Найти в Дзене
Sjbody | Твой фитнес-тренер!

Лечебный стол. Кому он нужен и можно ли похудеть на таком питании?

Как это часто бывает, идея этой статьи родилась из комментария в сети. В одной из групп нашей зож – ной направленности случился очередной коллапс из серии «в Интернете кто-то неправ»: одна категоричная дама заявляла, что единственный способ похудеть и не навредить себе это знаменитые «столы по Певзнеру», а толпы молодых зож – ников нападали на нее в стиле «из вас, старперов, песок сыплется, а вы тут еще чему-то учите. И диеты эти ваши – совдепия замшелая».

Дама, конечно, не права: лечебные столы – совсем не панацея и условно идеально здоровому человеку они и без надобности. Вот только проблема в том, что этих идеально здоровых никто не видел. Они как сын маминой подруги – где-то есть и по умолчанию идеальны. А по факту у кого вздутие, у кого несварение, а у кого и язва. А шуточный анонимный опрос в интернете вообще показал, что каждый третий хоть раз пукал, поднимая штангу или любимую женщину. Так что надо защищать и лечебные столы, и Певзнера.

Немного истории

Первые в мире лечебные столы придумал еще Гиппократ. Конечно, ничего общего с современной стройной системой они не имели, так, попытка обуздать аппетиты невоздержанных современников и хоть как-то остановить их колиты и гастриты. Диета по Гиппократу это фрукты, овощи, рыба и мед. Для своего времени весьма стройно.

В средневековой Европе пошли дальше и придумали несколько вариантов лечебного питания в зависимости от болезни. Но, наверное, идея опередила свое время: сложно питаться в соответствии с лечебным столом, когда у тебя на пороге то голод, то война, то вши, то чума. А потому было много споров насчет эффективности такой терапии. Понятное дело: сложно проверить эффективность, если она больше теоретическая.

К 18 веку появились первые лечебные санатории. Все мы помним из курса школьной литературы, как герои ездили «на воды». Так вот, помимо минералочки, наслаждались они там и лечебными столами. Система отлично работала и вздутия – метеоризмы исчезали.

А вот автор современных 15 лечебных диет, Михаил Певзнер, все это наследие обобщил, классифицировал и дополнил результатами своих наблюдений, выводами из своей врачебной практики. И, как бы ни ругали и Союз в целом, и его местами карательную медицину, здесь – однозначная победа.

Певзнер стал одним из создателей Московского Института Питания и до сих пор его зовут отцом русской диетологии. Следует признать: все это более чем заслуженно.

Экскурсия по миру

Прежде, чем мы перейдем к столам по Певзнеру, надо еще впихнуть несколько слов про «забугорье». Почему? Потому что любители поспорить ради спора или обесценить достижения прошлого в качестве контраргумента часто говорят: «Если ваши лечебные столы такие хорошие, чего ж их во всем мире не используют?»

Ну, во – первых используют. Просто не как национальную программу, а, скорее, как индивидуальную рекомендацию. А вот национальные программы часто гораздо менее детальны и продуманны. Например, в Америке все знают «диету Дэш» против гипертонии, а еще здесь рулят диеты с исключением: лактозы, фруктозы, фосфора, пуринов, глютена.... Все эти подходы рабочие и рассчитаны на индивидуальное лечение (целиакии, подагры, диабета), но стройной системы, где все учтено, разбито на составляющие, но все равно остается целым – нет.

Что касается Азии, то часто привычный рацион людей - уже как лечебный стол, если, конечно, не брать в расчет специи и пряности.

Вообще лечебный стол очень во многом направлен на борьбу с перееданием и пищевым мусором, а это беда и запада, и славян. Радует одно: когда страны Азии охватит эта эпидемия фастфудов, еды на бегу, еды на ночь, отсутствия чувства меры и т.д. (а тенденция, увы, есть), мы можем с ними поделиться проверенными методами борьбы.

Несколько слов о лечебных столах.

Не пробежаться по всей системе Певзнера ну никак нельзя, потому что здесь как с гаммой: слушая отдельную ноту, всей красоты гармонии не оценить. Но столов существует аж целых 15, поэтому подробно поговорить не получится, застрянем, да и – спойлер – нас будет детально интересовать один из них.

Нулевой стол

Восстановительное питание после операций. Те самые больничные бульончики, пресное, бесвкусное, «никакое». В официальной диетологии вся эта безрадостность называется механическое щажение. Надеемся, никто с этим столом никогда не познакомится.

Первый стол

Долгосрочный проект для людей с язвами и гастритами. Все отварное, на пару, дробно, часто и почти без специй.

Второй стол

Диета для людей с хроническими болезнями жкт в стадии ремиссии. Запрещается только очень острое и жирное. Разрешена даже легкая обжарка. Из обидных ограничений – нужен минимум клетчатки, чтобы избежать вздутий и спазмов.

