Найти тему
Strong Arms of the Ma

Наталья Сидорцова: о связи пения и йоги

Дисклеймер: Наталья Сидорцова – одна из самых ярких участниц 8-ого сезона проекта «Голос», актриса, вокальный продюсер, солистка нашумевших мюзиклов «Анна Каренина» и «Граф Орлов». А ещё – моя одногруппница, мы вместе учились на журфаке МГУ (у Наташи не единственная вышка). Это интервью мы делали специально для «Yoga Journal Russia» несколько лет назад. Сейчас сайт поменяли, и текст слетел. Жалко, поэтому часть его будет теперь здесь.

Наше тело – не только своеобразное зеркало жизни, но и инструмент, способный на нее влиять. Этими же функциями обладает голос. Однако его развитию, в отличие от бренной оболочки, уделяют внимание единицы. А зря. Почему? Расскажет Наталья.

Круг твоих профессиональных интересов весьма широк. Насколько я знаю, ты не просто обучаешь пению, но и занимаешься своеобразным коучингом – раскрываешь личность человека через голос. Расскажи про это.

– Я запустила свой образовательный проект, в основе которого лежала школа вокала. Однако за год это выросло в программу креативного коучинга для певцов и актеров, а также для людей, которые вообще не имеют отношения к сценической профессии, но жаждут проявляться, быть услышанными.

Какие именно йогические техники ты применяешь в обучении?

– В первую очередь – это пранаямы. Например, такие дренажные техники, как дыхание огня, влияют на голосовые складки. Резкими выдохами можно снять отечность слизистой. Также важно обучаться задержкам и медленным выдохам – грамотный вокальный звук основан на очень контролируемом порционном выпуске воздуха.

Людей же с жутко забитым, ригидным прессом отправляю осваивать наули и другие вакуумные техники – живот и межреберная мускулатура у поющего человека должны быть эластичными.

Говорят, у певцов есть «отстройки», очень напоминающие замки из йоги. Например, при взятии верхних нот сокращаются мышцы промежности (аналогия с Мула-бандхой). Это так?

– В вокале есть такие понятия, как опора и анкеровка (пение всем телом). Так вот для того, чтобы грамотно опирать и анкировать, недостаточно хорошо дышать. Звук формируется, начиная с ног. Но один из важных поясов нашей опоры – как раз в районе тазового дна. Поэтому оно должно быть очень тонизировано.

Когда берешь высокие ноты, все включается само. Это и есть анкеровка. А вообще, о тазовом дне нужно говорить обязательно, особенно если работаешь с женщиной. После моих занятиях часто беременеют даже те, кто имел с этим проблемы. Как это происходит – я не знаю.

Есть и еще одна точка соприкосновения женской йоги и вокала – это… менструация. Первые дни желательно сбавить обороты или вовсе отдохнуть от практики. Ведь и в твоей сфере так?

– Да, и тому есть четкое объяснение. В период ПМС и в первые дни менструаций происходит задержка жидкости в организме. Первое, что у нас отекает, – слизистые оболочки. В том числе связки. Они становятся менее эластичными, толстыми. Те ноты, которые брались легко, в критические дни так браться не будут. Есть риск травм и кровоизлияния. Петь при этом можно, но максимально осторожно и технично.

Вишневскую однажды спросили, может ли она понять по голосу, что человек – дурак. Она ответила утвердительно: «Чем ты наполнен, к чему стремишься, что читал, слушал и видел – голос отражает все». Согласна с этим? Можешь сканировать человека по тому, как он «звучит»?

– Могу. По интонации, например. Голос – наша визитная карточка. И отсутствие проявленности очень слышно. При этом необязательно человек должен говорить тихо, он может и кричать. Раньше я была очень громкая, сейчас стала тише. Проявленный человек – в нейтрале.

К сожалению, функционал голоса не очень оценен. Люди занимаются внешностью, «накачивают» все, кроме своего потенциала. Звучание же – заявление о себе и о своих целях относительно этого мира.

-2

Немного о «Голосе». В одном из постов ты писала про тотальную благодарность и доверие ко всему происходящему во время заключительных этапов шоу. Как тебе удалось так себя настроить?

– Ты меня постоянно просишь дать конкретный рецепт. Но его нет. Я просто очень хорошо понимала, зачем я туда иду.

Раньше во время всех кастингов и конкурсов у меня случались панические атаки (и это удивительно, ведь каждый новый мюзикл предполагает кастинг). Но, проработав свой комплекс отличницы, уже два года я живу без них – с правом на ошибку и доверием к пространству. Нужно просто постоянно себе это твердить. И когда-нибудь количество «твердежа» перерастет в убежденность в том, что в данный конкретный момент все происходит самым правильным образом для задач духа. Эго же может сопротивляться, однако иногда полезно проиграть, чтобы выйти на новый этап.

То бишь «все, что ни делается, – к лучшему»?

– Мы все знаем эти поговорки, но они замыливаются. Нужно проникаться смыслом. Но универсальной техники нет. Я долго к этому шла, артачилась и до сих пор артачусь. Но важна не цель, а путь. Ведь если бы я добилась тотального доверия, я не реализовывала бы свои амбиции, а сидела под деревом Бодхи. Достигнувший просветления не может быть артистом.

А как ты настраивала себя перед этим судьбоносным выступлением?

– Я дышала «квадрат»: 4 счета – вдох, 4 – задержка, 4 – выдох, 4 – задержка. Эта структуризация дыхательного процесса – сразу все нормализуется. Универсальная практика при панических атаках и тревожности.

«Голос» поменял тебя еще и внешне. Как поддерживаешь фигуру?

– Из последних увлечений – танцы и стретчинг. В плане еды позволяю себе все – я разгадала секрет набора веса: мне никогда не было важно количество – важен был вкус. Я подолгу не ела то, чего очень хотела, а потом срывалась, как алкоголик после завязки. За неделю могла наесть 7 кг. Но в жизни случился «Голос», и появилась дополнительная мотивация. Уменьшив порции, я не отказалась от любимой еды. Если хочется съесть шоколадку – ем, но всего полосочку.

Ты глютен-фри. Что тебя к этому подтолкнуло? Целиакия?

– Жесткой формы целиакии у меня нет. Но, как и у большинства людей, есть ферментная недостаточность для расщепления такой пищи. Почему мы все пухнем с булок? Современные хлеба генномодифицированны. Пшеница, которая росла в 18 веке, содержала совсем другое количество клейковины, сейчас в разы больше. Поэтому я предпочитаю такую пищу ограничивать.

В йога-сфере, как показывает пример американской йогини Джессмин Стэнли, лишний вес – не помеха. А как с этим обстоят дела в твоей профессии? Влияет ли фигура на голос? Или, может, наоборот?

– Прямой взаимосвязи нет. Это миф, что певица должна быть дородной, а если она миниатюрная, значит, данные у неё слабые. Далеко не каждая великая певица крупная. Далеко не каждая крупная женщина – великая певица.