СУЩЕСТВОВАЛА ЛИ НЕВИДИМАЯ ЦЕРКОВЬ? № 20.
(раздел второй) Естественно, когда все секты, появившиеся после XVI века, были не в состоянии доказать, что они ведут своё начало от апостольской Церкви, тогда была сделана попытка разработать учение о невидимой церкви. Конечно, в пользу этой идеи в Св. Писании нет никаких аргументов. И, тем не менее, сектанты ухватились за эту идею, как утопающий за соломинку. Чтоб доказать, что с начала IV века и по XVI век, то есть до начала протестантизма, Церковь действительно была, но якобы существовала невидимо, то есть в каждом столетии было по 2- 3 человека, которые держались правильного учения и передавали его другим поколениям.
Рассмотрим, насколько может быть верна эта идея? Во- первых, никаких доказательств в пользу этой идеи у сектантов не имеется, и наука не знает каких- либо фактов это подтверждающих. Во- вторых, если допустить, что всё же такие несколько человек действительно были, и они передавали из поколения в поколение свои древние знания, то возникает вопрос: Почему протестантские секты свою преемственность или начало взяли не от них, а от бывшего католического монаха Мартина Лютера? Всё ведь от него началось, и потом начало дробиться, а не от так называемой «невидимой Церкви». До сего дня, эта идея, так и осталась абстрактной, не получившей подтверждения на её реальное существование.
Даже если и допустить, что была такая «невидимая Церковь», то как узнать какого она держалась учения, и как, и кому она передала свою преемственность от Апостолов? Когда и где был зафиксирован акт передачи этой преемственности? Да и если бы какая- то секта действительно получила бы такую преемственность, то об этом было бы ныне уже известно. Эта «секта» заявила бы, что учение её, точно совпало с учением древней невидимой церкви и т. п.. Но этого ведь нет, не было, и никогда не может быть. Все секты только говорят о невидимой Церкви, но до сих пор показать, что они к ней имеют хоть какое- то отношение никто так и не смог. И это потому, что такой церкви никогда в природе не существовало. Если бы и была невидимая церковь, то, как за 1200 лет она могла бы подтвердить и чем, что она пребывает в истинном учении? И, что она не сбилась за это время с истинного пути? И если бы действительно существовала «невидимая церковь», то это сразу бы разоблачило все остальные секты. Почему? Представьте себе, что стали бы известны все подробности о невидимой церкви, то есть, какого она придерживалась учения, как жила, чему учила и т. п.. Это привело бы к тому, что одна из сект, имевшая с нею сходство, сразу бы заявила о своём преимуществе и полном обладании истиною. Тогда бы все остальные секты, пристыженные таким обличием их, в неправде, либо признали бы свою ложность, либо запротестовали бы, заявив, что они сомневаются в подлинности невидимой церкви и её доказательствах своей истинности. Но что мы видим в действительности сегодня? Все секты, любят говорить о невидимой церкви, но никто ничего о ней не знает, и никто из них не может подтвердить, что они к ней имеют хоть какое- то отношение.
Если бы существовала древняя невидимая церковь, то естественно можно было бы узнать и обнаружить, как она учила и каково её учение, и это навсегда бы пристыдило остальные ложные секты. Но пока сегодня, никто ни о каком протесте не заявлял, никто учения о невидимой церкви не видел, и это всё говорит о том, что мечты остаются мечтами, и как можно верить сектантам в том, что никогда не существовало, и не будет существовать? Чего только сектанты не придумывают, лишь бы создать повод, чтобы не почитать истинную Церковь Христову?
Интересно, что когда сектанты отделяются друг от друга из- за каких- либо разногласий, то от этого они не становятся невидимыми, точно так же было бы и с теми 2- 3- мя человеками из так называемой «невидимой церкви». Но цель любой церкви не прятаться, и не скрывать свою истину. «Ибо зажегший свечу, не ставят её под сосудом» (Мф.5:15). Почему эти несколько человек не захотели исповедать «истинную веру» всем и пострадать за неё? Они же понимали, что Христос обещал неодолимость Церкви даже пред силами ада (Мф.16:18). Если бы действительно существовала подобная церковь, и была истинной, она бы давно восторжествовала, и из гонимой «невидимой» превратилась бы в «видимую», торжествующую, как это и произошло с древней Церковью.