Третий стол

Назначается тем, у кого проблемы с моторикой кишечника, и, как следствие, долгие многочасовые и безрезультатные рандеву с белым другом. И здесь основу рациона, наоборот, составляет клетчатка: она стимулирует кишечник и помогает завершить начатое.

Четвертый стол.

Стол для людей с острыми болями, противовоспалительный. Здесь вся еда превращается в пюре. Полноценным рационом его не назовешь: прозрачные бульоны, сухарики, каши – размазни. Вынужденная мера, и в идеале непродолжительная.

Пятый стол

Один из самых долгосрочных. Может применяться больше года и назначается при проблемах с печенью и желчным пузырем. Основные способы приготовления пищи – варка, запекание, тушение, варка на пару. Исключение жирного и жареного.

Шестой стол

Диета – образ жизни для больных подагрой. Направлена на снижение уровня мочевой кислоты в крови. Основа рациона – молочка и растительная пища. Мясо и рыба – только отварные и с великой осторожностью.

Седьмой стол.

Питание для тех, у кого проблемы с почками. Здесь акцент не только на продуктах, но даже и на количестве воды. В первые дни такого специфического стола ее максимально урезают. Рыба, шоколад, грибы исключаются.

Восьмой стол

Наша прелесть. Стол против ожирения. И доктор Певзнер ничего не имеет против, если люди будут так питаться без врачебных назначений. Но пока не останавливаемся на нем подробно.

Девятый стол.

Противодиабетический. Все силы – на борьбу с высоким сахаром крови. И акценты соответствующие: направлены против простых углеводов, агитируют за клетчатку и белковую пищу.

Десятый стол

Диета от инфарктов и инсультов, все внимание – на улучшение кровообращения. Один из строгих столов, запрещают даже чай и кофе, что уж говорить о сладких газировках и прочих слабостях.

Одиннадцатый стол

Система питания для борьбы с истощением. Наверное, единственный стол с профицитом калорий.

Двенадцатый стол

Еда, которая объявляет войну бессоннице, неврозам и эпилепсии. Медленный и аккуратный отказ от всего, что может перегрузить ЦНС.

Тринадцатый стол

Пища для поднятия иммунитета. Если коротенько: максимально правильная и здоровая еда без вредностей, но ее много.

Четырнадцатый стол.

Диета против мочекаменной болезни. Здесь нужно налегать на мясо, рыбу, злаки – все то, что не повышает щелочной уровень.

Пятнадцатый стол

Этакое «пп по Певзнеру» – рацион, который должен стать образом жизни после того, как с лечебным столом будет покончено. Здоровое питание, которое не позволит болезням вернуться.

А теперь стол для похудения

Скажу сразу, мы – не сторонники дробного питания, а восьмой стол предлагает лечить ожирение именно так. Но настоящая правда всегда в том, что, если что-то тебе не очень нравится или не подходит, это не значит, что оно не работает. Люди боролись с жиром «по Певзнеру» и побеждали еще в середине прошлого века, когда из тренажеров были диск здоровья и скакалочка, в идеале – еще турник и брусья.

В сравнении с безбашенными монодиетами, детоксами, кремлевками, Аткинсами и прочим, Певзнер – просто душка. И идея дробить рацион – пожалуй, единственное, что вызывает вопросы. Но также следует сказать, что людям с весом больше 120 даже это в плюс. Они не привыкли терпеть голод, они просто не умеют, не могут его вынести! А здесь питание частое, можно «доползти» до следующего приема пищи.

Что очень хорошо в восьмом столе? Адекватное отношение к жидкости (питье по потребности, от 0,8 до 1,5 л воды в день), создание небольшого дефицита без перегибов, наличие в рационе и белков, и жиров, и углеводов и признание нужности всех, отсутствие радикализма.

По сути, восьмой стол на несколько десятилетий опередил современные принципы правильного питания.

А еще иногда он помогает психологически: когда понимаешь, что ожирение – это болезнь, диагноз, то заставить себя, пересилить, становится проще. Ведь многие начинают диету из эстетических соображений, чтобы талия поуже и живот поменьше, а при этом у человека уже запредельный ИМТ. Потом приходит первый голод или просто тоска по любимой еде, и.... до свидания, диета, гори огнем, клятая эстетика, привет, колбаса!

А когда понимаешь, что у тебя медицинская проблема и стол номер 8 борется с ней также, как соседние столы с подагрой и нефритом, это отрезвляет. Никто не хочет быть больным и раньше времени знакомиться с апостолами.

А был ли у Вас опыт применения лечебного стола? Может быть, Вы даже худели «по Певзнеру»? Рассказывайте, мы все очень внимательно читаем, это очень интересно.