Найти тему

Взгляд за парадный фасад: откровенно дискомфортный фильм “Май, декабрь” с Джулианой Мур и Натали Портман

Оглавление

Любопытство, смешанное с одержимостью; влюбленность, скрывающая преступные намерения; верность, отобравшая молодость. Каким получился фильм Тодда Хейнса, который в мае был представлен на Каннском кинофестивале, а 1 декабря вышел на Netflix? Давайте разбираться.

Кадр из фильма "Май, декабрь"
Кадр из фильма "Май, декабрь"

В центре истории — семейная пара Грейси и Джо. Вместе они уже более 20 лет. С первого взгляда это практически образцовая, счастливая пара, которая устраивает барбекю по выходным. Их старшая дочь учится в университете, а подростки-близнецы вот-вот окончат школу.

В дом к семье приезжает киноактриса Элизабет Берри, которая будет исполнять роль Грейси в фильме, основанном на их истории. Чем эта семья заслужила экранизацию своей жизни?

Любовь Грейси и Джо началась с громкого скандала. Их первая близость случилась, когда Грейси было 36, а Джо всего 13. Об этом быстро стало известно общественности. Против женщины начался уголовный процесс: ее ждал тюремный срок. Вскоре после освобождения Грейси пара поженилась.

Элизабет приезжает, чтобы узнать больше о героине, которую на первый взгляд просто невозможно понять. Актриса хочет узнать мотивы Грейси, очеловечить ее историю, донести до зрителя правду о чувствах женщины. Удастся ли ей это?

Режиссер картины — Тодд Хейнс. Вы можете знать его по фильму “Кэрол” с Кейт Бланшетт и Руни Мара в главных ролях. По словам самого режиссера в этом фильме соединяются два больших моральных вопроса — непосредственно сама история Грейси и Джо, а также вопрос о доступе к истине для создателей фильмов, основанных на реальных событиях, о затратах и ущербе, в том числе психологическом, которые несут актеры для достижения художественных целей. Ведь на первый план в кинокартине “Май, декабрь” выходит не сами Грейс и Джо, а Элизабет, которой есть что доказывать в киноиндустрии.

Кадр со съемок фильма "Май, декабрь"
Кадр со съемок фильма "Май, декабрь"

На мой взгляд, “Май, декабрь” — фильм не для массового зрителя. Режиссер выбрал довольно нетипичный, сложный киноязык. Фильм очень вялотекущий, даже статичный. Мы знаем о героях очень мало, многое нужно додумывать. Зрителю нужно самостоятельно понять, кому здесь нужно сочувствовать.

Прежде, чем я перейду к основным рассуждениям о ленте, хочу заметить, что мой обзор подойдет скорее тем, кто уже смотрел фильм. Я хочу не рассказывать о фильме, а скорее разобраться в нем. Также хочу обратить внимание, что я не буду касаться реальной истории, которая легла в основу фильма “Май, декабрь”.

Кино не для всех

Кадр из фильма "Май, декабрь"
Кадр из фильма "Май, декабрь"

“Май, декабрь” — довольно нервное кино. Это драма о сложных отношениях и эмоциональной нестабильности главных героев. Различные этические и моральные аспекты, изображенные в фильме, могут вызвать разные эмоциональные реакции у зрителей. Более того, некоторые сцены и темы могут быть вызывающими или неприятными для определенных зрителей.

Основная тема фильма — это то, о чем совсем не принято говорить. Важно понимать, то что произошло между Грейси и Джо в момент их знакомства — это абсолютно не норма. Но при этом в фильме не ставится вопрос о нормальности произошедшего. Моральные вопросы поднимаются между строк на личный суд зрителя.

Второй пункт — это очень сложное воплощение. Герои не очень разговорчивы, чаще даже молчаливы. Детали семейной истории зритель узнает не от Грейси или Джо, а от свидетелей — бывший муж Грейси, адвокат, владелец зоомагазина. То есть вся история эта призма мнений, поэтому каждому наблюдателю нужно подумать и принять свою точку зрения на тот факт, который свел Грейси и Джо.

Кстати, здесь же хочу обратить внимание, что вопрос отношений между взрослой женщиной и подростком, учительницей и юным учеником в кино не новый. Для комедийных фильмов это даже клише, там обычно только-только начавшие взрослеть юноши проявляют внимание к хорошеньким учительницам, а те не могут им отказать. Чаще инициатива в руках подростков, что как будто бы снимает вину со взрослой женщины. Но это не так. “Май, декабрь” — это фильм, который говорит о долгосрочных разрушительных последствиях такой связи.

А внутри они кричат

Главные герои только в самом конце фильма дают волю своим эмоциям и показывают истинное лицо. Но внутренние конфликты между персонажами были на протяжении всего фильм. Обсудим это.

Грейси + Элизабет

Кадр из фильма "Май, декабрь"
Кадр из фильма "Май, декабрь"

Элизабет хочет вырваться из образа телевизионной актрисы и предстать в сложном образе в полном метре, чтобы доказать свою состоятельность в профессии. Но в какой-то момент ее желание очеловечить Грейси, понять ее переходит в одержимость. Актриса буквально хочет перевоплотиться в свою экранную героиню.

