Приближается конец года, а значит настало время для ежегодной итоговой статьи, в которой мы с вами немного оглянемся назад и посмотрим в каких городах на территории бывшего Советского Союза открывались станции метро.
Почему не ограничиваемся Россией? Всё просто - почти все метрополитены СНГ и не очень СНГ, когда-то составляющие одно единой государство, были спроектированы и построены по единым стандартам, с почти одинаковыми вагонами и технологиями обслуживания пассажиров. В этой связи всегда интересно наблюдать в какую сторону пошло развитие транспортных предприятий в разных городах и странах, где метрополитен по-прежнему является одним из важнейших видов транспорта и открытие каждой новой станции большой праздник.
Устраивайтесь поудобнее, как обычно будет много текста, картинок и схем.
Новое кольцо, подземка в аэропорт и прикол, который стал реальностью
Да, и это всё, как несложно догадаться, про Москву. В прошлом году столица Российской Федерации немало удивила неравнодушных наблюдателей - там не открыли ни одной станции, что было нонсенсом, учитывая какой метростроительный маховик был раскручен за предшествующие годы. Но по объективным и не очень причинам пуски, намеченные на 2022-й год были перенесены.
Зато вот в 2023-м году в Москве открыли для пассажиров сразу 12 новых станций метро и 2 после серьезной реконструкции. Да, бывало и больше, но тут важно отметить значимость пусковых участков.
Во-первых, конечно, самым ярким событием было стало завершение работ по Большой кольцевой линии. Этот грандиозный инфраструктурный проект начали еще в 2011 году. Год от года появлялись новые участки, незаконченное кольцо расползалось в стороны и, наконец, 1 марта 2023 года поезда пошли по кругу в обе стороны. Таким образом, на постсоветском пространстве появилась вторая кольцевая линия...и тоже в Москве. К слову, как бы невзначай, был достигнут мировой рекорд по протяженности кольцевой линии - 62,5 километров, что порядочно превысило показатели былого рекордсмена - кольцевой линии Пекинского метрополитена. Там на 13 километров меньше.
На глобальную метростройку было затрачено около 400 млрд рублей.
Новые станции Большой Кольцевой линии, открытые в 2023 году, получились разными, что в сочетании с остальными, создаёт довольно интересный слепок времени. Точно также как мы сейчас, разглядывая станции, например, 50-х или 60-х годов, вспоминаем и ассоциируем их с той эпохой.
Из семи новых станций, пожалуй, выделю фаворитов. В первую очередь это станция "Рижская" и "Марьина роща". Мало того, что уже сам факт глубокой чугунной станции вызывает восторг (в Москве редко строят метро на большой глубине), так еще и архитектурные приемы смогли порадовать глаз искушенного ценителя и пассажира. На "Рижской" потрясающие полированные порталы с подсветкой, а на "Марьиной роще" очаровательная "бочкообразная" отделка натуральным камнем, которая напоминает чем-то гигантские фарфоровые чашки. Так там еще и наверху, в вестибюле устроен развал гигантских шариков от подшипника, ставших декорацией для несущих конструкций здания вестибюля и по совместительству зеркалом для следящих за собой пассажиров.
Доводилось слышать и критику, дескать, поленились что-то придумать в боковых залах, где повторили "антиотделочное" решение. Там оставили "голые" тюбинги, как на соседней "Савёловской". Но на мой взгляд это стоит считать, скорее, родственной общей чертой станций, объединенных одной идейной концепцией - таких примеров немало в московском и даже петербургском метрополитене в последние годы.
Представляет интерес и станция "Сокольники". Здесь коллектив архитекторов решил отдать дань уважения, собственно, самим метростроителям. Всё убранство станции, куда бы вы не посмотрели, это гигантское полотно-коллаж, отражающее деятельность, невероятный труд тех людей, благодаря которым существует самый быстрый городской транспорт и этот канал в частности. Тут и девизы 1930-х, образы отечественных пионеров-метростроителей, щиты и механизмы - всё неспроста и логически твёрдо - за стенкой историческая станция 1935 года (тоже "Сокольники"), с которой практически началась история всех советских метрополитенов.
