Найти тему
Тайна - это ты

Как объяснить ребёнку?

"Сегодня чуть не потеряла ребёнка в торговом центре, не доглядела! Как и что объяснить и как научить ребёнку в таких ситуациях, ведь он ещё маленький, ему 4 года".

Друзья, дочитайте до конца. Тема очень важная. В конце опишу один классный прием, который работает на детях и взрослых.

Объяснить - сделать ясным, понятным, позволить человеку осмыслить что-либо. Смотрите, какая тут важная закавыка. Если мир нам понятен, то снижается тревога. Нет страха и печали, есть понимание законов и правил - можем быть смелыми, экспериментировать, развиваться. Приходит интерес, энтузиазм, радость, а с ними и психоэмоциональное благополучие, успех, процветание. Ребенок уверен в себе, спокоен, увлечен своими делами. Легко дается учеба, легко складывается общение со сверстниками, крепок иммунитет, так как нет фона хронического стресса. Потому так важно ребенку объяснять базовые вещи. Информация уляжется в его голове, повлияет на состояние, а состояния - на судьбу. Как же объяснить ребенку, если он мал?

Наше мышление развивается так же постепенно, как тело. Мы не ждем от грудничка, что он встанет и пойдет. То же самое с мыслями в голове. Сначала нужно развиться наглядно-действенному мышлению. Руки - это и есть мышление малыша. Ребенок действует и смотрит, что получилось, так пространство осмысляет. Малыш должен манипулировать предметами, чтобы понять их свойства. Для этого он играет, рисует, лепит, конструирует. Такова логика развития его мозга. Нет смысла орать и наказывать, вы тормозите развитие ребенка. Объяснить= дать поиграть, облизать, разобрать, сломать, раскрутить и попробовать собрать. Если существует много "нельзя", то сам процесс познания начинает ассоциироваться с опасностью, угрозой, чувством "я плохой".

Действия - образы - логика. После 3-4 лет, когда в базе опыта накопятся образы предметов и ситуаций, мышление из наглядно-действенного плавно перетекает в наглядно-образное. Можно уже не брать в руки, а представить в голове предмет, картинку, сюжет. Помогите малышу - придумайте такие образы, которые вызовут эмоциональную реакцию, запомнятся надолго. Нарисуйте, слепите. Каков накопленный опыт прошлых поколений? Как они решали эту задачу? Через фольклорные формы - сказки, былички, сказы. К концу дошкольного возраста мозг ребенка способен уже оперировать словами и понимать логику рассуждений в достаточной мере, чтобы заниматься не бытовым, а научным постижением реальности, когда вместо предметов - числа, логические конструкции, термины. С 6-7 лет мышление ребенка становится словесно-логическим. Чтобы оно развивалось, нужна помощь педагогов, нужны учебники.

"Жила-была девочка, похожая на тебя..." - это книга Бретт Дорис, в которой хорошо описано, как можно объяснять ребенку правила поведения, не вызывая сопротивления. Расскажите историю о мальчике, девочке, которые были "похожи" на ребенка. Они пошли в магазин, малыш убежал, а мама его потеряла. Как они справились с ситуацией? Что нужно делать? Что нужно сказать? Как нужно реагировать? Вложите нужные вам смыслы в образы и сюжет, который ребенок легко запомнит.