Не разгадывайте эту загадку, не надо. Она глупая, поскольку одно другому не противоречит и прекрасно сосуществует. Но и крутить пальцем у виска, дескать у Сергея Викторовича слегка крышу перекосило, не торопитесь. Это – условность, без которой о весне физиков и даже не знаешь, как и рассказать. Ну, просто у них получилось очень душевно, а про правильно они не озаботились. Так что в данном случае эти понятия до сосуществования не дошли. Это тем досаднее, что мимо правильно, они ухитрились так близко пройти, что не понятно, как не столкнулись.
В начале текста уже вошло в традицию ставить афишу, вот давайте-ка поставим, и поговорим об основаниях для правильно и душевно чуть подробнее.
Режиссер нынешней весны физиков Катя Мальцева безусловно любимица СДК. Она смешная, яркая, обаятельная, талантливая и в меру харизматичная, но вот посоветовать ей во время разбора заткнуть одно ухо я подзабыл. А следовало бы, мы Катю давно знаем, и то, что у нее многое в одно ухо влетает, а второе опять не прикрыто – это как бы закон природы. Катиной, понятное дело, природы. Так что сейчас нужно будет кое что объяснять всем, а что-то требуется повторить специально для Кати. Но сначала все же требуется чуть рассказать о самой программе, точнее, о ее сюжете в основном.
История проста как мычание, но безотказна, как АКМ – девочка любит звезды, а ее папе нравятся ее пятерки, и он почему-то решил, что одно другому противоречит. С полчаса он бедную девочку зачем-то изводит своими глупыми придирками, а потом ни с того, ни с сего вдруг решает поехать вместе с дочкой смотреть на звезды – хэппи энд. Нормальная история, если ее интересно рассказать сценическими средствами. И физики изо вех сил стараются. И все, что должно эту простенькую историю аргументировать, номера, то есть, зрителя радует, а что-то так и просто восхищает. Но вот сама история так поставлена, что мы ее не видим. От слова совсем. Что-то там у них, наверное, происходит за кулисами, пока на сцене поют, танцуют и стараются реализоваться в оригинальном жанре, а затем герои выходят и рассказывают о том, что изменилось или не изменилось.
Вот скажите-ка, только сперва подумав немного, а зачем тогда на сцене эти герои нужны? Ну ведь можно поставить ведущего, который про это в художественной форме расскажет. Получится этакая сказочка на ночь – отличный, кстати, жанр, который будет и более компактным, и более информативным. А уж если ведущему еще в руки дать пару кукол, так это все еще и высокохудожественные качества может приобрести. К тому же, если куклы будут говорить банальности, зал в это поверит, а вот живым людям с банальностями поверить труднее. Тем более, что они как бы и не совсем живые. Особенно отец. Отец у физиков получился законченным душнилой, который по непонятным причинам ненавидит астрономию.
Кстати, любопытно – концерт у ребят начинается с неплохого танцевального номера, где мать провожает дочь куда-то. Дальше никаких матерей нет, в рассматриваемой семье о такой должности ни разу не вспомнили. Ну что стило полунамекнуть, что у отца с матерью что-то не заладилось на почве астрономии? Тогда хоть понятно бы было, что его так плющит – дескать, хоть в барменши в паб, лишь бы не в астрономы. Но и это бы не раскрыло названия самой программы – НЕ ВЗРОСЛЕЙ. Тут же заявка на еще большую душевность, и тем паче не ясно с какого перепугу отец как раз требует от дочки повзрослеть сей же момент.
В общем, дай эту тему, например, знатному драматургу с мехмата Мише Мамонтову, он сходу наимпровизирует миллион сюжетов, объясняющих и ненависть отца к звездам, и болезненное желание не дать дочке повзрослеть, да еще и пробуждение ребенка в нем самом. И все это так на поверхности, что действительно не понятно, как это Катя Мальцева ухитрилась все это не заметить и не использовать. Вот что НЕ правильно. Между тем, стоило все это заметить и как-то учесть, и история приобрела бы глубину, трогательность, художественную обобщенность и поэтичность. А без этого в ней только душевность.
И ведь что особенно забавно… Хотя, почему забавно, это в принципе при Катиной харизматичности закономерно. Обоснования каких-то логических решений, поступков или просто ситуаций выветрились и из большинства номеров тоже. А душевность осталась. Она у физиков, похоже умирает даже позже надежды, которой вроде полагается быть именно последней в любой чреде смертей.