И ещё,- если эти несколько человек во всех веках хранили своё учение, то где гарантии и доказательства, что их мнение правильно, что христианство надо понимать именно так, а не иначе? Разве кто- то из них был чудотворцем или великим угодником Божьим? Пусть укажут, кто и в каком веке был чудотворцем? От какого Апостола они ведут свою преемственность, и от кого хранили своё учение? А если нет доказательств, нет и истины. Удивительно, что у сект нет и никогда не было никаких доказательств их правоты, но всё равно находятся люди им верящие, а у нас есть все и доказательства, и истина, и неповреждённое Св. Предание апостольское, и бесчисленные чудеса, но находятся люди не проверив, и не узнав, где находится истина, обольщённые от современных лжеучителей, начинают её там искать, где её никогда не было, и быть не может. Вот и получается, что за истинность православия, стоят, и его подтверждают: Св. Писание, Св. Предание, жизнь первых христиан, преемственность от Апостолов, история древней Церкви, сам Господь как глава Церкви и ниспосланный ей Святой Дух, и почему, то есть такие, которые ей не верят. А на стороне сект остаётся всё остальное: – заблуждения, обольщения, обман и начальник всего этого – дьявол, и они находят себе сторонников, им верящим.
Разобрав последний сектантский довод о «невидимой церкви», мы выяснили, что он оказался очередной нелепостью. Господь создал Свою Церковь не для того, чтобы она скрывалась, (да и от кого?), а для того, чтобы она всем светила: «не может укрыться, город, стоящий на высокой горе» (Мф. 5:14), - говорит Господь. И если сегодня в сектантской среде и возникают подобные темы, типа «о невидимой церкви», то это прекрасное свидетельство тому, что сектантов, значит, всё- таки беспокоит тема о непрерывности Церкви и преемственности её от Апостолов. Значит, где- то в глубине их душ они всё - таки мечтают быть в такой истинной Церкви, которая ведёт своё начало от Апостолов и мечтают, чтобы у них всё было как в истинной Церкви Православной, хранящей неповреждённо истину во все века (Еф.3:21).
Итак, все сектантские идеи о «невидимой церкви», оказались ложными и безосновательными. Истинная православная Церковь Христова продолжает торжествовать как избранная Им, невеста Христова. Отныне, пусть «никто (больше) не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления» (Еф. 5:6).
Кто отрёкся от Церкви Христовой, и не держится её Главы, от которой всё Тело, а прилепляется к учениям лжеучителей последних времён, тот имеет плотский ум и он тщетно и безрассудно надмевается плотским своим умом. (Кол. 2:18; 1Кор.2:14). Ведь Господь Иисус Христос поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями для созидания Тела Христова (которое есть Его Церковь), а не для разорения Церкви (Еф. 4:11- 12). И Господь предал себя не за секты, а за свою Церковь (Еф.5:24,25). «Что бы освятить её, очистив банею водною, посредством слова, чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна или порока, или чего- либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». (Еф. 5:26,27). И действительно, Церковь свята, потому что Глава Церкви свят, потому что её освящает Святой Дух, потому, что учение её свято, что и дало возможность воссиять в ней тысячам великих угодников Божьих, чудотворцев, святителей, мучеников и преподобных, которые и стали теми плодами, через которые Господь советовал проверять истинную Церковь. «Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь» (2 Кор.10:18). И действительно, своих угодников Иисус Христос подлинно прославил и при их жизни, через их чудотворения, дары прозорливости, пророчества и т. п., и после их смерти, через нетление их тел и проистекания от них благовонного масла, изгнания бесов, исцелений и чудотворений. Кто ещё, когда удостаивался такой чести от Бога? Да никто более. Они подлинная слава Церкви Божьей, они слава Христова. Даже на небесах многоразличная премудрость Божия становится известна только через Церковь Христову. (Еф. 3:10).
О ВЕЧНОСТИ И НЕПРЕРЫВНОСТИ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ.
( раздел третий ) № 21.
«И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет предано другому народу, оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2:44). И действительно, Бог воздвиг христианское царство, которое есть созданная Господом Иисусом Христом, Его св. Церковь, которая, как и было предсказано у пророка Даниила, не разрушится во веки. Это прекрасно исполнилось, если смотреть на Историю Церкви. Как и было предсказано пророком, Церковь Христа во веки не разрушилась и вот уже 2 тысячи лет стоит и всему миру проповедует истину и возвещает о ней. И как предсказал пророк Даниил, она будет стоять вечно. (Дан. 2:44). Вечно, что и значит, непрерывно.