Невозможно обойти стороной и станцию "Нагатинский затон". Там действительно, как-будто всё затонуло - архитекторы украсили стены станции гигантскими мозаиками речных рыб! В сети даже можно встретить видео, где эти водоплавающие существа оживают и уплывают в тоннель.
Из вагона на борт
Так, Большое кольцо быстро осмотрели. Теперь следом идет еще один необычный участок, открытый 6 сентября 2023 года. Там всего две станции, зато какие и куда! Впервые на постсоветском пространстве удалось связать аэропорт линией метрополитена.
Конечной станцией стала "Аэропорт Внуково", которая своим названием недвусмысленно даёт понять какой аэропорт Москвы получил подземку. Тут с оформлением не надо было ломать голову - авиационная тематика это настоящая находка для вдохновения архитекторов.
Здесь на путевых стенах изобразили очертания летящих самолетов на фоне географического силуэта карты мира. Но самое, пожалуй, значимое украшение - это изображения портретов легендарной династии отечественных авиаконструкторов - Андрея Николаевича и Алексея Андреевича Туполевых, благодаря труду которых в нашей стране было создано множество гражданских и военных воздушных судов, известных во всем мире.
Говоря по правде, стоит отметить, что аэропорт Внуково так-то не был обделен транспортным сообщением. В 2005 году под землей разместилась станция Аэроэкспресса, который до сих пор может домчать пассажиров от терминалов аэропорта от Киевского вокзала за приемлемые 40 минут. Да, цена, конечно, отличается от разовой поездки на метро - 500 рублей, но это, согласитесь, дешевле вызова такси. Несмотря на стабильно работающую систему, власти Москвы все-таки решили в дополнение притянуть к аэропорту и линию метро - благо это было не так сложно из-за имеющейся в относительной близости конечной (уже бывшей) станции Солнцевской линии "Рассказовка".
Новый участок до аэропорта действительно получился легким и воздушным. Вторая станция, получившая название "Пыхтино" по ближайшему населенному пункту, также выполнена в авиационной тематике. На мой взгляд здесь еще больше можно прочувствовать дух отрасли и погрузиться в мир отечественных самолетов - стены станции украшены узнаваемыми образами советских самолётов, что в какой-то степени превращает "Пыхтино" из станции метро в настоящий музей. Дополняют образ оригинальные светильники, выполненные в виде дюз или сопел реактивных двигателей (поправьте меня, пожалуйста, специалисты - как это правильно называется?) - очень стильная находка!
Следующей особенностью "Пыхтино" является ее планировка. Посудите сами - станция заглублена под землю только частично и одна из стен выполнена из стекла, позволяя в светлое время солнышку освещать платформу и счастливых пассажиров, не очень привыкших к естественному свету в подземке (было бы, правда, на что смотреть).
Так получилось сделать, что называется, не сколько ради красоты и эстетики, сколько из-за особенностей местного рельефа. Да, чуть не забыл сказать, что с вводом нового участка в Москве появился и новый метромост через речку Ликова. Особо живописным его вряд ли получится назвать, но в копилку необычных инженерных сооружений московского метрополитена однозначно добавилось. Отметим, что из окна поезда вряд ли удастся чем-либо полюбоваться, так как мост крытый.
Своеобразной вишенкой на торте, завершающей общее настроение станции, является модель сверхзвукового пассажирского самолет ТУ-144, которую закрепили в эскалаторной галерее в уровне кровли вестибюля. Фантастика и восторг! В общем, настоятельно рекомендую посетить при случае.
В каждой шутке...