Куча номеров, буквально взорвавших зал, вызвавших совершенно живую искреннюю реакцию у зрителей, никогда не попадут, скажем, в программу краевой весны. Просто потому, что они либо не закончены, либо просто не доделаны, либо там такая путаница с жанрами и направлениями, что на краевой члены жюри разругаются, перепихивая друг другу эти номера. Скажем, пародия на Вог в мужском варианте. Мы, конечно, такое уже много раз видели, но в те другие разы это было танцем, а здесь – это не танец. И СТЭМом не назовешь, и буффонадой. Такого направления вообще нет в Положении о веснах. Нигде. А в программке физиков это проходит по направлению танцевальное. Да дело даже не в том, что некому будет это оценивать потом, дело в том, что номера, поставленные именно так – это разовые акции. Рвут зал и тут же умирают. Их невозможно удержать даже пару месяцев. Это, по аналогии с нынешними дронами, номер-камикадзе – выстрелил и погиб при этом.
И таких номеров у физиков собралось предостаточно. Есть такой в оригинальном жанре – люди влюбляются, перебрасывая друг другу импровизированную звезду. Все красиво, но если это оригинальный жанр, где трюки, если театральное направление, где точная форма, если танец… нет, на танец это ни при каких если не тянет. То же самое в чтецком у Егора Коротченкова – если первый раз слышать текст, порвет на британский флаг, но рассчитывать на то, что в студе никто не знает творчество Василия Уриевского глупо, в каждом, почитай, сезоне есть хотя бы одна его вещь в направлении актерская песня. А значит удивить содержанием или готовой формой не получится, а решение искать – это уже калькулятор нужно доставать. Впрочем, о математике я чуть позже и специально для Кати Мальцевой.
А ведь все это зрителям нравится. И нам нравится, и мы таем от нежности и душевности, но, простите, не настолько, чтобы не понимать, что все это практически ни на чем не держится и между собой очень слабо связано, да еще и к заявленному сюжету не имеет почти никакого отношения.
Некоторые считают… Нет, глагол СЧИТАЮТ тут очень громко звучит. Некоторые думают, что считать и проверять гармонию алгеброй – вот что творчеству вредит, вот что убивает душевность на корню. Наивные люди! Без математики воздушные гимнасты бы работали только в присутствии скорой и под огромные страховки, музыканты даже не стали бы инструменты расчехлять, ибо гармония и есть математика, танцовщики бы постоянно сталкивались лбами, но эти возможно, мажась йодом и зеленкой, танцевать бы продолжали – не смертельно же. Но и то, только до появления Артема Жуланова, который, ехидно ухмыляяся скажет хореографу – а вы бы рисунок-то поразнообразили бы, не 3 - 2 - 3, а 3 - 2 - 1+2. И хореограф делает 3 - 2 - 1+2, и танцовщики чудесным образом выбрасывают ненужную зеленку и йод за ней, поскольку надобность в них отпадает. И только в несчастном театральном направлении наивные люди продолжают считать-думать, что считать тут ничего не надо. Им уж и танцовщики вслух говорят, хотя до этого момента их все считали немыми – посчитай, помогает! А театралы, включая режиссера все пытаются обойтись без математики.
Катюша! Дорогая! Ты, блин, знаешь как мы тебя все любим, но можем ведь и разлюбить, если будешь в своем заблуждении упорствовать! Учись, Катя, считать, режиссер – профессия очень точная, в ней все нужно просчитывать. Тем более в твоем замысле все слагаемые уже на столе, или на флип-чарте, их просто сложить надо, и лишнее отнять – простая арифметика, даже придумывать ничего не надо. И отец чудесным образом превратится из душнилы в живого доброго папу, девочка будет на самом деле стремиться к звездам и вести туда за собой всех желающих, друг ее из воображаемого и лишнего превратится в настоящего и необходимого, ну а звезды сами будут прыгать с неба в их ладошки, надеясь выполнить для этих прекрасных людей самые их сокровенные желания. Кто знает, может в конце и мама появится, и все будут счастливы, и будут жить долго-долго, и не умрут в один день как в сказках положено, а еще раз будут жить долго-долго.
А если перевести на профессиональный язык – правильные режиссерские решения, основанные на правильных драматургических ходах не просто не убьют вашу драгоценную душевность, а соберут ее столько, что хоть на базар с ней иди, избытки продавать. Дело-то за малым – научиться делать правильно, то есть считать, думать и ставить перед актерами активные цели и задачи. Больше ничего особенного не нужно. Остальным они тебя уже сами будут радовать.