Грейси же сначала присматривается к Элизабет и постоянно держит ее в поле зрения. Женщина старается касаться только предполагаемого для фильма периода своей жизни в 1990-е. Но стоит только коснуться болезненного прошлого или сложного настоящего, Грейси закрывается и переводит тему. Она совершенно не готова честно взглянуть на свою историю со стороны, она изо всех сил хватается за легенду про любовь, победившую обстоятельства.

Но затем в Грейси происходят перемены в отношении к Элизабет. Грейси начинает получать скрытое удовольствие от внимания к своей персоне, от подражания Элизабет ее личности.

Грейси совсем не считает, что сделала что-то плохое и пытается убедить в этом актрису. Но Элизабет всячески пытается докопаться до истины, хотя сама Грейси в конце фильма дает понять, что у актрисы ничего не вышло, и правды она не поняла.

Грейси + Джо

Кадр из фильма "Май, декабрь"
Кадр из фильма "Май, декабрь"

Сразу стоит сказать, что это односторонние и даже оскорбительные отношения. Джо в этой семье никогда не был полноценным партнером. Он не является равным мужем и родителем. Джо как еще один сын-подросток для Грейси, а для детей он не мог быть отцом, так как он просто не научился анализировать и принимать самостоятельные решения.

Грейси обманывает себя, преувеличенное чувство благополучия их семьи застилает глаза, женщина не видит объективной правды об их отношениях, что приводит ее к грусти и гневу даже от несущественного повода. Ее эмоциональные качели из-за “непонимания их с Джо любви” приводит к тому, что Джо вынужден быть “нужным” и поддерживать Грейси, хоть он это толком и не умеет делать.

Джо — это яркий пример жертвы, который страдает от долгосрочных последствий этой преступной связи. На первый план в его жизни всегда выходит Грейси, преданность и любовь к ней, а также страх огорчить ее.

Также этот факт подтверждается сложными отношениями Грейси с ее детьми от первого брака. А отношения Джо с его семьей очень плоские, он даже не обсуждал вопрос нормальности ситуации с родителями, поэтому спустя двадцать с лишним лет после произошедшего ему просто не о чем говорить с отцом. Это показатель того, что Грейси во многом подавила Джо как личность.

Мы можем наблюдать и множество других негативных последствий этих губительных отношений. У Джо ПТСР, он безжизненно пялится в экран телевизора, перебирает старые фотографии, он не может пережить травму, потому что никто не пытается ему помочь. У него явная депрессия из-за стыда и вины. А также страх независимости, неспособность повзрослеть.

Спасибо обзорам психологов, которые помогли мне лучше разобраться в характерах главных героев.

Джо + Элизабет

Кадр из фильма "Май, декабрь"
Кадр из фильма "Май, декабрь"

Джо и Элизабет одного возраста, но между ними как будто пропасть: их жизни двигались в совершенно разном темпе. В одной сцене Элизабет упоминает, что она только задумывается о детях, а дети Джо уже идут в колледж.

Только в общении с Элизабет Джо понимает, что его жизнь может быть иной. Он понимает, что его любовь к Грейси наверное совсем и не любовь.

А сама Элизабет настолько увлеклась, что не заметила, как использовала Джо, чтобы на себе понять, каково это быть в связи с этим парнем.

Особенности киноязыка

Кадр из фильма "Май, декабрь"
Кадр из фильма "Май, декабрь"

Большое значение в картине режиссер отводит символам. Это очень тонкие элементы, которые позволяют зрителю лучше понять героев.

Один из самых очевидных символов — это бабочка. Бабочки-монархи, которых разводит Джо, это вымирающий вид, и даже небольшое повреждение и изменения в условиях жизни может нанести вред их развитию. Это явная параллель с самим Джо.

В сцене, где Элизабет помогает подбирать мальчика на роль Джо, она говорит, что он даже в 13 лет производит впечатление. А в 36 он словно прозрачный. События его жизни нанесли вред его становлению. Поэтому он так старательно пытается сохранить вид бабочек-монархов.

Следующий, уже не такой очевидный символ — актриса. Совсем не просто так в жизни этой пары появляются Элизабет. Актер — это символ маскировки. Элизабет легко вписывается в их повседневность, что дает нам понять о том, что вся семья носит маски.

Все точки над i

Кадр из фильма "Май, декабрь"
Кадр из фильма "Май, декабрь"

Сцена фильма с выпускного детей дает понять нам, какое будущее ждет героев.

Грейси показывает истинное лицо главного злодея истории. Она четко дает понять, что она не уязвленная жертва, она понимает, что делает. И это немного устрашает.

Джо буквально отделился от семьи железным ограждением. Он двигается вдоль забора, а затем со слезами смотрит на своих детей, понимая, что все кончено.

Элизабет в свою очередь осознает, что так и не добралась до сути. В финальной сцене со съемками, мы видим, как актриса не может нащупать нужное настроение и постоянно просит еще один дубль.

Общее впечатление

Фильм сложный. И я совсем не уверена, что когда-нибудь захочу его пересмотреть. Даже обзор мне было писать сложно, так как нет одного однозначного мнения насчет данной истории. Но если вы любите фильмы, в которые нужно погружаться, где нужно много додумывать, анализировать, то фильм рекомендую. Здесь точно есть о чем подумать.