Дело было в день смеха, первого апреля 1996 года. Тогда весёлые и находчивые студенты Московского физико-технического института (МФТИ), расположенного в городе Долгопрудном (для жителей остальной России, как я, это город-спутник, располагающийся в паре километров севернее кольцевой дороги, до недавнего времени не имевший никакой альтернативной транспортной связи, кроме автобусов и электричек), собственноручно обновили в вагонах схемы линий метрополитена. Они распечатали в типографии на самоклеящейся плёнке стилизованный фрагмент схемы с незакрашенным серым кружочком, которым обычно изображали строящиеся станции. Так, хоть ненадолго и не по настоящему, московский метрополитен получил несуществующую станцию "Физтех" за конечной "Алтуфьево" - видимо, настолько уставали студенты от длительной и утомительной дороги на учебу.
И кто бы мог подумать, что через какие-то 27 лет этому суждено будет сбыться! Да, справедливости ради, в Долгопрудный подвели не серую Серпуховско-Тимирязевскую линию, а Люблинско-Дмитровскую, но для пользователей новых станций метро, думаю, что это стало непринципиальным.
И так, 7 сентября 2023 года, буквально на следующий день после пуска участка до аэропорта был открыт новый участок салатовой линии московского метро с тремя станциями: "Физтех", "Лианозово" и "Яхромская".
Первая станция помимо того, что стала мемом еще до своего появления, удивила своим конструктивом - это вновь односводчатая станция. Нет, конечно, такого добра в столице много было построено в былые годы, но последние лет 10 предпочтение отдавалось станциям с колоннами и плоскими перекрытиями. Оформление платформы лаконичное, разве что можно обратить внимание на ряд высоких светильников в виде скрученных в конус листов ватмана (или кому что видится!), портреты ученых и стильный шрифт с названием станции.
Две другие станции также относительно строги в оформлении. У "Лианозово" спокойная серо-коричневая гамма, а для "Яхромской" выбрали сочетание красных и белых цветов, добавив симпатичное протяженное (160 метров!) полотно на одной из стен с сюжетом, посвященным празднованию 800-летию Москвы.
По Москве вроде бы и всё. Но, конечно, отметим, что развитие подземки столицы не останавливается и в следующем году будут новые пуски. Причем не только новые станции, но и даже целая новая линия. Но об этом - через год!)
Надземка из солнечного Узбекистана
Вторыми "метрооткрывателями" у нас в этом году стали коллеги из Ташкента. Там продолжается строительство кольцевой линии метро и 25 апреля 2023 года была открыта для пассажиров вторая очередь с 5 новыми станциями.
Весь участок между станциями с проектными названиями "Койлык" и "Курвимир" составляет внушительные 7,74 километров.
Все пять станций размещены на эстакаде, выше уровня земли. В архитектурном плане они украшены немного проще первой очереди кольцевой линии, получившей, кстати, в августе 2023-го года имя собственное - "30-летия независимости Узбекистана". Название, мягко говоря странное, сродни улице 800-летия Москвы или магистрали 100-летия ТАССР в Казани, но, как говорится, их метро - их правила.
Да, также в августе наконец-то были присвоены нормальные "человеческие" имена всем открытым ранее наземным станциям. Напомню, что до этого все станции назывались по схеме "Цифра-Станция" (bekat - это станция по-узбекски).
Из интересного можно также отметить, что администрация Ташкента задумалась об использовании пустующих пространств под эстакадами надземных линий, которых построено было за последние 3 года немало - 18 штук!
Сообщается, что общая площадь неиспользуемых земель под линиями метрополитена составляет около 100 000 квадратных метров. Планируется использовать не менее 50% этих площадей для создания новых торговых точек.
Следующая задача ташкентских эстакадостроителей метростроителей сдать еще две станции на кольцевой линии. Судя по активным работам, заметным на спутниковых снимках, а также относительно небольшой протяженности участка можно предположить, что открытие произойдёт уже в следующем году.
