Зловещая новинка этой осени - сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте" - поделил общество на два лагеря. Одни воодушевились на имитацию подобных уличных ОПГ, а другие с ужасом и осуждением вспомнили свои 80-е и 90-е.
Я бы посмотрела на описанную ситуацию из нашего прошлого как на социальную систему. Потому что она ей и является - жестокой, агрессивной, забирающей системой, направленной на извлечение личной выгоды и обеспечения собственной безопасности для ее участников. Способ выживания. О формах проявления таких структур я писала в статье Забирающие системы повсюду, или За все надо платить?
Чем плоха система уличных группировок
Как и абсолютно всем забирающим системам, уличным группировкам свойственно плевать на личность ее участников. В силу своей агрессивности эта система даже не просто плюет на личность, волю и свободу выбора. Она их отменяет и стирает. В фильме это хорошо видно на примере инициации подростков, желающих вступить в группу старших преступных товарищей в полосатых купальниках.
В первую очередь необходимо отказаться от своих прежних ценностей. Ходил в музыкалку десять лет - брось, играл на баяне классическую музыку - разучи и исполняй "Ласковый май", волосы сбрей, будь как все.
Во-вторых, надо принять предложенные новые ценности системы. Они, как и все лозунги, выглядят многообещающе - слово пацана, честь, по справедливости решаем ситуацию. То, что это пустые лозунги, видно по действиям, которых требуют от членов группы - воровство, обман прямой, обман жульнический, отмена данного слова в силу "переигравшихся обстоятельств".
После избавления от прежних ценностей и принятия новых перед свежим группировщиком вроде бы открываются, наконец, перспективы - он не одинок, обеспечен поддержкой и защитой, у него есть настоящие друзья! Но фильм показывает, как легко может вчерашний уважаемый парнишка оказаться в рядах "чушпанов", порой по нелепой случайности (пожал руку не тому человеку, оказался не в том месте). Ведь он сам, как личность, со своими интересами, способностями, мечтами, верой - не представлял ценности для системы, он просто выполнял определенный функционал и был вписан в жесткие рамки ограничений и контроля.
Некоторые выражают опасение, что ребята поколения 00-х, не видевшие в своей жизни реалий описанного в сериале сюжета, подпадут под чары романтизации уличного бандитизма. Действительно, драки и побоища на экране выглядят живописно и нестрашно, а главное, магическим образом, не оставляют на лицах героев никаких следов. Однако наделить все это розовым ореолом романтики может только тот, кому ни разу не прилетало в пятачину)) Возможно, надо получить новый опыт и понять, что после драки не выйдет вечерком зайти на дискотеку красиво. Получится только некрасиво. И нескоро.
А если улица опять вернется?
Мне нравится такой пример - представьте, что вас привели в музей, и вы идете по залам с разными экспонатами. В одном зале вам очень нравятся прекрасные картины, вы хотите задержаться там подольше, чтобы рассмотреть их повнимательнее. Другой зал не производит на вас особенного впечатления, и вы проходите сквозь него, едва взглянув на представленные в нем ценности. В третьем зале вам вообще предлагается что-то отталкивающее, неприятное, но каким-то образом попавшее в этот музей с пометкой "искусство". Вы же не будете крушить его и гневно топать ногами, вы просто поскорее выйдете вон и отправитесь туда, где вам было действительно интересно.
Жизнь - не музей, но относиться стоит с уважением к разным залам, через которые нам доводится проходить. С уважением - не значит, с покорностью и согласием на все, что вам предлагают. Для уважения необязательно разделять чужое мнение и ценности. Можно даже иметь полностью противоположные. Уважать - это признавать субъектность, отдельность от меня, чужую ответственность за сделанный ими выбор и свою ответственность за выбор свой.
Пацаны не извиняются, а вы, ребята?