Найти тему

От перехватчика до беспилотника: ЯК-25. Часть I

Картинка из свободных источников. Як-25 с прямым крылом и двигателем «Дервент» V.
Картинка из свободных источников. Як-25 с прямым крылом и двигателем «Дервент» V.

К моменту прекращения работ по перехватчику «200» ОКБ-301 успешно проходил испытания другой самолет аналогичного назначения Як-25. Под этим обозначением скрываются две совершенно разных машины. Первая из них — истребитель (число 25 означало порядковый номер летательного аппарата, созданного в ОКБ-115) с прямым крылом и двигателем РД-500 — так и осталась в разряде опытных. Более благосклонна судьба оказалась ко второй — двухдвигательному истребителю-перехватчику со стреловидным крылом (проект «120»), ставшему родоначальником целого семейства разведчиков, бомбардировщиков и даже высотного самолета-цели. «В 1950–1951 годах, — рассказывал А.С Яковлев, — у нас с А.А. Микулиным родилась мысль создать легкий экономичный реактивный двигатель. Микулин выдвинул идею, что реактивный двигатель малой размерности будет наиболее эффективным с точки зрения экономики, надежности и в других отношениях, и начал работать над ТРД тягой 2000 кгс. Я решил разработать под него самолет, который наряду с прочими летно-техническими данными обладал бы большой продолжительностью и дальностью полета».

Так начиналась «биография» будущего Як-25. Надо отметить, что к тому времени в ОКБ-115 удалось выполнить большой объем исследовательских и опытно-конструкторских работ, а проект самолета Як-У в сочетании с результатами исследо­ваний в 1949 году модели истребителя Як-60 в аэродинамической трубе ЦАГИ Т-106 стал основой для создания будущей перспективной машины.

Истребитель-перехватчик Як-60 с дви­гателем ВК-1 разрабатывался в соответст­вии с постановлением правительства от 22 февраля 1949 года. Согласно заданию, продолжительность полета должна была быть не менее 40-45 минут, максималь­ная скорость на высоте 4200 метров — 1100 км/ч, а потолок в пределах 15 000- 16000 метров. По результатам аэроди­намических исследований специалисты ЦАГИ пришли к выводу, что при нор­мальном взлетном весе 4000 кг потолок Як-60 будет не менее 16 600 метров, а ско­рость — 1135 км/ч. Для тех лет неплохо.

Як-60 должен был стать продолжением Як-50 с таким же двигателем и отличался большей размерностью. Разработка Як-60 велась почти полтора года и прекратилась в связи с выходом постановления Совета Министров СССР о создании барражиру­ющего перехватчика.

Говоря о самолете «120» (Як-25), следу­ет отметить, что при пересчете параме­тров проекта Як-60 площадь крыла Як-25 возросла в 1,2 раза, а удельная нагрузка на него — в 1,8 раза при нормальном взлет­ном весе. Правда, тяговооруженность (от­ношение взлетной тяги двигателей к весу самолета) снизилась с 0,675 до 0,46. Но для барражирующего перехватчика, пред­назначенного для борьбы с тяжелыми не­маневренными самолетами, этого было вполне достаточно.

Между Як-60 и самолетом «120» был еще один проект — Як-13 с одним двига­телем А.М. Люльки ТР-3 (август 1951 года) с размерностью, очень близкой к Як-25. Почему он получил обозначение Як-13, остается лишь догадываться, возможно, это трансформации его раннего обозна­чения Як-1ТР-3. Поскольку двигатель ТР-3 не продвинулся дальше опытных образ­цов, то и проект Як-13 остался на бумаге.

В августе 1951 года вышло постанов­ление Совета Министров СССР № 2929-1379сс о создании истребителя дальнего действия в вариантах барражирующего перехватчика, получившего в ОКБ-115 обозначения «120», и разведчика «125», но было у них и общее название Як-2 AM-5. Впоследствии аббревиатура «АМ» в этом названии исчезла, и появился истребитель Як-25, открывший новую нумерацию са­молетов в ОКБ Яковлева.

Самолет проектировали под РЛГ1 «Со­кол», получивший в 1954 году после при­нятия на вооружение обозначение РМ-6. Расчетная дальность обнаружения четы­рехмоторного дальнего бомбардировщи­ка типа Tу-4 с помощью такого радиоло­катора достигала 25 км, а двухмоторного самолета-истребителя — 16 км.

Станция «Сокол» позволяла сохранить возможность обзора воздушного про­странства после выбора приоритетной цели и взятия ее на автосопровождение. Мри этом момент инерции антенны ока­зался столь большим, что пришлось отка­заться от электромеханического привода зеркала и перейти к гидравлическому.

