Таки тема 90х меня не отпускает😁 (недавно писала о Д. Донцовой, если пропустили, то ссылка прикреплена). У меня есть негласное правило: если ко мне в кабинет приносят два или более человек одну тему, сюжет из книги или фильма, я выделяю время и знакомлюсь с озвученной темой.
Вот сейчас можете пованговать и угадать, что мне уже несколько человек принесли на сессию😁. Ну конечно, "Слово пацана". Если не смотрели сериал, но планируете, то лучше не читать: буду немного спойлерить. Обещаю провести анализ политкорректно, а часть своих умозаключений всё-таки опущу, дабы не превратить записки психолога в рассуждения диванного критика 😂
Популярность сериала зашкаливает, песня "Пыала" Аигел к фильму занимает топ в музыкальных чатах (кстати, режиссёр практически контрабандой внёс трек в фильм: группа не рекомендована в РФ), книги Р. Гараева раскупаются как горячие пирожки (сценарий сериала написан по его произведению), в новостях говорят о подражании главным героям (хотя вот здесь у меня вопрос большой, может позже отдельно напишу рассуждения)
Это фильм о подростках конца 80х, юность которых пришлась на период осознания старшим поколением, что светлое будущее построить они так и не смогли, ресурсов чтобы что-то менять уже нет, будущее очень туманно, а "сердца требуют перемен". Все ранее существовавшие опоры разрушаются, а коллективное бессознательное уже готовится к перевороту 1991г. (к чему готовится сегодняшнее коллективное бессознательное, раз такая популярность у фильма?)
И в этом взрослеет Андрей-Пальто, который будучи хорошим парнем в школе и музыкалке не может чувствовать себя в безопасности и иметь опору: отца нет, мать выживает с двумя детьми (ей не до сына: выжить бы). Учителя отстранены и как будто не замечают, что происходит: они тоже адаптируются и выживают как могут. Милиция и та не про защиту: насилие искореняют насилием.
Андрей один, никем не слышим, отвержен, беззащитен и уязвим. Даже смена полюса из хорошего парня в хулигана особо ничего не изменило: мать "сбежала" в психоз, спрятавшись в психушке, учителя и милиция также в глухой обороне. Да и мог ли Андрей просить о помощи у тех, кому эта помощь нужна возможно даже больше?
Как это про нас сегодняшних (раз сериал имеет такой резонансный отклик)? А разве мы не чувствовали тоже самое в начале пандемии? Что чувствовали с началом СВО, а позже при мобилизации, а что... Мы как главный герой: нет опор, чувство беззащитности и уязвимость. 30 лет назад нарушение границ двора активировало движение стенка на стенку, но и сейчас всё то же, размер "двора" только поменялся как внутри страны (недавняя история в Ростове), так и за её пределами.
Поэтому и возникает эмпатия к герою: возможно, мы некоторые свои черты видим как в зеркале. Поэтому сейчас и появилась критика, что сюжет придает романтизм неокрепшим умам молодёжи. Не романтизм корректирует неокрепшую психику, а страх отыграть всё тот же сценарий, который мы из года в год в разных его формах повторяем.
А страх уже давно умными окрепшими умами изучен: беги, замри или нападай. И работать нужно не с искоренением триггера (запретить кино, книгу, музыку), а с проживанием чувств, которые испытываем при каждом повторении сюжета.
Без внимания оставляю братьев Адидас, скажу лишь о старшем: он не может найти себе место (он выброшен из "мирной" жизнь навсегда), он сменил одну войну на другую, как и многие другие возвращающиеся парни (с ВОВ, с Афгана, с Чечни, с СВО). Сценарий повторяется и здесь. Поэтому фильм и создаёт такой резонанс: от почитателей до критиков, от бессознательного "я чувствую тоже, что и он" до "мне страшно признаться, что это часть меня, поэтому буду бежать (читай критиковать или игнорировать)"
Отдельно хочу выделить самого режиссёра Андрея Першина, он же Иван Тохтамыш, он же Жора... Крыжовников (прям как в советском фильме 🤣). "Мне нравится быть кем-то ещё.... Мне хотелось бы, чтобы так было, чтобы он был отдельным существом", - слова режиссёра. И здесь Жора тоже снимает картину про себя: главные герои сериала днём ученики средней школы и сыновья своих родителей, а вечером пацаны, живущие по законам улицы (они как режиссёр: в семье Андрей, в социуме Жора).
А любимый стиль режиссёра джамп-кат (приём, связанный со скачкообразной, режущей взгляд вклейкой, которая используется при монтаже) тоже как будто символ перескакивать, не задерживаться. И это тоже роднит его с персонажами: перепрыгнуть чувства, которые испытывают герои сериала, не фокусироваться на душевной боли, не соприкасаться с неприятным: нападать или бежать. Да и включение в фильм трека группы Аигель чем не подростковое бунтарство? Фильм о режиссёре, фильм о нас.
Можно ещё порассуждать с системной точки зрения, но, возможно, в другой раз. Если пост будет интересен, то продолжу писать.
Пишите ваши мысли, это лишь мои взгляды и они могут быть искажены согласно теории ошибочного вывода 😁
Онлайн и очные консультации
Автор: Юлия Епимахова
Психолог, Арт-терапевт и расстановщик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru