Генпрокуратура и Роскомнадзор разрабатывают проект поправок к закону «О связи», в соответствии с которым предлагается существенно ужесточить ответственность операторов связи за пропуск мошеннических звонков. Проще говоря, если из твоей сети звонят мошенники – лицензия аннулируется, компания закрывается. Всё, финита ля комедия.
Предполагается, что это простимулирует операторов соблюдать «гигиену» и не предоставлять услуги связи кому попало. В первую очередь это касается мелких операторов, которые предоставляют услуги шлюзов IP-телефонии. Мошенники покупают виртуальные номера и, сидя где-нибудь под Днепропетровском, звонят по IP-телефонии – у жертвы определяется либо фиксированный номер какого-нибудь региона (чаще всего московского из пула +7499), либо вообще подставной. Впрочем, проблема подставных номеров худо-бедно решена благодаря запущенной недавно антифрод-платформе (ЕПВВ «Антифрод»), к которой подключены все крупные мобильные операторы.
Она работает следующим образом: при поступлении входящего звонка с определённого номера оператору, которому принадлежит номер, отправляется запрос, действительно ли абонент с таким номером сейчас совершает звонок. Если нет, то звонок блокируется. Однако это изначально работало только против подставных номеров мобильных операторов, но к марту 2024 года Роскомнадзор обещает подключить к платформе 2500 операторов – то есть, практически всех.
Ещё раз стоит подчекнуть, что платформа защищает только от подмены номеров. Если мошенники будут звонить с настоящего номера, то «Антифрод» защитить не сможет. Однако в этом случае вычислять мошенников и блокировать их номера станет значительно проще. Учитывая усложнившуюся систему верификации личности при покупке новых SIM-карт, жулики просто устанут подключать новые и новые номера. И эти меры работают уже сейчас.
Фактически законопроект решает проблему звонков через IP-шлюзы. Однако непонятна процедура, в соответствии с которой операторов будут лишать лицензий. Во-первых, сам он не может определить, какие звонки мошеннические, а какие нет. И, допустим, начались жалобы на какой-то номер: на каком основании оператор будет прослушивать разговоры? Кто будет уполномочен определять, что номером пользуются мошенники, а не конкуренты решили закидать чей-то номер жалобами? Наконец, даже если оператор заблокирует номер – как это спасёт его от лишения лицензии, ведь звонки уже кому-то поступали – где регламентированные сроки реагирования на жалобы?
В общем, вопросов к законопроекту пока слишком много: идея хорошая, но с её реализацией на практике могут возникнуть сложности. Но главное, чтобы сложности возникли у мошенников: они массово переходят на звонки в мессенджеры, и на этом «палятся», потому что лохов, готовых поверить в то, что из банка или полиции им звонят по WhatsApp, очень мало.