть убедительным. Просто я считаю, что такой аспект эпического фэнтези, как подробное описание мироустройства часто заходит так далеко, что подавляет собой всё остальное. Люди пытаются «перепрофессорить Профессора»; без конца соперничают друг с другом в том, чтобы оказаться автором самой подробной, сложной и длинной книги. Так, как будто вся идея состояла в том, чтобы нарисовать набор географических карт и — ого, да мы решили все проблемы! — осталось лишь эскизно набросать парочку умилительно-клишированных персонажей. Чтобы было кому бродить между Занвонзом и Вибвабом, по дороге, путём неторопливой беседы, сливая информацию о том, как функционирует их магическая система.

Но одно дело ставить миростроение в низкий приоритет и не генерить избыточно оригинальный сеттинг в стиле Сандерсона, а другое - вообще на это забить. В итоге вселенная Первого Закона соткана из анахронизмов. Мир, который постулируется как классическое средневековье с рыцарями, полными доспехами и дикими викингоподобными северянами, тем не менее с точки зрения материальной культуры, да и организации общества и армии, ближе к позднему Ренессансу или вообще раннему Новому времени, только без пороха. Особенно в этом плане смущает хорошо организованная Инквизиция, явно срисованная с голливудской версии гестапо или ежовского НКВД, и которой даже в XVII веке быть, по идее, не слишком могло (хотя мы и знаем, что Приказ тайных дел Алексея Михайловича был достаточно эффективной службой). А история с Дагоской вообще рефлексия автора-англичанина на богатое колониальное прошлое своей родины, рефлексия понятная, но к средневековому укладу жизни отношения не имеющая. В общем, регулярное ощущение "не верю" портит обедню.

Тем не менее, карта мира в книгах Аберкромби тоже есть
Тем не менее, карта мира в книгах Аберкромби тоже есть

Так что я с сожалением констатирую, что ещё одна попытка найти второго Мартина окончилась неудачей. Не полным провалом, но тем не менее этого недостаточно. Это не Сапковский и не Вегнер, и большого желания знакомиться с историями Аберкромби дальше я как-то, увы, не испытываю. Хотя, надо сказать, экшен-сцены у автора яркие. Очень живо написано, хоть завтра сериал снимай - в хорошем смысле этого слова. Даже жаль, что безусловный творческий потенциал писателя остался раскрыт не до конца. Что ж, продолжу искать фэнтези своей мечты и наступать на всё те же грабли.