Не открывали, но хотя бы строили
Ну вот такой не очень богатый улов, только два города открывали новые станции, но были и те, кто строил и продолжает строить метро.
Глубокие долгожданности
Да, это про Санкт-Петербург, где похоже, что метростроение плавно выходит из стагнации. Городской подрядчик - компания "Метрострой Северной Столицы" - в 2023-м году набрала неплохие обороты и нацелилась на серьезный успех в следующем, 2024 году - сдать 4 новые станции метро (одну из них в конструкциях - без выхода на поверхность) на двух разных линиях.
Станций "Горный институт" и "Театральная" располагаются на 4-й линии. Участок начали строить еще в сентябре 2014 года - таким образом в следующем, надеюсь, пусковом году стройка отметит десятилетний юбилей. Это много даже для таких сложных и дорогостоящих сооружений, расположенных традиционно для Петербурга на глубоком заложении. Причин задержек было несколько - это внезапная смена ориентиров из-за подготовки Северной столицы к приёму Чемпионата мира по футболу в 2018 году, также крайне негативно повлияла череда проблем прошлого подрядчика, который недополучал деньги за выполненную работу, а в итоге и вовсе обанкротился.
Тем не менее стройка не остановилась. Новый подрядчик практически бесшовно перехватил объекты и продолжил стройку. В 2023 году на обеих станциях участка были закончены платформы, в конструкциях выполнены внутренние помещения, в пассажирских зонах приступили к отделочным работам. На "Горном институте" был выполнен серьезный работ по подземному вестибюлю станции, где будущие пассажиры смогут оплатить проезд и, пройдя через турникеты, пройти к эскалаторам.
На "Театральной", несмотря на по-прежнему нерешенный вопрос с наземным вестибюлем, также начались отделочные работы.
В соответствии с контрактом движение поездов с пассажирами на новом участке должно начать до конца 2024 года. Объём выполненных работ, а также текущий темп монтажных и отделочных работ говорят о том, что пуску в следующем году быть. Причём даже не к концу года.
Две другие станции - "Путиловская" и "Юго-Западная" - это платформы совершенно новой, шестой линии петербургского метро. Также, как и две другие строящиеся станции четвертой линии, их стройка началась достаточно давно - в декабре 2013 года.
Объект этот оказался несколько сложнее продления правобережной линии, а выполненный прежним подрядчиком объём работ до банкротства был меньше в процентном соотношении, а вот сроки сдачи пока остаются такими же - 2024 год.
Да, в 2023-м году на станциях была выполнена колоссальная работа - на "Юго-Западной" были раскрыты все проёмы-коридоры между залами, велось бетонирование платформ и к концу года даже началась укладка гранитных полов трех оттенков. В наземном вестибюле, в котором помимо пассажирских помещений разместится многоэтажный административно-бытовой комплекс для работников метрополитена, выполнена разработка грунта так называемого нулевого цикла здания и началось возведение конструкций цокольного этажа. В сравнении с "Горным институтом" здесь можно аккуратно назвать отставание примерно на 6 месяцев, что в целом позволяет сдать станцию, скажем, в декабре 2024 года, если бы не вторая станция участка - "Путиловская".
"Путиловская" и без статуса пересадочной уже сама по себе не самое простое сооружение - это колонный тип станции, который строится довольно редко и представляют собой достаточно многодельную технологию производства работ.
Несмотря на это метростроители МССС сделали в 2023 году подлинный рывок и по совместительству маленькое чудо - закончили монтаж колонн и почти полностью прошли центральный зал станции. В декабре началась сборка платформ в боковых тоннелях.
Впереди большой объем работ по возведению внутренних помещений и платформ по всей площади пассажирской зоны станции. И это без учета отделочных работ. Но даже не это является точкой напряжения всего участка, а конкретно пересадочный коридор к станции "Кировский завод".
