В современном мире люди приучены искать выгоду или пользу от любой деятельности. Занимаясь хатха-йогой в классах йога-центров городов, люди обычно нацелены на получение эстетического удовольствия от красиво отстроенных поз, более гибкого и сильного физического тела; заряда бодрости и хорошего настроения. В классы приходят люди как менее, так и более подготовленные в физическом, умственном, эмоциональном и духовном отношениях. Приходят также сильно мотивированные люди, желающие как можно более быстрого прогресса в практике, или такие, кто слабо осознает текущие возможности своего тела.
Для грамотного преподавателя, осознанно делящегося своей энергией с практиками, и взамен получая от них, на первом месте стоит вопрос: как преподавать хатха-йогу людям с различным набором физических, психоэмоциональных и духовных качеств? Второй вопрос: как не допустить травмирования слабых физически или сильно мотивированных практиков? И третий: как изменять наработанные последовательности асан для гармоничного прогресса практиков в группе?
У преподавателя хатха-йоги есть ряд инструментов, изменяющих различные части практики: настройку на практику, разминку, вьяямы, сурья-намаскар, основная последовательность асан, пранаяму, медитацию.
В частности, построение последовательностей асан выполняется преподавателем исходя из определенного уровня группы - начальный, средний, продолжающий, продвинутый уровни. Если преподаватель следует целям йоги о прекращении колебаний ума (блуждания мыслей) и пробуждении сознания и для практиков в своих группах, то его работа, направленная на достижение расслабления в асанах, в каждой группе будет продуктивной и полезной.
Йога-асаны представляют собой в основном статичные позы тела. Основой работы асаны является медленное и созерцательное выполнение в сочетании с глубоким брюшным дыханием. Полноценно выполненная поза подразумевает, что мышцы без напряжений медленно и постепенно растягиваются до конечного положения. Если расслаблены мышцы, то психика человека тоже не будет напряжена. Получение максимального расслабляющего эффекта в местах воздействия после вхождения в асану зависит от сохранения спокойствия, качества дыхания (глубоко, ровно и медленно), концентрации сознания.
Важными инструментами для регулирования воздействия асан основной последовательности на прогресс практиков в йоге являются упрощения и усложнения асан.
Когда практик делает предложенную асану со значительными усилиями, без расслабления в ней, грамотный преподаватель вначале помогает правильно отстроить асану своими правками: контактно, словами, техниками дыхания, сосредоточением внимания на элементах и точках фокуса.
Если преподаватель видит, что в группе есть практики, которым сложно достигнуть правильного положения и/или вероятен риск травмирования, необходимо предложить им сделать упрощенный вариант асаны. Почти каждая асана имеет упрощенный вариант. В иных случаях, асана заменяется на другую, имеющую схожие эффекты, или предлагается вместо нее, особенно в случае противопоказаний, выполнить простую расслабляющую асану. Вместе с тем, важно не допускать излишне упрощенный вариант, в котором практик не почувствовал бы работу мышц во время сохранения положения в асане.
Когда 50 и более процентов группы не делают правильно предложенную асану без расслабления целесообразно эту асану видоизменить в последовательности на упрощенную. Также, изначально зная о различном уровне практиков, можно предложить нескольких вариантов от упрощенной до усложненной.
Говоря об инструментах упрощения асан, то это могут быть менее глубокие или неполные варианты наклонов, прогибов, использование опор и пропсов (кирпичей, стульев, болстеров, ремней), использование стены в асанах стоя и перевернутых. За счет этого достигается устойчивость в асане, большее вытяжение мышц, что позволяет удерживать внимание и расслабляться в асане долгое время. При этом за счет привыкания нахождения в асане снижается уровень страха потерять баланс и повышается осознанность.
Например, Уттхита Паршваконасана (поза вытянутого бокового угла) может быть упрощена за счет перемещения опорной руки на колено.
Пурваттанасана (поза стола) может быть упрощена в Артха Пурваттанасану (полу-стол) за счет постановки ног с согнутыми коленями.
Для неопытных практиков, некоторые позы могут оказывать сильное физическое воздействие. Практикующему потребуется определить самому или с помощью преподавателя и не допускать превышения пределов напряжений. Постепенно тело само увеличит эти пределы.
По мере развития физического тела практиков, асаны в их обычном варианте могут ослабить воздействие на мышцы и суставы и те могут остановить свой прогресс в растяжении. Тогда при наличии усложняющих вариантов асан, не имея целью удовлетворения эго, выполнять такой вариант и пробовать достигать более расслабленное состояние. Находясь в глубоких и более расслабленных вариантах асан практик постепенно становится свободным от физических недомоганий и умственных раздражений. Опытному практику следует искать гармонию в изменении вариантов исполнения всех практикуемых асан поддерживая все мышцы и суставы на похожих уровнях развития.
Например, Уттхита Паршваконасана (поза вытянутого бокового угла) может быть усложнена за счет скручивания опорной руки под бедро, захвата ее другой рукой за спиной и глубокого разворота корпуса с более тянущим вверх плечом. Важно сохранять фокус на муладхаре и глубоко дышать в данной асане. Для асан стоя обе эти техники дают еще большее удлинение и расслабление.
В целом же усложнения асан не могут быть признаны обязательными для достижения целей йоги, так как следующая ступень йоги – пранаяма имеет еще более значимый эффект. Она практикуется совместно с асанами; в то же время с еще большим усердием и дисциплиной необходимо практиковать шаткармы, ямы и нияму.
Очищение нади, или энергетических каналов тонкого тела человека, достигается искусным выполнением и асан и пранаямы и задача преподавателя мягко направить практика, чтобы прана могла свободно течь по каналам, а тела подготавливались постепенно для поднятия кундалини, высшей духовной энергии, и достижения самадхи – полной погруженности в божественное сознание.
Работа выпускника Московского Университета йоги Сергея Юрасова. (Курс преподавателей йоги).