Столь большой диаметр рефлектора антенны РЛС и определил компоновку самолета с двумя двигателями на крыле, освободив тем самым от воздухозаборни­ка всю носовую часть фюзеляжа.

Самолет предписывалось предъявить заказчику на государственные испытания в октябре 1952 года. Однако выпуск «Со­кола» сильно запаздывал, и вместо него на опытном экземпляре «Яка» пришлось раз­местить габаритно-весовой макет, а затем и менее мощный радар «Изумруд» РП-1 (на серийных машинах РМ-1Д), сопряжен­ный с оптическим прицелом АСП-ЗНМ

Особенностью «Изумруда» являлась двух­антенная конструкция, позволявшая ра­ботать в режимах: обзорном (поиск цели) и прицеливания. Перевод из первого ре­жима во второй осуществлялся автомати­чески, когда цель попадала в зону' обзора с углами от +7 до -7 градусов по азимуту и углу места. РЛГ1 в режиме конического сканирования после обнаружения цели (на дальности около 12 км) и сближения с ней на дистанцию прицельной стрель­бы (2 км) обеспечивал автоматическое сопровождение целей с разрешающей спо­собностью по угловым координатам ±1 гра­дус и по дальности — ±150 метров.

В качестве индикатора РЛП применя­лась электронно-лучевая трубка с боль­шим послесвечением, позволявшим пи­лоту наблюдать на экране за всеми целя­ми, захватываемыми обзорной антенной. Оценка летчиком положения своего са­молета по отношению к земле проводи­лась по электронным меткам, связанным с авиагоризонтом Станция РП-1 работала в сантиметровом диапазоне и имела мощ­ность излучения передатчика 50-60 кВт. Зона обнаружения (обзора) составляла по азимуту 60 градусов и по углу места — 26 градусов в обе стороны, а время про­смотра зоны обзора — 1,33 секунды.

При этом дальность до цели, опре­деленная с помощью РГ1-1 и автоматически, вводилась в сопряженный с ним оптический прицел АСП-3НМ

В состав оборудования самолета также входной УКВ радиостанция РСИУ-3 «Клен» с антенной, спрятанной под радиопроз­рачным обтекателем в законцовке киля, автоматический радиокомпас АРК-5, пере­говорное устройство СПУ-23, маркерный радиоприемник МРП-48, автопилот АП-28.

Экипаж самолета — летчик и оператор радиолокационного прицела. Их рабочие места размещались в довольно простор­ной герметичной кабине с бронезащитой друг за другом под общим фонарем. Оба члена экипажа располагались друг за дру­гом в катапультируемых крестах с чашкой под парашют и матерчатыми шторками, защищавшими их лица от высокоскоростного набегающего потока воздуха. Подоб­ные креста использовали на истребителях МиГ-19 и поздних сериях МиГ-17Ф. При этом следует отметить, что по сравнению с первым крестом, примененным в ОКБ-115 на истребителе Як-23, количество узлов и деталей возросло с 16 до 71, включая захва­ты для ног, автомат АД-3 открытия замка привязных ремней и механизм регулиров­ки высоты сиденья под рост летчика.

Картинка из свободных источников. Первый прототип Як-25 на аэродроме ЛИИ
Картинка из свободных источников. Первый прототип Як-25 на аэродроме ЛИИ

В обеих кабинах имелось полностью дублированное управление самолетом, что позволяло использовать машину в учебных целях.

Вооружение Як-25 состояло из двух пу­шек Н-37Л калибра 37 мм с суммарным боекомплектом 100 патронов. Эти орудия отличились от Н-37Д, применявшегося, в частности, на МиГ-17, отсутствием на­дульного устройства и большей длиной ствола. Пушки весили по 106 кг каждая и отличались невысоким темпом стрельбы 400 выстрелов в минуту при начальной скорости снаряда, в зависимости от его типа, 710-725 м/с.

В канун нового, 1952 года заказчик утвердит макет самолета, а 19 июня летчик-испытатель В.М. Вотков (ведущий инженер МИ. Леонов) впервые поднял самолет «120» (Як-120) в небо. Спустя два месяца, 24 августа, случилась первая по­ломка — разорвалась трубка топливной магистрали, но в целом испытания про­ходили довольно гладко. Произошло это, видимо, из-за тряски машины (на средних и малых высотах на максимальных ско­ростях), и для выявления ее причин при­шлось подключить специалистов ЦАГИ и Летно-исследовательского института (ЛИИ). С недугом справились и в январе следующего года утвердили отчет по ре­зультатам заводских испытаний машины.