Из-за смены проектного решения потребовалось непозволительно много времени на перепроектирование и прохождения новой экспертизы. Строительство малого наклонного хода к исторической станции первой очереди до сих пор так и не начато. Предстоит также выполнить серьезную реконструкцию существующего подходного тоннеля к вентиляционной шахте старой станции. Вышеназванное ставит под вопрос сдачу шестой линии в срок в 2024-м году. Но впереди еще год, дадим чуду место.
Да, еще 2023-й год, как я рассказывал летом, также ознаменовался для Санкт-Петербурга началом строительством нового долгожданного участка с двумя станциями. Его ввод пока запланирован на 2028 гг.
Казань
В столице Татарстана всё стабильно. Стабильно неплохо, потому метро строится. Может не так быстро, как хотелось бы, но бюджет на метростроение в Казани меньше, чем в Петербурге, а станций также четыре и тоже новая линия.
К концу 2023 года практически две трети перегонных тоннелей уже были пройдены. Велось раскрытие котлованов будущих станций, кроме станции с проектным названием "Улица Фучика". Одну из самых сложных станций участка (так как конечная и пересадочная) почему-то решили оставить на десерт.
По текущим планам открытием второй, Савиновской линии казанского метро запланировано на 2027 год.
Нижний Новгород
В третьем по величине метрогороде страны - Нижнем Новгороде - стройка метро если не кипит, то явно движется. В активной фазе идёт работа по строительству долгожданного продления Автозаводской линии метро в исторической части города. Как я рассказывал ранее на страницах канала, в Нижнем Новгороде сложилась достаточно уникальная топологическая система, когда в городе, разделенным на две части большой полноводной рекой Ока, 14 из 15-ти станций метро находятся на одном берегу, а на втором всего лишь одна.
В июле 2022 года был дан формальный старт стройке, которая частично призвана устранить недоразумение, чтобы обеспечить нагорную часть города хотя бы тремя станциями метро. В течение 2023-го года выносились инженерные сети в местах расположения будущих станций "Площадь Свободы" и "Сенная", были построены котлованы для монтажа проходческих комплексов.
14 декабря 2023 году, буквально к моменту написания этого материала, метростроители Нижнего Новгорода смонтировали ротор тоннелепроходческого комплекса, который в ближайшие месяцы отправится от будущей конечной станции "Сенная" в сторону "Площади Свободы".
Открытие двух новых станций в нагорной части Нижнего Новгорода запланировано до 31 декабря 2025 года.
Также в декабре 2023 года начались подготовительные работы для начала строительства еще одной долгожданной жителями Нижнего Новгорода станции - "Сормовская" - уже в заречной части города.
Впереди предстоит выкуп территорий семи гаражных кооперативов, а также ограждение территории и устройство строительного городка. Нынешним выбором размещения станции, однако, довольны не все жители района - станцию решили посадить вдали от массовой застройки, но вблизи железнодорожной платформы. Тем не менее, наличие станции метро всегда лучше, чем её отсутствие.
Согласно планам новый почти трёхкилометровый участок от существующей нынешней конечной "Буревестник" до новой "Сормовской" ожидают закончить до конца 2026 года.
Самара
После долгих лет ожиданий в Самаре в октябре 2022 года началось долгожданное строительство новой станции единственной линии городской подземки. Так сложилась экономически ситуация, что открытый еще в 1987 году метрополитен за 35 лет своего существования не смог удлиниться более, чем на 10 станций - по своей протяженности он уступает значительно более молодому казанскому, открытому в 2005 году, или алма-атинскому, поезда в котором повезли пассажиров только в 2011 году.
В последний раз открытие новой станции - "Алабинской" - было аж в 2015 году.
И вот благодаря участию Самары в программе федерального инфраструктурного кредита наконец-то появилась возможность для логического завершения первой линии самарского метро. К большому сожалению, одной из причин не самой высокой популярности метро у самарцев является неразвитость сети - подземка не доходит даже до исторического центра города. Вот именно это недоразумение и планируется устранить с открытием станции "Театральная".
