Очень давно не заходила внутрь здания, - думалось, что все помню. Мне было лет шесть, когда папа привел меня в арсенал за ручку, позднее побывала на экскурсии с классом и последний раз приходила со своими детьми.
Оказалось, что совсем не помню «Золотую горку» с ее торжественным вестибюлем и аппарельной лестницей, узнала только люстры под потолком. Артиллерийский музей изменился к лучшему, стало больше информации и порядка, все тот же приглушенный свет, готические стены и галереи, зовущие вперед.
Слева экскурсовод рассказывал курсантам об истории артиллерии, справа ходила пара самостоятельных посетителей, а я отправилась вперед, к лестнице, ведущий на 3-й этаж.
У выхода из главного зала установлены две огромные скульптуры Багратиона и Кутузова. Таким монументам место на улицах города или площадях, а не в коридоре напротив кафе.
Миновать зал Западной Европы не получилось, - сложно пройти мимо рыцарских доспехов, арбалетов, мечей и турнирных шлемов. Под одним из всадников чучело лошади по кличке Солдат, принадлежавшей Екатерине II.
Когда-то залы 3-го этажа были богато оформлены лепниной, сейчас можно увидеть гладкие своды и решетки, разделяющие экспозиции.
Без труда в закутке нашла выставку «Только вместе! Только вперед!». В зале кроме смотрительницы никого, чужие шевроны и каску, чистые как со швейной фабрики увидела сразу.
В феврале город обозначил нашу военную операцию, не все же «песни, резвость всякий час» и красивые слова. Чтобы осознать увиденное, перешла в зал «Артиллерия в годы Великой Отечественной войны (1941-1943) и сразу споткнулась о постер «22 июня 1941 год».
Ходила без системы, от макета поверженного Рейхстага к «Катюше», от зенитки к скульптуре женщины и снова вернулась туда, где мы вместе.
Еще раз прошла зал по периметру: детский рисунок, фамилии защитников Донбасса, наши шевроны, наша форма, флаги, лица наших людей, трофейное вооружение.
Экспозиция скромная, но плакаты над витринами «говорящие» с запоминающимися символами и текстом.
В Артиллерийском музее 13 залов, общая площадь которых около 17 тысяч кв. метров. Задачи осмотреть все не было, не спеша читала информацию, смотрела материал на мониторах, ходила по галереям, не чувствуя временных разрывов дня сегодняшнего и прошлых веков.
Пищали, мортиры, пушки, участвовавшие в штурме Берлина, управляемые ракеты; портреты Брюса, Кутузова, Нартова, Шувалова, Павловича, Мосина, Калашникова; панорама Бородино, лица аншефов, командующих фронтами, солдат и защитников тыла – есть чем гордиться, есть что помнить и знать.
После поражения под Нарвой, для увеличения количества стволов Петр приказал снимать церковные колокола и доставлять их в переплавку. Часть орудий 16 века царь сохранил и после личного осмотра отправлял в цейхгауз, построенный в крепости «для памяти и на вечную славу».
Позднее светлейший князь Григорий Орлов построил на Литейном арсенал для военных реликвий. Под их хранения выделили этаж и назвали Достопамятным залом. Для всех желающих зал открыли только в начале 19 века, тогда же появились путеводители, описи, началась реставрация экспонатов.
Для прикрытия города с севера от шведов был построен кронверк, и пока была в нем надобность защитное сооружение укрепляли.
Получив долгожданный трон, Павел I построил в кронверке гауптвахты и склады; Александр I в свою очередь запретил изменять план фортификации и все постройки были снесены. Николай I разбил вокруг кронверка парк и начал строительство каменного арсенала, которое завершил Александр II.
Громадное здание из кирпича с толстыми стенами и амбразурами, строилось для защиты Петропавловской крепости. Большое количество ворот обеспечивало вывоз запасов оружия и боеприпасов из арсенала в течение суток.
Осмотрев новое здание, император своим указом передал арсенал Главному артиллерийскому управлению, которое выделило помещения для размещения военно-исторической коллекции.
В истории музея были не только приобретения, но и утраты. После революции, в Ярославле, куда эвакуировали основные ценности, в пожаре сгорело около полусотни ящиков со знаменами, в т.ч. стрелецкие.
Внесло свою лепту и осеннее наводнение 24 года - кронверк затопило, и часть экспонатов передали Эрмитажу и другим музеям.
Во все смутные времена, в дни блокады Ленинграда работники музея выполняли свою главную миссию – сохранения.
Музей Артиллерии – классический музей, с четкими и понятными экспозициями, связанных темой защиты Отечества, преодолением и победами.
Спасибо, что прочитали!