В жизни у меня часто бывает такое, будто внутри у меня кто-то заставляет о чем-то думать серьезно и далеко наперед или же совершить какие-то действия. Ведь не зря говорят, что у каждого человека на плечах незримо сидят двое: на правом плече – Беленький, на левом – Черненький, и они шепчут каждый в свое ухо то или иное, и каждый старается переубедить или отговорить от того, что нашептал «противник». Может быть поэтому так тяжело иной раз принимаются решения.
Однажды, я услышала, что у нас в техникуме набирают заочную группу для обучения на юристов. Я давно хотела поучиться и рванула туда. Узнав стоимость и срок обучения, и что прием будет на основании собеседования – я приняла решение поступать. Что удивительно, и Беленький, и Черненький молчали. То ли они ошалели от моих молниеносных действий, то ли подумали – пусть поиграется, все равно потом передумает. Это осталось в тайне. Может, они думали: возраст – к сороковнику, старший сын уже в ВУЗе учится, младшему еще учиться и учиться, а доход – только зарплата, к тому же работы вал, отпуск по частям выпрашиваю, родители пожилые. Ну, мол, куда ей?
Но как-то так получилось, что беленький на правом плече меня подбадривал, хотя черненький тоже частенько меня уговаривал бросить это дело и пожалеть себя. Однажды было особенно тяжко и морально, и материально, и физически, к тому же заболели мы с сыном знатно. Решила – брошу. Но пришла группа поддержки от кого и не думала – одногруппники стали отговаривать. Одна учебники доставала, другой по дороге на работу заскакивал и завозил. Словом, я, глотая таблетки, сбивала температуру, писала контрольные и курсовые, а они отвозили их в техникум. Низкий им поклон за это! В общем, техникум я закончила с красным дипломом. Иначе, как я считала, было нельзя. Мне было необходимо показывать пример детям, как нужно к жизни и к учебе относиться. Да, на самом деле, стыдно было не только поэтому. Мы втроем из группы были самые возрастные и на нас ровнялись остальные.
А тут открылся у нас в городе филиал Академии Права. Ну, конечно же я пошла туда. Страшно было. Как я буду платить? Сынок уже подрос, скоро поступать, а завод на стадии закрытия, других доходов нет. На меня многие смотрели с подозрительным сочувствием: у нее все нормально со здравым мышлением и, вообще, с головой?
Поступила. На сессии с работы толком не отпускали. Кое-как вырывалась буквально на сам ответ по билету. Экзамен сдам и снова на работу. Соседи спрашивали, «Что ты по ночам в спальне делаешь? Все время свет горит?» А мне спать некогда – учу ночами. А им, видимо, не спится от любопытства – почему у соседей всю ночь свет в спальне. Вот смешные!
Завод все-таки закрыли, и меня, как и большинство, сократили. Тут еще и сын на бюджет не поступил. Пришлось принимать решение, что будем учиться в техникуме на бухгалтера, очно и платно. В РГГУ на факультет финансы и кредит сразу же поступил заочно и тоже платно.
Спасибо, меня взяли сразу на работу в риэлтерскую контору. И низкий поклон владельцу Александру Сергеевичу. С его разрешения я вместо отпуска брала деньги и работала, получала зарплату. Так наскребали на оплату обучения. Бралась за любую работу. Спасибо, родители решили помочь и стали платить за учебу сына в техникуме. А Черненький в ухо мне все на жалость к себе давил: «Пожалей себя, брось, отдохни». А Беленький разом все разбивал: «А какой пример сыну дашь?»
В общем, все проходит. И наконец-то учеба подошла к концу. Времени на написание дипломной работы мне, конечно же, не дали. Да, мне и стыдно просить было. Сдали мы государственные экзамены и надо было ехать в Саратов, защищать диплом.
Спасибо, что в этот день ехал в Саратов наш руководитель на своей машине и взял меня с собой. Я так боялась, что даже разговаривать не могла. И голова гудела, наверно потому, что уже ничего не соображала.
