Найти тему

Вторая Мировая: день за днём. 25 июня 1942 года. Триста шестьдесят девятый день Великой Отечественной войны.

Добрый день, мои друзья, читатели и подписчики! Сегодня я кратко расскажу об основных событиях, произошедших 25 июня 1942 года, в триста шестьдесят девятый день Великой Отечественной войны. О событиях, произошедших накануне, можно почитать, перейдя на мою статью: Вторая Мировая: день за днём. 24 июня 1942 года. Триста шестьдесят восьмой день Великой Отечественной войны.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Продолжим!

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Впервые за долгое время советская авиация нанесла массированный бомбовый удар по финской территории. На этот раз подвергся удару морской порт Котка, находящийся на южном побережье страны. Там было сосредоточено большое количество морских сил финнов и немцев. Помимо этого данный объект был важнейшим транспортным и перевалочным узлом.

Порт Котка, наши дни. (Фото взято из открытых источников).
Порт Котка, наши дни. (Фото взято из открытых источников).

На ленинградском направлении (хронология здесь) командование 2-й ударной армии отдало последний приказ остаткам своих войск пытаться выходить из окружения мелкими группами кто как хочет и кто как может, в любом направлении. Сам штаб также разбился на три отряда, каждый из которых начал действовать самостоятельно. Командующий армией генерал А. А. Власов от управления отсторонился и никаких распоряжений не давал.

Специально созданная группа на танках, созданная по приказу командующего фронтом, задачей которой было прорваться извне в котёл, разыскать командование армии и эвакуировать его, найти никого не смогла.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

На московском направлении (хронология здесь) полностью вышли к своим подразделения под общим командованием генерала П. А. Белова. Это 1-й гвардейский кавалерийский корпус, 4-й корпус ВДВ и часть партизан.

Легендарный поход кавалеристов и примкнувшим к ним впоследствии других соединений, длившийся полгода закончился.

Интересный факт, что начальник немецкого Генштаба генерал Ф. Гальдер в своих мемуарах о советском генерале П. А. Белове писал чаще всех.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Исполнилось 38 лет известному советскому лётчику-испытателю В. К. Коккинаки.

Владимир Константинович родом из Краснодарского края. В 1920-х годах поступил на службу в военно-воздушные силы, а уже в 1931-м стал лётчиком-испытателем. Произвёл ряд воздушных трюков. В 1938-м году осуществил беспосадочный полёт из Москвы в Приморский край, что на тот момент времени было высочайшим достижением, за что получил Золотую Звезду Героя. А на следующий год и аналогичный перелёт, но уже в Северную Америку. Во время Великой Отечественной войны был одним из руководителей ВВС СССР, помимо этого лично доставил в Москву американскую делегацию, прибывшую для переговоров по организации перегонки боевых самолётов США для нужд СССР. После войны лично испытывал первые реактивные советские боевые самолёты, а также гражданский лайнер ИЛ-62. Всего на счету 22 мировых рекорда. В 1957-м году награждён второй Звездой Героя. Помимо двух высших наград Советского Союза, был кавалером ещё шестнадцати орденов. Генерал-майор авиации. Умер в 1985-м году.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Потери немцев с начала войны с Советским Союзом в убитых, раненых и пропавших без вести (хронология здесь) составило один миллион триста тысяч солдат и офицеров, а это 40,5% от общей численности на 22 июня 1941-го года. Это ещё без учёта больных и получивших обморожения за зиму.

Немецкое военное кладбище в городе Зубцов Тверской области. 1942-й год. (Фото взято из открытых источников).
Немецкое военное кладбище в городе Зубцов Тверской области. 1942-й год. (Фото взято из открытых источников).

В Германии начал ощущаться большой дефицит вагонов и паровозов. Затянувшаяся война, большие потери в живой силе, ещё бОльшее количество раненых, которых нужно было эвакуировать, а также серьёзные потери в технике, которые необходимо было возмещать, многократно увеличили нагрузку на главные пути сообщения между тылом и фронтом, а именно на железные дороги. Ещё была большая сложность и в том, что в Советском Союзе железнодорожная колея была другой ширины, в отличие от европейской. Растянутость территории от самой Германии до передовой составляла сотни километров, где при этом с каждым днём усиливалась диверсионная и подрывная деятельность советских партизан.

Всё это привело к тому, что положение железнодорожной сети Рейха через год с начала войны с СССР стало абсолютно патовым.

Крушение немецкого поезда в Ленинградской области. Лето 1942-го года. (Фото взято из открытых источников).
Крушение немецкого поезда в Ленинградской области. Лето 1942-го года. (Фото взято из открытых источников).

Сорвавшийся блицкриг в войне с СССР поставил железнодорожную отрасль Германии в очень непростую ситуацию с целым рядом больших проблем. Одной из них оказался сильнейший недостаток в паровозах. В связи с чем инженерами и конструкторами Рейхсбанна было принято решение о разработке и создании максимально технологичного, но в то же время дешёвого и простого в обслуживании локомотива, который бы стал основой всего паровозного парка немецкой железнодорожной системы.

Так появился локомотив BR-52, который соответствовал всем требованиям того времени для военных нужд Германии. Он начал серийно выпускаться осенью 1942-го года. Всего было построено примерно 6200 машин, которые собирались на тринадцати заводах.

В качестве трофеев и репараций около двух тысяч таких локомотивов в абсолютно исправном состоянии были переданы Советскому Союзу и получили новую маркировку "ТЭ". Они эксплуатировались ещё несколько лет после войны до массового внедрения в железнодорожную сеть электровозов. На данный момент сохранилось несколько экспонатов таких машин, которые находятся в музеях ряда стран, в том числе и в России.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

В Северной Африке (хронология здесь) фельдмаршал Э. Роммель продолжил наступление, но уже по территории Египта. Новое командование 8-й английской армии отказалось от прежней задумки обороны более менее крупных населённых пунктов, и отходило полным составом к основной перед столицей Египта Каиром линии обороны. Поэтому практически без сопротивления немецко-итальянской группировке достались н. п. Сиди-Баррани и Мерса-Матрух.

Однако у наступающих появилась большая проблема: наземные службы Люфтваффе не успевали за продвижением войск, поэтому не успели подготовить новые аэродромы для обеспечения безопасности с воздуха. Англичане же наоборот начали ежедневные массированные бомбардировки, нанося ощутимый урон и без того измотанным соединениям своего противника.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Диктатор Португалии А. де Салазар объявил о нейтралитете своего государства во время Второй Мировой войне. При этом он подверг критике те страны, которые объединились против Германии и её союзников. Скорее всего осуждение стран антигитлеровской коалиции было связано в бОльшей степени с политикой и нежеланием ссориться с единственным граничащим государством - Испанией, которая хотя и также была нейтральна, но была в то же время тесно связана экономически с Третьим Рейхом.

О Антонио де Салазаре я кратко уже рассказывал в этом материале.

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

Опубликована очередная сводка Совинформбюро.

Утреннее сообщение:

В течение ночи на 25 июня на Харьковском направлении наши войска вели бои с противником.

На других участках фронта никаких изменений не произошло.

Пленный ефрейтор 4 роты 423 полка 212 немецкой пехотной дивизии Георг Эйхельдингер сообщил: «Я некоторое время лежал в лазарете в Кенигсберге. Там я наслышался о зверствах немецких солдат над мирным населением в оккупированных советских районах. Сами солдаты рассказывали, что они истязали, мучили женщин и глумились над ними. Я тогда не поверил этим рассказам. Позднее мне пришлось самому увидеть все эти пакости. Я знаю, как жестоко расправлялся с жителями комендант села Стрельны обер-лейтенант Каспар. Солдаты грабили население и бесчинствовали. Особенно свирепствовали обер-ефрейтор Фассельд и писарь 9 роты ефрейтор Макс Швальд. Эти бестии зверски мучили всех, кто попадался им на глаза».

Германия вынудила Румынию заключить новое кабальное соглашение. По этому соглашению румынские холопы Гитлера обязались отдать немцам последние остатки продовольствия. В связи с этим специальные отряды жандармов уже устраивают в деревнях повальные обыски и забирают у крестьян скот и зерно, которые у них находят.

Вечернее сообщение:

В течение 25 июня на Харьковском направлении наши войска продолжали бои с наступающими войсками противника. После упорных боёв наши части оставили г. Купянск.

На Севастопольском участке фронта наши войска отбили многочисленные и ожесточённые атаки противника.

На других участках фронта никаких изменений не произошло.

Перешедший на сторону Красной Армии ефрейтор 263 полка испанской «Голубой дивизии» Франции» Б. рассказал: «Наш эшелон в составе тысячи человек выехал из Сан-Себастьяна во второй половине апреля. В дороге мы узнали, что с предыдущим эшелоном испанские власти имели большие неприятности. Солдаты убили капитана и отказались ехать в Россию. Пришлось вызывать полицию. Между солдатами и полицейскими произошла кровавая схватка. С обеих сторон были убитые и раненые. Наш эшелон также имел в пути неприятные приключения. Ехали мы через Францию. Французы встречали нас очень враждебно. Около Эндейя французские железнодорожники разобрали путь, и наш поезд сошёл с рельсов. Свыше месяца мы пробыли в Ауэрбахе (Германия), где проходили военное обучение. Там ожидался ещё один эшелон испанских солдат, но он не прибыл. Позднее мы узнали, что английские самолёты подвергли этот поезд ожесточённой бомбардировке. Погибло очень много солдат, а остальных вернули в Испанию. На советско-германский фронт мы прибыли недавно. При первой возможности я перешёл на сторону Красной Армии».

На итальянском корабле, недавно вышедшем из порта Пирей (Греция), произошёл взрыв. Транспорт утонул. Предполагают, что взрыв был вызван адской машиной, которую установили на корабле греческие патриоты во время погрузки.

(Написаны основные тезисы сводки. Материал взят с сайта. Ссылка: https://rus.team/events/svodki-sovetskogo-informbyuro-za-25-iyunya-1942-goda-velikoj-otechestvennoj-vojny).

(Фото взято из открытых источников).
(Фото взято из открытых источников).

А у меня пока всё!

Следующую статью можно почитать перейдя сюда: Вторая Мировая: день за днём. 26 июня 1942 года. Триста семидесятый день Великой Отечественной войны.

Очень жду от Вас оценки качества этой и предыдущих статей! Ну и конечно подписывайтесь, кому понравился мой проект. В будущем опубликую ещё очень много материалов про Вторую Мировую и Великую Отечественную войны.