24.12.2022.
Рафик Абый мне приходится двоюродным дядей. Его Мама Минбаян апа и мой Дедушка Гиниятулла Мингалиев приходились друг другу сестрой и братом.
С раннего детства в наших родственных общениях помню этого яркого Парня.
Он бы сейчас, наверное, вспомнил бы более ранние моменты нашего знакомства, а в моих воспоминаниях самый первый и впечатлительный случай тот, когда он меня 7-летнего посадил на заднее сиденье своего мотоцикла и прокатил по деревне Зирекле. Это было дико страшно! Колеса мотоцикла описывали уличные гордалар (засохшую грязь), передавая резонансную дрожь в тело наездников, кроме этого неровность сельской дороги добавляла вертикально огромную амплитуду, не предвещавшую выхода на подготовленный для нас асфальтированный мототрек.
Как бы крепко я не держался за тот круглый поручень между нами в авангардном транспортном средстве, увы, вылетел из седла как с батута.
Летел бесконтрольно красиво, высоко и далеко.
Наш вояж обошёлся без особых последствий для здоровья, родители даже не узнали об этом увлекательном путешествии.
Позже (школьник 7-8 класса) встречал Рафик Абыйны из армии в Альметьевске.
Это был огромный 186см роста Человек, совершенно легко относящийся ко всему хулиганскому миру конца 70-х.
Выйдя из-за стола, накрытого Мамиными приготовлениями, парни пошли прогуляться по улице, я его осведомил о самых опасных районах нашего города ну и об общей сложной криминогенной ситуации.
«Не ссы, Энем (братишка)! Разберемся.» - вселяло в меня уверенность, но и опасения за старшего Товарища.
Рафик Абый был в этот вечер Королём нашего города.
Прохожие вежливо сторонились широко и разухабисто шествующего дембеля, а маршруты хулиганов, похоже не совпадали с нашими.
Однако, и с ними пути пересеклись.
Когда сидели на скамейке возле универмага (рядом с нашим домом), проходила толпа самых страшных, злых (держащих весь район в страхе) хулиганов, во главе с Харисом.
Рафик Абый демонстративно закинул ногу на ногу, широко раскинул руки по спинке скамьи, плевал и дерзко на них смотрел.
Их было человек 5-6. Я-то этих отморозков знал и дико волновался.
Но мой Дядя был круче! В этом бесконтактном психологическом поединке он их победил, да еще и племяннику подарил тотем на будущее. Позже ко мне отношение маргиналов было более осторожным.
Потом гордый и счастливый пошел спать, а Рафик Абый пошел на свидание с Розой (через некоторое время оказавшейся его супругой).
Следующий этап нашего близкого общения с Рафик Абый это уже когда я вернулся из армии, он работал в политехническом институте на кафедре сопромата сначала замом заведующего лаборатории, потом сам встал у руля, а я в это время устроился на соседнюю кафедру Двигателей и инженерной графики лаборантом.
Мы часто общались, курили, выпивали иногда. И всегда он обращался ко мне «Энем». Это круто! Меня это тогда приземляло и возвышало, одновременно.
Потом общались реже, в основном у Мамы и Папы, когда собирались родственники по определённым событиям. Рафик обладал способностями совершенно расслабленного рассказчика с неиссякаемым чувством юмора.
Его присутствие всегда обеспечивало каждой компании доведения стадии лёгких шуток до накала напряжённого смеха в слезах, затем ему было достаточно "взрывать" и "добивать" публику короткими фразами. Спасаясь, некоторые не успевали добежать (простите) до туалета.
От Мамы сегодня и узнал, что нас в этом мире стало меньше.
Мир лишился весёлого, раскрепощённого Человека Рафик Абый!
Когда Его вспоминаем, мы не столько грустим, сколько улыбаемся.