В своей статье «Новогодняя Ирония судьбы Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского» я указывала два советских новогодних фильма, в основе сценария которых лежат литературные произведения. Это «Ирония судьбы, или с легким паром!» и «Чародеи».
Изначально я планировала про связку этих фильмов с книгами написать в одной статье, но история создания обоих кинопроектов непростая, поэтому я решила не сваливать всю информацию в одну кучу, а разделить на две части.
Собирая информацию о фильме «Чародеи», я была очень удивлена тем фактом, что в основе сценария картины лежит повесть Аркадия и Бориса Стругацких «Понедельник начитается в субботу». Мне кажется, что книголюбы, которые читали данное произведение братьев Стругацких согласятся со мной, что это последнее произведение, которое можно было положить в основу сценария для новогоднего фильма. Но давайте разбираться постепенно.
Сами авторы позиционировали свое произведение как фантастическо-юмористическую повесть, в которой высмеивался процветавший в СССР бюрократизм, приспособленчество и описывался утопический мир, в котором возможна реализация талантливого человека без внешних помех и с помощью волшебства. Свою утопическую реальность братья Стругацкие поместили в Научно-исследовательский институт Чародейства и волшебства (НИИЧАВО) где сливаются воедино достижения науки и техники 1960-х годов с возможностями сказочных персонажей и предметов. Так в повесть авторов перекочевали Ученый кот, Баба-Яга с избушкой на курьих ножках, домовые, волшебная палочка, гусли и многие другие сказочные персонажи и предметы, которые должны были облегчать жизнь талантливых ученых и способствовать научно-техническому прогрессу. Но, на мой взгляд, объединение науки и сказки в одном произведение равносильно попытке натянуть сову на глобус – стараний много, а результат нулевой.
В 1965 году советская фантастика была на пике и повесть Стругацких, как говорят, выстрелила. В этом же году книга была экранизирована под руководством режиссера Александра Белинского на киностудии в Ленинграде. Сценарий для данного фильма Аркадий и Борис Стругацкие писали сами. Он был близок к тексту первоисточника. Кинофильм не пользовался успехом, и повторное написание сценария по повести «Понедельник начинается в субботу» Стругацкие предприняли только в 1980 году, взяв за основу только 2 часть произведения «Суета сует». Именно на него и обратил внимание режиссер Константин Бромберг, когда ему поручили снять новую новогоднюю картину. Но в чистом виде сценарий режиссер взять не мог, так как там нет ничего праздничного, и большую часть пришлось переписывать. Таки образом, от первоисточника осталась только задумка. Бромберг ввел любовную линию, изменил имена героев, чтобы они перекликались с героями сказок, но не были нарочитыми, и переименовал институт. Наименование стало более благозвучное и добавляло нотку юмора – Научный универсальный институт необыкновенных услуг или НУИНУ.
Стоит так же обратить внимание, что братья Стругацкие, как и задумывалось при написании повести, в сценарии закладывали идею высмеивания советской бюрократии, за которой не видно простого потребителя услуг, для которого и функционирует институт. Для этого они ввели безымянного гостя с рыбзавода. Но он у авторов прописан настолько невнятно, что начитаешь задаваться вопросом: «А для чего вводили данного персонажа?»
Константин Бромберг докрутил идею Аркадия и Бориса Стругацких, так же ввел персонаж гостя с Юга, который как приведение ходит по институту, и до него нет никому никакого дела. А гениальная игра Семена Фарады поставила второстепенного персонажа в один ряд с главными героями.
Вот и получается, что 31 декабря 1982 года жители Страны Советов увидели новогоднюю музыкальную сказку, по сценарию Аркадия и Бориса Стругацких. Но мне хочется задать вопрос: «Сколько в этом сценарии было от братьев Стругацких?»
В разных источниках указывается противоречивая информация, о роли участия Стругацких в переделке сценария. Константин Бромберг утверждал, что Аркадий и Борис принимали участие в переписывании сценария, а Борис Стругацкий в интервью АиФ утверждал обратное: «С Константином Бромбергом мне работать не пришлось совсем, я с ним лишь едва знаком... Фильм “Чародеи” задумывался режиссером как мюзикл... Мюзикл получился недурной. Сначала он мне, признаться, не понравился совсем, но посмотревши его пару раз, я к нему попривык и теперь вспоминаю его без отвращения».
В любом случае, достоверную информацию у роли Стругацких в написании конечного варианта сценария нам узнать не удастся. Мы можем делать только свои собственные умозаключения, основываясь на той информации, которая есть в общественном доступе.
Я считаю, что Аркадий и Борис Стругацкие не участвовали в корректировке сценария, так как если прочитать вариант Бромберга, можно заметить, что указание авторов сценария в начале фильма указывается нарочито ярко:
«Трахнуло, звякнуло, свистнуло, вспыхнуло. Рассыпалось яркими звёздами изображение, и на экране оказалась труба. Вступила музыка. На трубе появились две большие буквы: «А» и «Б». Потом возникла фамилия: «СТРУГАЦКИЕ». Потом, как уточнение, — «авторы сценария». И наконец, сметая всё на своём пути, открылось, заполнив кадр, название картины: «Чародеи».
А так же, в конце фильма задумывалась сцена, где вновь фигурирует фамилия авторов:
«С последним ударом часов мы оказываемся вновь в квартире Киврина. Вечер. Хозяин сидит за столом, поглаживая чёрного кота.
— Так и закончилась наша новогодняя ночь, — говорит он, обращаясь к зрителям. — Впрочем, как вы понимаете, она и не могла закончиться иначе. Волшебство, интриги, даже производственные конфликты — что это всё по сравнению с настоящей любовью! Ты согласна, Кира?
Сидящая с ногами в кресле Кира поглощена чтением. С трудом оторвавшись от последнего тома антологии фантастики, она поднимает взгляд на мужа.
— А? Да, согласна, милый.
— Теперь она во всём согласна со мной, — усмехаясь, говорит Киврин. — Особенно, когда читает свою любимую фантастику.
Кира со вздохом захлопывает переплёт и кладёт книгу на горку уже прочитанных томов.
— Скажи, а что было в том, дополнительном томе? — спрашивает она.
— Какая-то повесть братьев Стругацких, — отвечает Киврин. Кот, вскочив на стол, прошёлся по нему и, повернувшись к хозяину, отчетливо произносит:
— Чародеи…
Появляется финальная мультзаставка, аналогичная той, которая была в начале I серии. На её фоне проходят титры. Звучит заключительная песня.»
Этими сценами Константин Бромберг как бы извиняется перед Аркадием и Борисом Стругацкими.
А вы как думаете, какова роль авторов повести «Понедельник начинается в субботу» в написании сценария к фильму «Чародеи»?