Найти тему
Охотник за Мечтой

Уличные войны: они не примкнули к "пацанам" и не захотели быть их жертвами. Феномен "спортиков" в нулевых

Оглавление
Традиционный выезд в лес с ночевой для проведения боёв. Фото из архива бойцовского клуба "Стрелы Перуна"
Традиционный выезд в лес с ночевой для проведения боёв. Фото из архива бойцовского клуба "Стрелы Перуна"

Впервые я услышал это выражение, "спортики", прошлым летом, когда один из участников семинара по методу "Охотник" в Новой Слободе рассказывал о своей юности. Суть его рассказа заключалась в том, что в 90-е улицы города были поделены между "шпаной" и "спортиками". Как позже выяснилось, к "спортикам" относился и я...

Не с "пацанами" и не с "лохами"

Суть того трагического спектакля, в который была погружена молодёжь 90-х и начала нулевых, сводилась к стихийному расколу подростков на два лагеря: "пацанов" и "лохов" - всё в соответствии с любимой психологической игрой человечества в "хищников" и "жертв". Закон улиц формулировался жёстко и просто: лохи должны платить пацанам, потому что слабее.

Это чистый социал-дарвинизм: как волкам естественно питаться оленями, так "раса сильных" должна эксплуатировать "расу рабов".

В "пацаны", в основном, шли именно потому, что не желали быть "лохами" - жертвами издевательств. Но оказалось, что этот выбор - "пацан или лох", был во-многом иллюзорным. Это доказывает особая каста "спортиков", которая не вписывалась в общую иерархию улиц.

"Спортики" - это молодёжные группировки, создаваемые на базе разных бойцовских или борцовских клубов. В отличие от шпаны, которая придерживалась воровских понятий, спортики создавали свои понятия и к "синим", то есть уголовникам, могли относится по-разному. Тем не менее, стоит признать, что в основной своей массе спортики - это те же "пацаны", то есть подростки и парни, ориентированные на криминал.

Но не все спортики разделили любовь к "бандитской чести". Так уж сложилось, что мне довелось быть частью коллектива, который по всем критериям относился к касте спортиков, но с презрением относился не только к жертвам "пацанов", но и к самим "пацанам".

Цитата первой книги об уличных войнах в начале нулевых. Заказать книгу можно через мой блог ВК
Цитата первой книги об уличных войнах в начале нулевых. Заказать книгу можно через мой блог ВК

Все признаки банды, но ценности иные

Группировки создавались по очень простой причине: улицы контролировали банды, а не милиция. Поэтому приходилось самим думать о своей безопасности. Однако, помимо безопасности, были ещё ценности. Вот что вспоминает один из моих друзей и боец коллектива "Стрелы Перуна":

"Я с 12-ти лет мотался за район. У нас во дворе все пацаны были с гопниками. Я тоже пару раз участвовал в отжимании денег. Но потом каждый раз чувствовал себя так, словно помоями полили. Понял, что не для меня это. Поэтому искал варианты вырваться из этой системы".

Нас считали скинхедами потому, что мы брились наголо, ходили в берцах и камуфляже и были не прочь подраться.

Сейчас, оглядываясь назад в прошлое, я вижу, что у нашего коллектива было очень много схожего с пацанскими группировками. Мы все лепились по одной и той же схеме.

1. Наличие собственных понятий.

Они, действительно, были. Но не имели никакого отношения к криминальной идеологии. Например, у нас считалось западло курить и употреблять алкоголь в ЛЮБЫХ количествах. Поэтому присоединявшиеся к нам ребята, те, что не желали быть ни "пацанами", ни их жертвами, тоже довольно быстро отучались от этих пагубных привычек.

2. Деление на "основу" и рядовых членов.

Так же, как и в пацанских группировках, мы принимали к себе всех желающих, но вот в основу было попасть сложно. Нужно было сдать экзамен на право ношения шеврона клуба, а потом постоянно подтверждать своё присутствие в коллективе систематичными тренировками без пропусков. Парни с основы постоянно и обязательно ездили на соревнования по рукопашке.

3. Наличие общака.

Как и в пацанских группировках, у нас был общак и пополнялся он за счёт взносов. Платили все, кроме основы. Отличие от бандитского общака в том, что он не пополнялся через криминал - только за счёт взносов. И это был именно общак. Старшие никогда не брали оттуда деньги на личные цели.

Цитата первой книги об уличных войнах в начале нулевых. Заказать книгу можно через мой блог ВК
Цитата первой книги об уличных войнах в начале нулевых. Заказать книгу можно через мой блог ВК

Логика силы

Шпана была вынуждена считаться со спортиками, так как за ними была сила. Такая же история была и с нашим коллективом. В 2003-м мы собирали на центральном стадионе Йошкар-Олы 60 человек - капля в море в сравнении с гопотскими группировками. Тем не менее, гопники были вынуждены с нами считаться. Неоднократно были эпизоды, когда после драки нашим забивали стрелку, но, узнав, с кем связались, предпочитали замять или вообще отказаться от встречи.

В 2008-м мы тренировались на стадионе "Динамо", а метрах в 30-ти за трибунами гопники проводили свои сходняки. И ни разу ни одна падла из их числа не попыталась ни кого цепануть ни до, ни после тренировки. Был эпизод, когда один из их старших подошёл перед тренировкой ко мне и спросил, сколько будет стоить тренировать их команду. Но я предложение отклонил, так как мы всегда видели друг в друге идейных оппонентов. На видео ниже - тренировочный эпизод тех лет.

Феномен "спортиков"

Однажды один из тренеров по айкидо мне сказал, что для боевых искусств клановость характерна и естественна. Это действительно так. Любой спортивный клуб бойцовской направленности - это готовая дружина: есть бойцы, есть лидер, есть объединяющий ритуал - тренировка. Чего не хватает, так это идеологии.

Идейный вакуум в конце 80-х и 90-х заполнила воровская идея.

Так большая часть "спортиков" от банальной защиты своих интересов перешли к вымогательству и крышеванию, оказались тесно завязанными на криминал и приняли устойчиво деструктивный характер. Большая часть, но, как выяснилось, не все.

Однако, должен отметить, что к концу нулевых уличная преступность стала сходить на нет. Старших либо пересажали, либо поставили в такие условия, когда они были вынуждены отказаться от свое деятельности. Не исчезло, конечно, крышевание, но заниматься им стали другие люди с другими возможностями. А уличные группировки сходили на нет. Вместе с этим, постепенно, угасала и мотивация людей к тренировками и практике рукопашного боя. В 2009-м на наши тренировки собиралось уже не более 15-ти человек. Наступала другая эпоха, эпоха непуганых оленей.

Читать ещё

Рудияр

Общаюсь с подписчиками здесь: ВК Телеграмм Ютуб