Как в современном искусстве используется искусственный интеллект? Дошли ли нейросети до Смоленска? Каким будет искусство будущего? Разобрались вместе с Константином Павловым — мультидисциплинарным художником, который работает в аналоговых и цифровых медиумах.
- Что привело вас в искусство?
- Акт искусства даёт витальность. В его основе лежит поиск энергии. Искусство — поле для получения информации и нетворкинга. Когда был локдаун, я начал делать проект с южными корейцами. Это было очень интересно, потому что я попал в новое измерение. Бездействие, тревога были заменены на приключение по обмену информацией и опытом. Мы создавали виртуальное пространство.
- В каких стилях работали в студенческие годы?
- Очень искренне работал в комиксах. Это простота подачи, интернациональность, когда каждому понятны персонажи. Потом мы учились рисовать натюрморты — проходили всю базовую школу. Затем был долгий период модернизма. Я экспериментировал с формой.
- Какие приблизительно были комиксы?
- Сейчас я возродил это направление и с помощью комикса раскрываю судьбу персонажей. Видеоарт, комиксы — это фрагменты одной большой мультивселенной, где живут созданные мной персонажи. Любые элементы стилистически связаны с общим вайбом. Я самостоятельно изучаю анимацию, графические приемы, мультипликацию.
- В ваших работах встречаются девушки с азиатскими чертами лица. Чем вас так привлекает азиатская культура?
- Искусство — это язык коммуникации. Он позволяет транслировать информацию о себе. Сейчас в моей жизни много общения с китайцами. Я заметил, что у взрослых людей на аватарке стоят архетипы из каких-то аниме. Например, у функционера из университета стоит персонаж из Наруто. Он себя видит в неком архетипе, который относится к этой культуре. Мне интересно это изучать. Именно поэтому элементы китайской культуры находят отражение в моих проектах.
- Как бы вы сформулировали свою цель, как художника?
У самурая нет цели — есть только путь. Мои живописные работы выставлялись в Третьяковской галерее. Кто-то помнит об этом? А вот то, что я сейчас делаю, находит отклик.
В современном мире существует переизбыток информации и образов. Искусство — это способ понять этот мир. Цель — понять о нем больше, чтобы чувствовать себя комфортнее и свободнее.
- Что хотите передать окружающим людям?
- Последние проектные работы были по созданию медитативного пространства, где люди могут отдыхать и созерцать образы. Мы решили установить некий телемост Китай-Москва, чтобы люди могли общаться и самовыражаться средствами искусства. Мы хотим, чтобы люди других культурных матриц попробовали выразить, изобразить современного человека.
- Кто для вас современный человек?
- Понятно, что будет возникать новый гуманизм, новая синтетическая культура с учётом тенденций на мировой арене и интересов Китая. Художественная среда была законсервирована ковидом и это был период выживания, ужасающего кризиса и проверки нервной системы на прочность.
- Что для вас значит мультивселенная?
- Я создаю мем и для меня мультивселенная— это некая таблица в Excel, куда я вношу новые данные. Она обретает свои очертания, когда полнота и целостность персонажа закончена. Герой словно бы оживает и способен к ретранслированию информации. Поэтому я досконально создаю сеттинги и делаю визуализацию средствами разных искусств. Например, Амару, персонажа мультивселенной, мы напечатали в 3D. В основе лежит универсальный аватар, который сделан в трёхмерной графике. Это значит, что в будущем, персонажа можно напечатать в полный рост и сделать андроида с такой внешностью.
- Кто такая Амара?
- Амара — символ слияния человека и технологий, непорочное мудрое существо из недалекого будущего.
- Что значит это имя?
- Сначала была Амари. Мы установили, что со санскрита имя переводится, как божество в обличье женщины. Вообще я дал это имя случайно. Была выставка. "Срочно, как назвать работу?", — думал я. Вдруг увидел картину с обнаженной фигурой и розоватой кожей. Это была «Омара». Я в спешке попросил записать имя «Амара». Так и закрепилось.
- Что из себя представляет творческий процесс?
- Творческий процесс представляет работу по различным направлениям. Если я устаю что-то делать— переключаюсь на другое. Творческий процесс заключается в невыгорании. Я не смотрю сериалы и фильмы не по теме, чтобы они не разрушили мое виденье. Если мне нужен киберпанк, то я буду изучать Уильяма Гибсона «Нейромант», установлю игру и посмотрю, как тема реализована там. Я буду изучать все, чтобы найти уникальное высказывание. Мне нужно отстроить своих персонажей так, чтобы они не коррелировали с героями других произведений. Персонажи должны иметь авторскую глубину. Современное искусство не любит фальшь.
- Какие тенденции в современном искусстве можете выделить?
- Сейчас идёт работа с актуальными проблематиками. Если человек будет изучать работу мозга новыми средствами, презентовать свои эксперименты в арт-среде, создавая проект— это будет современным искусством. Тенденция — метамодернизм.
Чем современный показ и его культура отличается от других форм? Показ проходит в whitecube — безликом белом пространстве. Белый пол, белые стены и только объекты искусства, которые несут смысл, транслируют информацию и обязательно размещается текст концепции, который позволяет понять, куда мы погружаемся.
- Какие возможности цифровое искусство дает художникам?
- Зависит от стратегии автора. Борьба идет за то, чтобы признали произведением искусства, а не на том, какими средствами мы можем создавать. Проект, в котором есть элементы, сделанные искусственным интеллектом, может быть признан искусством, если он качественный. Современное искусство тяготеет к мультимедийности. «Рождение Амары» мы сделали в формате видеоинсталляции. Амара читала непрерывную мантру. Был полумрак, неоны, принты, картины — воссозданная атмосфера мира недалекого будущего. Там могут быть созданные нейросетью элементы, если они углубят экспозицию и будут усилены другими средствами.
- Чем может еще помочь искусственный интеллект?
- Есть книга Кай-Фу Ли «Сверхдержава искусственного интеллекта». В ней, вплоть до пятидесятых годов, идёт внедрение различных форм, как роботы-жуки. Следующий этап — киберзрение. Вышесказанное — четвертая волна искусственного интеллекта. Мы сейчас находимся в третьей волне. Последующий этап —технологичные новации, которые будут менять картину мира. Они уже некоторыми цивилизациями планируются пошагово.
- Каким вы видите искусство будущего?
- Искусство осмысляет и визуализирует те сферы, о которых мы говорим. Мы можем говорить, а можем показать. Амара — модель будущего андроида, которую напечатали уже в Смоленске.
- Есть ли будущее у искусства в Смоленске?
- Люди будут больше интересоваться современным искусством. Станет меньше заблуждений. У искусства светлое будущее.
Авторы:
Студенты третьего курса
направления подготовки
«Журналистика»
Мария Кучерявенко
Милана Толико