— Упадок сил,
— выгорание,
— апатия…
Как ни назови, а состояние подобного нестояния, пожалуй, знакомо каждому человеку. Возможно, люди творческих профессий подвержены им чуточку больше. Сегодня поговорим именно о писателях, совершенно не умаляя душевной организации людей других профессий.
🔹 Редко какой писатель виртуозно умеет нажимать кнопки «вкл» и «выкл» в своей голове. Там 24/7 роятся сюжеты, разговаривают герои, прокручиваются эпизоды, подыскиваются синонимы и идет беспрестанная работа над действующей книгой. Или над следующей идеей, которая делает шаг вперед после финальной точки в предыдущей истории. Чем бы ни занимался человек, книга живёт в его голове и требует внимания. Постоянная умственная нагрузка может привести к головным болям, рассеянности и прочим не прелестям переутомления.
— Что делать? — спросите вы.
— Учиться переключаться, отвлекаться и разрешать себе белый шум по время прогулки или сна.
🔹 Голова зачастую справляется лучше эмоций. Вот уж что легко выжимает подчистую, так это переживания и проживания самим автором происходящего с героями. Учащается пульс, повышается температура, нападают слёзы, щемит сердце, по коже бегут мурашки — всё, как в жизни. Конечно, чем глубже автор погружается в то, что пишет, тем мощнее отдача в читателя, но тем же сильнее и внутреннее опустошение самого писателя.
— Что делать? — снова спросите вы.
— Глупо советовать не принимать близко к сердцу.
Это из той же серии, когда первым делом врач вам говорит «не волнуйтесь» и вы тут же начинаете волноваться и нервничать.
- Разрешайте себе брать паузу между сложными эпизодами.
- Не загоняйте себя дополнительной нагрузкой в виде сроков, постоянных обещаний и стремления к перфекционизму.
- Делайте для себя что-то любимое и приятное, чтобы сбить градус накаливания.
🔹 При умственной и эмоциональной нагрузке очень важен отдых. Недаром хорошие компании заставляют сотрудников ходить в отпуск. Отдохнувший и восстановивший силы человек и правда способен выдать гораздо лучший (больший, качественный, т.п.) результат, при этом ещё и гораздо быстрее, чем тот, кто из последних сил тянет уже неподъемную ношу усталости. Не бойтесь взять полноценный день отдыха от писательства, сменить вид деятельности, заняться чем-то совершенно иным. Вы не потеряете этот день. Наоборот, он подарит вам силы написать не то, что дневную норму, но и в разы больше.
🔹 Наравне с отдыхом большое значение имеет и баланс удовольствия и обязательства. Но ни в коем случае не превращайте писательство исключительно в долг. Даже если это единственный способ вашего заработка. Ловите кайф от того, что вы пишете. Чередуйте с тем, что от души и для души, с тем, что просто надо сделать по заказу или по договору. Да напишете то, что нужно, так, как вам нравится, а потом подкорректируйте под то, что требуется по условиям.
🔹 Слушайте себя!
Вам легче писать несколько разноплановых книг одновременно? Вперёд!
Вы пропадаете в одном сюжете и не представляете, как можно настолько же пропасть параллельно в другом? Вперёд!
Вам хорошо написать большой запас наперед и только потом выкладывать в доступ читателей? Вперёд!
Вас питает обратная связь и вы готовы писать в режиме онлайн на черновик? Вперёд!
Разрешите себе писать по-своему, а не как кто-то.
Ну и вечное сомнение синдрома самозванца, которое настигает периодически каждого писателя и приводит к творческому кризису. «Кому интересен такой ноунейм?», «Зачем всё это?» и «Никому же не нужно» атакуют похлеще самых страшных панических атак.
— А вам самому это нужно, дорогой мой писатель? — спрошу теперь уже я вас.
— Нужно!
— Тогда выдохните и в добрый путь! И прочитайте советы выше:)