Православная Церковь, действительно, существует непрерывно 2 тысячи лет, а вот все секты появились в последнее время, что и доказывает, что если они возникли не от начала, то получается, что они не являются той вечной непрерывной Христовой Церковью. Ибо во все века, секты не существовали, но царство Христа, однажды появившись, в первом веке, будет стоять вечно, и как видим, это никак не может быть отнесено к любой секте. Библия предсказывает только правду, и это предсказанная Богом правда – есть вечная и непрерывная Православная Церковь. «И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:33). Во веки, то есть не будет такого века, когда не было бы Царства, т. е. Его св. ЦЕРКВИ (Еф.3:21). «Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37).
И в этой Церкви, славу Богу будут воздавать во все роды от века и до века. (Еф. 3:21). То есть не будет такого рода, или века, на котором бы, прервалась Церковь Христова, и прекратилось бы воздавание славы Богу в Церкви. И это пророчество от Святого Духа через Апостола Павла исполнилось полностью. Действительно, Церковь Христова не прерывалась, и не исчезала, а славила Бога во все роды, и будет славить и далее от века и до века (Еф.3:21).
Православная Церковь стоит на основании Апостолов и пророков и поэтому имеет Самого Иисуса Христа краеугольным камнем (Еф. 2:20). «На котором всё здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Еф. 2:21).
Все же остальные религиозные организации стоят на основании своих главарей- основателей. И если плод наш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим. 6:22), то плодом у сект являются лишь хорошие поступки, что имеется даже у безбожников. Но если нет подлинной святости, это и говорит о ложности веры. А если у кого нет плода подлинной святости, у тех есть только противоположности, от подлинной святости, плод гордости (Рим.6:22). А кто возгордился, тот попадёт осуждению с дьяволом (1Тим.3:6), не зависимо от своей веры.
Итак, истина восторжествовала, ложь и заблуждения повержены и разоблачены. Но окончательное торжество правды Божьей будет только уже после Страшного суда, когда окончательно будет осуждён и разоблачён дьявол, обольщающий ныне своими лжеучениями вселенную. А ныне сектанты, обольщённые духом лукавым (те которые не искренно ищут истину), не хотят оставить свои заблуждения, то, «они будут верить лжи» (2Фес.2:11). Сегодня многие сектанты не желают признаться в своих заблуждениях, ибо признать это, для них значит унизить своё достоинство, а кто из них пойдёт на это? Но разве найти и обрести истину это есть унижение человеческого достоинства? Наверное, скорее наоборот, принимать заблуждения за истину и жить в заблуждении - есть унижение человеческого достоинства, но именно это сегодня делают с российским народом все секты. Но Господь Иисус Христос для того и приходил в мир, чтобы освободить нас от власти дьявола и его заблуждений. И сегодня обрести истину и получить освобождение от власти дьявола, мы можем только через неповреждённое древнее христианство, которое в первозданном виде сохранила Православная Церковь. И разве несчастье обрести истину, вырвавшись из объятий любого заблуждения, и удостоиться не только жить в истине, но и за неё страдать?
Прекрасно сказал о православии в России один французский историк Леруа- Болье «Русский народ должен быть поставлен среди немногих истинно христианских народов... если, сквозь мутную смесь из- под ржавчины сект блестит евангельское золото. Но оно сохранилось в Православии, оно в Церкви».
«Умоляю вас братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились и уклоняйтесь от них; ибо таковые люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17-18).
«И не страшитесь ни в чем противников, ибо это для них есть предзнаменование погибели, а для вас спасения. И сие от Бога» (Фил. 1:28). «Обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13). «Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут» (2 Тим. 4:3).
«Если и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих» (2Кор. 3:3). «Ибо мы не повреждаем слово Божие, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом во Христе» (2Кор. 2:17).
«И потому выйдете из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому, и Я приму вас» (1Кор. 6:17). «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными. Ибо, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою» (2Кор. 6:14)?
«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия» (Еф. 5:15-17).
И в заключение хочется привести слова св. Илария: «Злоба еретиков и богохульников вынуждает нас совершать вещи недозволенные, восходить на вершины недостижимые, говорить о предметах неизреченных, предпринимать исследования запрещённые.
Следовало бы удовлетворяться (довольствоваться) тем, чтобы с искренней верой выполнять то, что нам предписано, а именно – поклоняться Богу Отцу, почитать с Ним Бога Сына и исполняться Богом Святым Духом.
Но вот мы вынуждены пользоваться нашим слабым словом для раскрытия тайн неизреченных (Еф.3:9). Заблуждения других вынуждают нас самих становиться на опасный путь изъяснения человеческим языком тех тайн, которые следовало бы с благоговейной верой сохранять в глубине наших душ”.
Вячеслав С. ( 31 декабря 1998 г.)