К большому сожалению из-за ряда организационных проблем, связанных с расселением деревянных жилых домов, попадающих в зону строительных работ, а также сопутствующих политических скандалов, строительство нового участка метро было приостановлено в конце ноября 2023 года. Однако уже 11 декабря представители подрядчика вновь вернулись на площадки.
Всего предстоит построить два перегонных тоннеля протяженностью около 1,5 километров до существующей камеры съездов за нынешней конечной "Алабинской", собственно неглубокую станцию "Театральная" и комплекс оборотных тупиков. Открытие нового участка изначально планировали на конец 2024 года, однако сейчас уже очевидно, что этот срок будет неисполним.
Новосибирск
А вот в Новосибирске вообще не смешно уже. Рассказывать об этой строящейся 14-й станции метро я начала два года назад и не было больших сомнений в пуске еще летом 2022 года. Напомню вкратце обстановку - новая станция наземная и строилась на действующем участке между станциями "Речной вокзал" и "Студенческая". Задел под "Спортивную" был оставлен еще при строительстве первой очереди Новосибирского метрополитена в 1980-е годы, однако из-за низкого пассажиропотока станцию было решено оставить на перспективу - в низине поймы реки Обь в тот момент не было чего-либо, что могло бы обеспечить большое количество пассажиров, потребное для вывоза метрополитеном.
Прошло три десятка лет и неподалеку от метромоста было решено строить новый большой спортивный комплекс - Сибирь-Арена, в котором планировалось провести в 2023 году Молодежный чемпионат мира по хоккею. С учетом потенциально высокого количества пассажиров, которых потребуется массово привезти и увезти после мероприятий, было обосновано строительство и станции метро, строительство которой началось параллельно со стадионом в 2019 году.
Стадион открыли в августе 2023 года. Сроки ввода в эксплуатацию здесь сдвигались, но комплекс тем не менее теперь в строю, чего не сказать о станции метро. Обидно, что станция по сути уже готова, но из-за различных технических, бюрократических или каких-то еще проблем ввод ее откладывался уже неоднократно. Какие только причины не назывались - и пандемия, и санкции и даже события, начавшиеся в феврале 2022 года. По последней информации ввод намечен на начало 2024 года.
Из интересных фактов: заявляется, что это будет первая в мире отапливаемая станция метро и первая в мире станция на метромосту с боковыми платформами (тезисы нуждаются в проверке). Но на мой взгляд самое интересное то, что на "Спортивной" будут автоматические раздвижные створки, примерно как на станциях закрытого типа в Санкт-Петербурге.
В отличие от Северной столицы такие двери будут выполнять ряд дополнительных функций - помимо защиты от падения на путь створки наземной новосибирской станции будут также способствовать сохранению тепла в пассажирской зоны. Сибирь же! Таким образом, из-за наличия теплоизолирующих материалов автоматические двери будут довольно толстенькими, напоминая небольшие затворы.
Надеюсь, что в такой же итоговой статье канала в декабре 2024 года мы поговорим об этой станции уже как о свершившемся факте.
Красноярск
Долгие годы, можно сказать, уже более четверти века этот город-миллионник был печально известным благодаря своей неоконченному долгострою - метрополитену, который начали строить еще в 1995 году.
Из-за череды экономических неурядиц к серьезным успехам не удавалось прийти. Был частично раскопан котлован одной конечной станции, заложенj три вертикальные шахты, да пройдено суммарно около 3,5 километров тоннелей. На большее, увы, не хватило сил и средств.
После консервации строительства метро, когда оптимизм исчез даже у самых закоренелых романтиков, внезапно блеснул луч надежды - в ноябре 2019 года возобновились проектно-изыскательские работы, а с лета 2023 года началось полноценное строительство метро.
