Найти тему
Зоя Belaya

Через «Достопамятные залы» с опозданием иду на выставку где мы вместе

Очень давно не заходила внутрь здания, - думалось, что все помню. Мне было лет шесть, когда папа привел меня в арсенал за ручку, позднее побывала на экскурсии с классом и последний раз приходила со своими детьми.

Оказалось, что совсем не помню «Золотую горку» с ее торжественным вестибюлем и аппарельной лестницей, узнала только люстры под потолком. Артиллерийский музей изменился к лучшему, стало больше информации и порядка, все тот же приглушенный свет, готические стены и галереи, зовущие вперед.

"Золотая горка" главного вестибюля музея
"Золотая горка" главного вестибюля музея

Слева экскурсовод рассказывал курсантам об истории артиллерии, справа ходила пара самостоятельных посетителей, а я отправилась вперед, к лестнице, ведущий на 3-й этаж.

Зал истории артиллерии до середины 19 века
Зал истории артиллерии до середины 19 века

У выхода из главного зала установлены две огромные скульптуры Багратиона и Кутузова. Таким монументам место на улицах города или площадях, а не в коридоре напротив кафе.

Миновать зал Западной Европы не получилось, - сложно пройти мимо рыцарских доспехов, арбалетов, мечей и турнирных шлемов. Под одним из всадников чучело лошади по кличке Солдат, принадлежавшей Екатерине II.

Когда-то залы 3-го этажа были богато оформлены лепниной, сейчас можно увидеть гладкие своды и решетки, разделяющие экспозиции.

Без труда в закутке нашла выставку «Только вместе! Только вперед!». В зале кроме смотрительницы никого, чужие шевроны и каску, чистые как со швейной фабрики увидела сразу.

В феврале город обозначил нашу военную операцию, не все же «песни, резвость всякий час» и красивые слова. Чтобы осознать увиденное, перешла в зал «Артиллерия в годы Великой Отечественной войны (1941-1943) и сразу споткнулась о постер «22 июня 1941 год».

Зал артиллерии в годы ВОВ (1941-1943)
Зал артиллерии в годы ВОВ (1941-1943)

Ходила без системы, от макета поверженного Рейхстага к «Катюше», от зенитки к скульптуре женщины и снова вернулась туда, где мы вместе.

Казематная пушка образца 1940 года. Разработана на Кировском заводе Ленинграда
Казематная пушка образца 1940 года. Разработана на Кировском заводе Ленинграда

Еще раз прошла зал по периметру: детский рисунок, фамилии защитников Донбасса, наши шевроны, наша форма, флаги, лица наших людей, трофейное вооружение.

Экспозиция скромная, но плакаты над витринами «говорящие» с запоминающимися символами и текстом.

Фрагмент экспозиции
Фрагмент экспозиции

В Артиллерийском музее 13 залов, общая площадь которых около 17 тысяч кв. метров. Задачи осмотреть все не было, не спеша читала информацию, смотрела материал на мониторах, ходила по галереям, не чувствуя временных разрывов дня сегодняшнего и прошлых веков.

Еще одна выставка музея
Еще одна выставка музея

Пищали, мортиры, пушки, участвовавшие в штурме Берлина, управляемые ракеты; портреты Брюса, Кутузова, Нартова, Шувалова, Павловича, Мосина, Калашникова; панорама Бородино, лица аншефов, командующих фронтами, солдат и защитников тыла – есть чем гордиться, есть что помнить и знать.

Скульптура М.Т. Калашникова во дворе ВИМАИВиВС
Скульптура М.Т. Калашникова во дворе ВИМАИВиВС

После поражения под Нарвой, для увеличения количества стволов Петр приказал снимать церковные колокола и доставлять их в переплавку. Часть орудий 16 века царь сохранил и после личного осмотра отправлял в цейхгауз, построенный в крепости «для памяти и на вечную славу».

Осадная пищаль "Инрог". В 1577 году применялась в Ливонском походе. В 1633-34 гг. участвовала в осаде Смоленска и была захвачена поляками
Осадная пищаль "Инрог". В 1577 году применялась в Ливонском походе. В 1633-34 гг. участвовала в осаде Смоленска и была захвачена поляками

Позднее светлейший князь Григорий Орлов построил на Литейном арсенал для военных реликвий. Под их хранения выделили этаж и назвали Достопамятным залом. Для всех желающих зал открыли только в начале 19 века, тогда же появились путеводители, описи, началась реставрация экспонатов.

Для прикрытия города с севера от шведов был построен кронверк, и пока была в нем надобность защитное сооружение укрепляли.

Получив долгожданный трон, Павел I построил в кронверке гауптвахты и склады; Александр I в свою очередь запретил изменять план фортификации и все постройки были снесены. Николай I разбил вокруг кронверка парк и начал строительство каменного арсенала, которое завершил Александр II.

Здание арсенала. Архитектор П.И. Томанский. Строительство было завершено в 1860 году
Здание арсенала. Архитектор П.И. Томанский. Строительство было завершено в 1860 году

Громадное здание из кирпича с толстыми стенами и амбразурами, строилось для защиты Петропавловской крепости. Большое количество ворот обеспечивало вывоз запасов оружия и боеприпасов из арсенала в течение суток.

Осмотрев новое здание, император своим указом передал арсенал Главному артиллерийскому управлению, которое выделило помещения для размещения военно-исторической коллекции.

Чугунная решетка с фонарями вдоль протока возведена около 1861 года
Чугунная решетка с фонарями вдоль протока возведена около 1861 года

В истории музея были не только приобретения, но и утраты. После революции, в Ярославле, куда эвакуировали основные ценности, в пожаре сгорело около полусотни ящиков со знаменами, в т.ч. стрелецкие.

Внесло свою лепту и осеннее наводнение 24 года - кронверк затопило, и часть экспонатов передали Эрмитажу и другим музеям.

Во все смутные времена, в дни блокады Ленинграда работники музея выполняли свою главную миссию – сохранения.

Суворов в сражении под Кинбурном. Скульптор Б. Эдуардс, 1907
Суворов в сражении под Кинбурном. Скульптор Б. Эдуардс, 1907

Музей Артиллерии – классический музей, с четкими и понятными экспозициями, связанных темой защиты Отечества, преодолением и победами.

Спасибо, что прочитали!