Найти тему
Музей Вертолетов

Из Москвы в США

Сегодня мы расскажем вам еще об одной удивительной машине, его экипаже и очень сложном перелете, который достоин внимания.

Однажды, засиделись на кухне две давние подруги Людмила Полякова и Галина Расторгуева, а по совместительству летчицы-испытатели НИЛИЦ. И родился у них в голове план сверхдальнего перелета, да никуда-ни будь, а прямиком из Москвы в США.

Пройдя череду согласований с председателем ЦК ДОСААФ А.И. Покрышкиным, и Министром авиационной промышленности П.В. Дементьевым, Расторгуева получила предварительное «добро».
В идею сверхдальнего перелета включился и Генеральный конструктор МВЗ М.Л. Миль, а после его кончины – М.Н. Тищенко, возглавивший все работы по вертолету.

На базе Ми-24В был разработан специальный рекордный вариант вертолета Ми-24А без бронирования и вооружения, с уменьшенной взлетной массой, получивший обозначение А-10. На этом вертолете Г.В. Расторгуева вместе со штурманом гражданской авиации Л.А. Полянской совершила ряд тренировочных полетов общей продолжительностью 36 ч. Тогда же в команду добавилась оператор Галина Кошкина.

Советские вертолётчицы должны были проследовать по маршруту Москва – Анадырь – Канада – Майами - Ватсон Лейк. Одних девушек, естественно, никто не отпустил и в сопровождение будущим рекордсменам отрядили Ми-17, которым управляли военные лётчики В.М. Чернов и В.Б. Калиш, а также на его борту находилась группа техников во главе с инженером ВВС Игорем Гайворонским.

1 сентября 1992 года Ми-24 оторвал шасси от полосы и начался небесный марафон. Полет был действительно очень сложный, с отказами оборудования и нештатными ситуациями. Общая протяженность составила почти 24942 км, средняя скорость – 227 км/ч, время -112ч 48 минут.

Перелёт Москва-Майами был посвящён сразу трём значимым событиям: 50-летию ленд-лиза между США и СССР, 500-летию открытия Америки, а также 55-летию легендарного перелёта женского экипажа из Москвы на Дальний Восток. Основная задача, которая ставилась перед участниками проекта - продемонстрировать высокую надежность вертолета Ми-24 в полетах на сверхдальние расстояния в различных климатических зонах. И, надо сказать, и люди, и машина прекрасно справились с поставленной задачей.

А вот финал этой истории не такой героический, к сожалению.
Со слов Виктории Полянской, внучки Людмилы Полянской в Майями (хотя конечной точкой маршрута был Ватсон Лейк) случилось ЧП:
«А потом случился стыд!
Парни наши русские, пока все спали, решили на Людином вертолете покатать кого-то там ночью и оторвали хвост вертолета.
Сразу же с Родины прислали Ан-22 "Антей" и быстренько отвезли всех домой.»

А сама легендарная машина до сих пор находится у нас в Торжке в музеи ЦБП.