Картинка из свободных источников. Общий вид самолета Як-25 (Як-120)
Картинка из свободных источников. Общий вид самолета Як-25 (Як-120)

Госиспытания Як-120 проходили в Го­сударственном Краснознаменном научно- испытательном институте ВВС (ГК ПИИ ВВС) с 3 марта по 26 июня 1953 года. По­скольку название института неоднократно менялось, то для упрощения буду его сокра­щенно обозначать как 11ИИ ВВС. Председателем государственной комиссии назначи­ли командующего авиацией ПВО Савицкого. В состав испытательной бригады входили ведущий инженер В.П. Белодеденко, летчики-испытатели Герои Советско­го Союза П.Н. Белясник и Г.Г. Береговой, Н.П. Захаров, В.Т. Иванов, И.А Коровин, В.С Котлов, АП. Супрун и Л.Н. Фадеев.

В целом Як-25 соответствовал требо­ваниям заказчика, хотя и выявился целый «букет» дефектов. Кое-что не соответство­вало заданию, например продолжитель­ность полета без подвесного топливного бака (ПТБ) оказалась ниже заданной на 20 минут. Акт по результатам государст­венных испытаний утвердили 6 июля 1953 года.

В ходе этих испытаний не успели про­верить самолет на штопор, аварийный сброс фонаря кабины экипажа и ГГГБ, а также аварийный слив топлива. Осталось неисследованным поведение машины во время тряски и в перевернутом полете, а также не испытали в полном объеме во­оружение. Все это предстояло изучить в ходе испытаний машины после устране­ния на ней выявленных в ЛИИ ВВС дефек­тов. Самолет вернули в ОКБ, а «План мероприятий по проведению улучшений и устранению недостатков самолета Як-120» ВВС и МАП утвердили 4 августа 1953 года.

Картинка из свободных источников. Летчик-испытатель ОКБ-115 В.М. Волков
Картинка из свободных источников. Летчик-испытатель ОКБ-115 В.М. Волков
Картинка из свободных источников. Летчик-испытатель НИИ ВВС П.Н. Белясник
Картинка из свободных источников. Летчик-испытатель НИИ ВВС П.Н. Белясник

Спустя месяц, 8 сентября, постановле­нием Совета Министров СССР № 2359- 9б5сс Як-25 приняли на вооружение с двигателями AM-5 и РЛС «Изумруд» со сле­дующими данными:

«Максимальная скорость: на высоте 5000м — 1090 км/ч на высоте 10000 м — 1033 км/ч (с до­пускам на величину скорости минус 1%).

Время подъема на высоту 10000 м — 55 мин (с допускам на время набора вы­сота +3%)

Практический потолок — (с 50% запа­сом топлива) — 15000 м

Практическая данность попета на вы­соте 12000 м с остаткам горючего при посадке 7% от основного запаса: без подвесного бака — 2300 км

с подвесным бакам —2700 км. Продолжительность полета на вы­соте 12000 м с остатком горючего при посадке 7% от основного запаса: без подвесного бака — 3 ч 10 мин с подвесным баком — 3 ч 40 мин. Длина разбега/пробега — 735/800 м. Вооружение:

— две пушки Н-37Л с боекомплектом по 50 патронов на ствол (емкость патронных ящиков — 100 патронов на пушку). Вес пушки — 106 кг (±2%). Длина ствола — 1950 мм. Начальная скорость осколочно-зажигательного снаряда — 725 м/с (±10 м/с), бронебойно- зажигательного — 710 м/с (±10м/с). Темп стрельбы —400 выстрелов в минуту;

— радиолокационная станция «Изум­руд», сопряженная с оптическим прице­лом АСП-ЗНМ».

Этим же документом самолет запусти­ли в серийное производство на Саратов­ском авиационном заводе № 292, а Ми­нистерство авиационной промышленно­сти обязали построить второй экземпляр самолета с двигателями АМ-9 с дожигани­ем (форсажной камерой), «Изумруд» с возможностью ее замены на «Сокол» и вооружением, усиленным 32 реактивны­ми снарядами АРС-57 или четырьмя тур­бореактивными ТРС-190 в счет перегрузки вместо подвесного топливного бака со следующими данными:

«Максимальная скорость: на высоте 5000 м — 1150 км/ч на высоте 10 000 м — 1100 км/ч. Время подъема на высоту 10000 мет­ров — 2 мин.

Практический потолок —16500- 17000 м.

Продолжительность попета с подвес­ным баком на высоте 12 000-13000 ме­тров без применения дожигания — 4 часа.

Продолжение следует...

Понравилась статья-поставьте лайк.