Я уже не раз писала о том, что очень люблю иллюстрации советского художника детской книги Владимира Конашевича. У меня несколько десятков книг с его картинками, как букинистических, так и новых изданий. В блоге пока мало материалов о его творчестве, но это, конечно, временно! Вот ссылки на статьи, где упомянуты иллюстрации Конашевича.
В этом году издательство "Малыш" сделало изумительный подарок поклонникам иллюстратора: издание сборника произведений Самуила Маршака со старыми иллюстрациями Конашевича. Давайте рассмотрим его внимательно и отметим плюсы и минусы издания.
Невероятно интересно смотреть за тем, как меняется стиль художника с течением лет! Но здесь мы можем посмотреть на еще более интересный процесс: десятилетиями Конашевич иллюстрировал произведения Маршака, постепенно развивал свою узнаваемую "кудрявую" и мелкодетальную манеру. Маршак, в свою очередь, тоже не стоял на месте: сочинял новые тексты, переписывал старые.
Всего в этом сборнике опубликовано 14 книг С. Маршака и В. Конашевич, созданных в период с 1923 по 1959 гг. Целый музей советской детской книги в одном-единственном сборнике.
Самая ранняя из приведенных совместных работ Маршака и Конашевича здесь - это "Сказка о глупом мышонке", опубликованная в 1923 году. По-видимому, это было книжка небольшого формата, в которой на одной стороне оборота был рисунок, на другой - фрагмент текста. Здесь их напечатали по 2 разворота на странице. В иллюстрациях обращает на себя внимание ограниченная палитра. Контуры Конашевича очень узнаваемые, тем удивительнее, что он обходится без них в других книгах.
Следующая совместная работа поэта и художника - небольшая поэма "Пожар" о том, как неосторожное отношение с огнём может привести к опасным последствиям. Книжка вышла в 1925 году. Здесь тоже вполне узнаваемые Конашевич, но контуров на иллюстрациях куда меньше: он отказался от них, чтобы лучше подчеркнуть неуправляемую стихию огня. Интересно также, что вся книга нарисована тремя цветами: черным, желтым и красным.
Следующая книга тоже 1925 года, это издание маршаковских переводов детских английских песенок: "Дом, который построил Джек" и других. К сожалению, эта книжка опубликована в сокращении, но все же мы можем составить представление о ее визуальном нарративе. Тут хочется обратить внимание на две вещи: 1) Конашевич пять выбирает очень ограниченную палитру, и все равно у него получается здорово. При этом в книге в целом используются все основные цвета, просто одни развороты нарисованы одной палитрой, с акцентом на крупных голубых деталях, другие - другой, с зелеными акцентами. В результате "холодные" развороты как бы чередуются с "теплыми", правда нет там ни чисто теплых, ни чисто холодных сочетаний: развороты сине-красно-черные чередуются с зелено-оранжево-коричневыми. 2) Авторские шрифты Конашевича - это просто находка!
Интересно, что впоследствии он еще не раз будет иллюстрировать тот же самый материал - те же самые переводы английских детских песенок. И придёт в итоге к совершенно другим сюжетам и манере рисования. Ну а пока у нас 1925 год, и Конашевич иллюстрирует еще одну книжку английского детского фольклора, переведённого Маршаком. Но тут мы уже видим один из самых любимых приёмок Конашевича: иллюстрировать каждую строчку, то есть каждый поворот сюжета, и помещать все эти микросюжеты на одной странице, как в комиксе.
У первого издания всем известной истории про котяток, которые потеряли перчатки, был альбомный формат. Перчатки при этом художник изобразил нарочито огромными и совсем не кошачьими какими-то. С момента предыдущего подхода к английским детским печенкам прошло пять лет, и идея художника снова меняется. Мир получился каким-то цирковым, это уже не импрессионизм, с голубыми тенями на лицах, а его логичное продолжение: земля, деревья, дома, сами котята - все выполнено в одной палитре, меняется лишь расположение цветов на разных поверхностях.
Я пропущу несколько произведений и соответственно серий иллюстрации и перейду к своему самому любимому произведению Маршака - стихотворению про Рассеянного с улицы Бассейной. Это версия 1933 года, до этого сборника я ни разу ее не видела. Вся книга выполнена тремя красками: черной, зеленой и коричневой. Этой ограниченной палитрой Конашевич изображает очень подробный мир - мир вещей человек 1930-х годов. Дом Рассеянного и все предметы в нём - это какое-то пособие по изучению быта тех времен.
Обращают на себя внимание и позы людей. Их жесты, выражения на крошечных лицах гипертрофировано эмоциональны. Они не просто пугаются, возмущаются, взывают и так далее, а делают это Очень Выразительно и Подчёркнуто Громко.
А еще это очень тонкое и лаконичное рисование. Тонкие линии, подробно прорисованные предметы, много воздуха и чистого пространства - это все позволяет создать какую-то архитектурную гармонию на странице (да и вспомним, кстати, что Конашевич был архитектором по образованию).
И наконец мы подошли к книжке, которая стала для меня открытием: иллюстрации Конашевича к стихотворению Маршака "Мяч", издание вышло отдельной книжкой в 1936 году. По-моему, это полный восторг, особенно архитектурные пейзажи на заднем плане! Даже комментировать ничего не буду. А еще я не узнала здесь Конашевича.
В заключение покажу фрагменты еще из пары книжек, но они уже куда лучше засмотрены нами, мы встречали эти иллюстрации в многочисленных переизданиях книг Самуила Маршака. Вот книга 1941 года о самом любимом детском лакомстве. Мне кстати в детстве не разрешали есть мороженое, его покупали, растапливали в тарелке и можно было есть сладковатую жижу. В те годы считалось, будто детские простуды и ангины от мороженого начинаются. Хорошо, что сейчас этот дремучий стереотип канул в лету, мой ребенок все детство ел мороженое, сколько хотел.
Книгу Маршака "Про всё на свете" впервые выпустили в 1959 году, а затем переиздавали множество раз, так что и поколения 1960-х и поколение 1980-х узнает эти рисунки. Думаю, что это образец развивающей литературы тех лет, сколько разных понятий и реалий упомянуто в небольшом в общем-то стихотворении. И они тут же нарисованы, причем весьма искусно.
В самом конце книги есть справочный материал: статья Конашевич о Маршаке и их письма друг к другу.
В этой статье я, конечно, показала не все книжки, которые вошли в состав этого изумительного сборника. Некоторые пропустила, чтобы материал не получился совсем уж необъятным. Но даже по нескольким выложенным страницам видно, как интересно наблюдать за изменением стиля художника, за его всё расширяющимся диапазоном, за этим процессом бережного соавторства, внутри которого художник и поэт работают сообща, создавая нечто единое.
Обратила внимание на то, что в этой серии "Классики детской книги" вышел также подобный сборник Маршака с иллюстрациями Лебедева. Видимо, стоит взглянуть на него внимательнее. Все же у меня есть произведения Маршака с иллюстрациями Лебедева, возможно, нет необходимости менять их на что-то другое.
***
Как вам идея подобного сборника? Какие книги Маршака и Конашевича понравились особенно, а какие показались менее удачными?