Предыдущая часть:
Таким образом, и Семену Золотареву эти "эбонитовые ножны" принадлежать не могли. И у нас остается единственный претендент на обладание этих ножен - Юрий Кривонищенко.
Нож Юры Кривонищенко
Нож у Юры хорошо виден на многих фотографиях: нож достаточно большой, Юра его носил в ножнах на левом боку (см. Фото 1- Фото 4).
Каковы были размеры этого ножа? И каковы были размеры его лезвия и ножен? Рост Юры составлял 169 см (данные из экспертизы Возрожденного) - то есть он был "среднего роста", нормального телосложения и с нормальными пропорциями тела.
При этом длина руки человека (мужчины) среднего роста от локтя до концов пальцев распрямленной кисти составляет 40-45 см. Откуда я это знаю? Дело в том, что в древнерусской системе мер (и не только в ней) была такая мера длина - "локоть", которая равнялась как раз среднему расстоянию от локтя до пальцев кисти руки человека (мужчины) среднего роста (см. Фото 5 ниже). И эта длина "локтя" в метрической системе была равна от 38 до 46 см (эта мера несколько отличилась в различных губерниях и волостях).
И если принять, что длина предплечья Юры (от локтя до пальцев кисти) примерно равнялась "локтю", - то есть была равна 40-45 см, - то, сопоставив эту длину с длиной ножен, которые хорошо видны почти полностью на одном из фото (см. Фото 6 ниже), можно заключить, что длина этих ножен была примерно равна 20 см. Все это, конечно, довольно приблизительно, и вряд ли по фотографиям можно установить точную длину этих ножен, но нам такая точность (с погрешностью 1 см или меньше) в данном случае и не нужна: важно лишь установить, что нож у Юры был значительно больше обычного "финского ножа", и что длина его лезвия (и ножен) вполне подходит под длину "эбонитовых ножен", указанную Ортюковым (18 см).
Сказать по фотографиям, из какого материала были сделаны ножны у Юры, мы, конечно, также наверняка не можем, но, судя по всему, это все-таки был какой-то твердый материал (не кожа) - из которого была сделана и рукоятка этого ножа. При этом эбонит (высоковулканизированный каучук) обычно темно-бурого или черного цвета. И на фото хорошо видно, что эти ножны у Юры также были темного цвета (вероятнее всего, черные). То есть по цвету под эбонит они также вполне подходят.
Наконец, заклепки. Темпалов описал эти ножны как "клепанные". И на фото на ножнах Юры также хорошо видны три заклепки (см. Фото 7-8 ниже).
Это очень важный момент. Конечно, заклепки на ножнах не были редкостью (см. Фото 9 ниже), но такие заклепки всегда делались для соединения двух половинок кожаных или деревянных ножен или же для прикрепления к ножнам ремешка, и поэтому эти заклепки всегда шли по краям ножен. А на ножнах Юры, как видно по фото выше, эти три заклепки находились в центральной части ножен. То есть служить для скрепления двух половинок ножен они не могли, и, очевидно, эти три заклепки имели чисто декоративный характер (что косвенным образом также указывает на то, что ножны у него были эбонитовые, ведь эбонитовые ножны не делались путем скрепления двух половинок ножен с помощью заклепок). На эбонитовых ножнах заклепки (да еще посередине) - это большая редкость.
И поэтому, на основе всего выше сказанного, мы можем утверждать, что "эбонитовые клепанные ножны длиной 18 см", найденные 5 мая, с большой степенью вероятности, принадлежали Юре Кривонищенко, и что они были вот от этого его ножа, который он носил на поясе. И по размерам, и по цвету, и вот по этим заклепкам они очень хорошо подходят под описание Ортюкова и Темпалова.
Откуда у Юры был такой нож?
Наконец, чтобы поставить точку в этом вопросе с ножнами, еще один вопрос, который иногда обсуждается в "дятловедении": а что это был за нож у Юры, откуда он взял этот нож?
В самом деле, нож у него довольно необычный. Это совершенно точно не "финский нож" ("финские ножи" короче) и не охотничий нож (они также короче и с гораздо более широким лезвием). Но самая большая странность для меня в этом ноже - вот эти три заклепки на ножнах посередине.
Высказывались предположения, что это какой-то "самодел". Вполне возможно: в Совдепии ведь и с хорошими ножами были большие проблемы, и в Совдепии были умельцы, которые "полуподпольно" делали хорошие ножи. Но я все же склоняюсь к мысли, что это какой-то переделанный немецкий трофейный нож.
В Германии была очень богатая традиция, идущая еще в глубь Средневековья, по производству самых разных ножей, сабель, шпаг, кортиков, кинжалов и т.д. И у большинства немецких ножей и кинжалов были некоторые чисто немецкие особенности - в форме рукоятки и в форме ножен: ножны немцы почти всегда делали черными, и они были прямыми почти по всей длине, и только к концу сужались. Так, примерно такую форму имели ножны от знаменитого немецкого ножа-штыка от немецкого же карабина "Маузер К-98" (см. Фото 10).
И еще с конца 19 века в Германии ножи, шпаги и кортики носили не только все офицеры, но и многие чиновники и госслужащие (вплоть до почтальонов). При фашистах эта богатая немецкая традиция, конечно, не только никуда не исчезла, а расцвела пуще прежнего, так что в годы Второй мировой войны у немцев было огромное количество самого разного холодного оружия - включая наградные и именные ножи, кинжалы и кортики (см. Фото 11-15 ниже).
И я полагаю, что у Юры Кривонищенко (или у его отца) был как раз один из таких немецких трофейных ножей или кинжалов. Но на ножнах этого ножа - на конце, посередине и ближе к рукоятке - находились три металлические накладки (гарнитура) с какой-нибудь фашистской символикой или девизом (фашисты такие штуки любили), которые крепились к ножнам как раз с помощью этих трех заклепок или винтов. Естественно, эту фашистскую символику пришлось с ножен убрать, но три заклепки (или остатки винтов) от них на ножнах остались.
Но не суть важно. Откуда у Юры взялся такой странный нож - этот вопрос большого значения не имеет. Важно, что, как мы установили выше, с большой долей вероятности можно утверждать, что 5 мая нашли ножны именно от ножа Юры Кривонищенко.
Продолжение: