Разборы аварий и катастроф
Что-то российской авиации второй день не везёт — снова помпáж двигателя, вернее, уже двух двигателей. Правда, не российских двигателей, как вчера в случае с Ту-204 — на сей раз стреляли пламенем двигатели самолёта компании S7, а с составом их флота можно ознакомиться здесь:
https://www.s7.ru/ru/about/ourfleet.dot
Помпаж всех (у Боинга 737 их два) двигателей на взлёте — ситуация опаснейшая, оба двигателя резко теряют тягу, а самолёт ещё не отошёл от земли. В авиации высота — твой друг, а здесь её нет, машина развёрнута от полосы и находится во взлётной конфигурации — выпущены закрылки и предкрылки, чтобы крыло летело на малой скорости, а также шасси — на взлёте оно убирается почти сразу, но на уборку тоже нужно время:
— — — — — — —
Автор убеждён, что чтобы обсуждать то, как техника ломается — нужно знать, как работает исправная. Поэтому основная тематика канала — именно изучение транспортной и энергетической техники. О рельсовом транспорте есть простой раздел «Рельсовые зарисовки» и сложный «Труженик электродвигатель», об авиационном — разделы по общим темам, по двигателям и подробный по Ту-154. Много на чём из перечисленного автор работал сам. И разбор любого происшествия начинается с основ.
— — — — — — —
Что приходится делать при отказе обоих двигателей — наглядно показал случай с «кукурузником» (А321 в Жуковском в 2019 году): садиться перед собой, ибо на разворот к полосе нет ни высоты, ни скорости. В аэропорту Толмачёво две ВПП — 07/25 и 16/34, обе длиной 3600 метров, залиты жёлтым:
Расположен аэропорт очень хорошо, за городом, есть куда приземлиться при взлётах с тремя курсами — обоими курсами полосы 16/34 и с курсом 252° полосы 07/25. Единственный «плохой» курс — 72°, сразу за полосой начинаются пригороды, чтобы приткнуться на вынужденную — нужно умудриться отвернуть от жилых массивов на большой угол. Однако сегодня повезло сразу по нескольким пунктам. Глянем погоду в аэропорту UNNT (Толмачёво):
METAR UNNT 080430Z 25003MPS 1900 0750E FG FEW007 SCT014 M37/M40 Q1034 R25/810250 R16/////// NOSIG RMK QFE765/1021
Данные не на момент происшествия, а на данный момент (0430Z — 04:30 по Гринвичу, то есть 8:30 новосибирского), но погода в Нск не меняется уже который день. Ветер дует почти чётко для взлёта с курсом 252 (25003MPS — 250°), остальные данные — вообще закачаешься: температура — минус 37 °С (М37), давление — 1034 гПа, это больше стандартного 1013 (760 мм рт. ст.), в такую погоду самолёт может чуть ли не крутить пилотаж на одном двигателе.
Однако что-то двигателям не понравилось. Что? Довольно близко точка росы (М40, дефицит всего три градуса), это подтверждают туман (FG) и незначительная, но всё-таки низкая облачность (FEW007 SCT014). Условия для обледенения не совсем привычные, оно наиболее интенсивно идёт при небольших отрицательных температурах (от нуля до минус 10 — 15), но если экипаж по каким-то причинам не включил обогрев входных устройств, то не исключено. А обледенение может вызвать помпаж.
Что ещё могло случиться с самолётом? Отказ двух двигателей сразу происходит, как правило, по причинам, не зависящим от двигателей — то же самое обледенение, попадание птиц («кукурузник», и давайте сейчас не обсуждать, правильно ли действовал экипаж), вода в топливе. Но вода в топливе обычно ведёт просто к выключению, а вот от попадания посторонних предметов разрушаются лопатки компрессора и начинается помпаж.
Самолёт, судя по всему, пришёл в 01:15 рейсом S7-2509 и возвращался рейсом 2504. За такое короткое время никакое техобслуживание с вмешательством в двигатели не проводится, то есть разрегулировать или повредить их поводов нет. Действия злоумышленника с подкладыванием чего-то в двигатели перед запуском тоже маловероятна — тогда проблемы бы возникли сразу на запуске.
В общем, версия лично у меня пока только одна: обледенение входных устройств двигателей, возможно, повреждение компрессора сорвавшимся льдом.
Если вам интересна тема транспортной техники и техники вообще — вы можете подписаться на канал и закрепить его, а просмотр Дзена начинать не с главной страницы, а со страницы подписок:
Также за обновлениями канала можно следить в нашей общей Телеграм-группе, её ведут только профессионалы — машинист, авиапромышленник, инженер-испытатель и др.:
— — — — — — —