Проект претерпел сильные изменения и построенная транспортная внеуличная система, пожалуй, будет больше походить на скоростной подземный трамвай, но даже это будет большим достижением и, надеюсь, серьезным транспортным подспорьем для жителей Красноярска.
В 2023-м году было получено положительное заключение по трём из шести станций первой очереди и депо, построен бытовой городок для строителей метро, силой 400 человек велись строительные работы на трех площадках.
В октябре 2023 году из Москвы для строительства тоннелей прибыл импортный тоннелепроходческий комплекс, а в ноябре - второй.
Открытие первого участка метротрама в Красноярске намечено на 2025 год. Срок очень оптимистический даже для одной станции метро, не говоря про пусковой участок из шести.
Минск
В белорусской столице стремительными темпами идёт строительство третьей линии метро. В 2020 году было открыто движение по самой технически сложной первой очереди, состоящей из четырех станций, а с 2018-го по сегодняшний день идёт строительство уже второго пускового участка с тремя новыми станциями на юге Минска - "Аэродромная", "Неморшанский сад" и "Слуцкий гостинец".
Готовность участка довольно неплохая. Почти закончены общестроительные и отделочные работы на станции "Аэродромная", подошли к отделке на "Немаршанском саду", а самая отстающая - "Слуцкий гостинец" - уже обретает знакомые очертания колонной станции метро.
Параллельно с участком строится и новое, третье электродепо "Слуцкое", таким образом в Минске у каждой линии будет своя площадка для обслуживания подвижного состава, как это и должно быть по всем канонам.
Строительство депо уже на второй очереди сразу подчеркивает дальновидность и профессионализм планировщиков из Минска, ведь развитие третьей линии не прекращается.
В городе еще в 2022 году было получено положительное заключение экспертизы по подготовительным работам в рамках третьей очереди Зеленолужской линии, которая в этот раз начнёт расти в северном направлении.
В следующем году запланировано начать работу по подготовке монтажной щитовой камеры, чтобы запустить тоннелепроходческий комплекс в сторону четырех новых станций: "Профсоюзная", "Переспа", "Комаровская" и "Площадь Бангалор". Протяженность нового отрезка составит 4,25 км.
Сдать же строящийся участок до "Слуцкого гостинца" вместе с электродепо запланировано до конца 2024 года.
Баку
Метростроительную обстановку в столице Азербайджана штормит. В иные года так просто сердце радовалось насколько стремительно шло развитие достаточно немолодой, но при этом весьма востребованной подземки.
В прошлом 2022 году была сдана наземная станция "Ходжасан" вместе с первой очередью нового метродепо, а в 2023-м продолжалось неспешное строительство пятой по счету станции третьей линии с проектным названием "B-4". (Почти как Ташкенте с их "Станция-1").
По последней информации сдача участка с одной станцией запланировано на конец 2024 - начало 2025 года. Стройка других участках, заявленных и даже начатых в прошедшие годы, по-прежнему по завесой тайны.
Не проектируют и не строят
И завершении короткий лист городов, где о развитии самого удобного внеуличного транспорта либо забыли, либо отложили, либо не имеют возможность продолжать строительство по форс-мажорным обстоятельствам.
В Российской Федерации метрополитен не строится в Екатеринбурге. В столицах кавказских республик Тбилиси и Ереване, где подземки функционируют, соответственно, с 1966-го и 1981-го гг. нет ни намека на новое строительство. Не строится Харьковское метро, брошена стройка новых участков в Киеве и Днепре. В Алма-Ате только собираются приступать к строительству нового участка с одной станцией.
Такая картина в 2023 году, а какая будет в 2024-м - увидим, соответственно, через год. Напиши в комментариях какой новый участок 2023-го года впечатлил вас больше всего.
Спасибо за то, что дочитали обзор до конца, друзья! Всем хорошего настроения и успешного года.
Поддержите, пожалуйста, канал "Человек-метро" подпиской.