Как я ждала своего захода в аудиторию, как сдавала – толком не помню: сердце трясется, в голове звон. Когда нам сказали оценки и объявили, что у меня «пять», я даже никаких эмоций не почувствовала. И Беленький с Черненьким молчат.
Вышла из здания университета, иду к остановке троллейбуса. Думаю, надо спросить, на каком мне лучше до вокзала доехать. Смотрю, «Скорая помощь» подъехала. Из нее вышли две женщины в белых халатах и пожилой мужчина в черных очках, с палочкой. Они обнялись с улыбкой и женщина с мужчиной пошли в мою сторону.
- Здравствуйте, Вы 5 троллейбус ждете?
- Да.
- А вы не возьмете в попутчики мужчину?
- Конечно, возьму.
Женщина вернулась к «Скорой помощи» и они уехали. Мужчина стоял рядом и улыбался:
- Сегодня у нас был отличный день, неожиданно сказал он, – мы с нашим ансамблем и оркестром выступали в госпитале. Всем очень понравилось, не хотели нас отпускать.
- Какие вы молодцы, – сказала я, и уже с интересом посмотрела на пожилого попутчика, – стараетесь принести радость людям, дарите им положительные эмоции!
- Да, не только мы им дарим, они дают нам сознание того, что мы нужны! То есть смысл жизни, цель...
- А возраст Вам не мешает?
- Ни возраст ни мешает, ни то, что вот уже пятнадцать лет, как я совершенно ничего не вижу.
- Простите, – удивленно сказала я, – но как же вы выступаете, не боитесь ездить один. Спасибо, что вы сказали, мы сейчас доедем и я вас до дома провожу.
- Не стоит, – усмехнулся слепой артист, – я уже хорошо по этому маршруту ориентируюсь. К тому же на остановке меня будет жена ждать. Я ведь когда зрение потерял, чуть не потерялся, как дальше жить? Да, есть, пить, говорить, двигаться, я могу. Но я привык быть нужным, создавать, помогать, что-то делать полезное. А тут как?
И он растерянно развел руками и на лице появилась маска уныния.
– Но однажды я пел песню и вдруг услышал голос соседки, которую я не слышал, как она зашла. И она мне сказала: «Как ты хорошо поешь, заслушаешься! Жаль, что никто не слышит!» Я задумался и у меня что –то внутри толкнулось: я ведь петь и без зрения могу! Это как рычаг был, такая пружина, которая резко разжалась. Я понял тогда, что смогу и дальше в таком новом своем положении приносить людям радость. И вы даже не представляете, как я счастлив!
Теперь его лицо изображало счастье и удовольствие, но с таким благодушием, теплом и умиротворением, что это чувство автоматически распространилось вокруг, как тепло весны, как свет или звук захлестнув и меня.
- А как жена?
- И она за меня рада.
Мы сели на троллейбус, он вышел на своей остановке, а я ехала и думала: «Господи, а я из-за чего переживаю? Вот человек нашел в себе рычаг жить самому полноценной жизнью и приносить людям радость! И ведь создал ансамбль, и дают концерты! А мы, здоровые люди чаще ропщем и жалуемся, слюни распуская».
А несколько лет назад я встретила еще одну уникальную удивительную пару у нас в Вольске Зерницких Александра и его жену Татьяну. Много лет назад такое же испытание не выбило его из колеи. А сейчас он председатель общества слепых, пишет великолепные песни, играет на инструментах. А как он поет! И он, и его Татьяна! Их концерты всегда ждут!
Каждому человеку судьба приносит жизненные испытания. Желаю, чтоб каждый нашел свой рычаг! Ведь не столь важно, сколько раз ты упал, сколько то, сколько раз ты поднялся.
Отправить свою историю можно сюда. И она будет опубликована!
Читать следующий рассказ👇🏻