Себастьян Сальгадо — бразильский фотограф-документалист (https://cameralabs.org/aeon/fotograf-sebastyan-salgad..), который побывал в 130 странах мира, снимая на камеру колонны беженцев Африке, ненцев, индейцев, бразильских рабочих и канадских пожарных в Кувейте, которые каждый день отмывали свою ярко-красную машину от нефти, оседающей вблизи горящих месторождений под чёрным дымным небом…
⠀
Он родился в Бразилии в семье зажиточного фермера среди Атлантических лесов. По настоянию отца он отучился на экономиста и работал во Всемирном банке. Уезжая в командировки в Африку, он брал с собой фотоаппарат своей жены Лелии, который та купила для архитектурной фотосъёмки.
⠀
В 29 лет Себастьян решил полностью посвятить себя фотографии. Сначала он работал репортёром и свадебным фотографом, а потом постепенно нашёл своё призвание. Хотя критики и говорят, что фотография Сальгадо слишком эстетичная, и потому не передаёт той глубины страданий, которые испытывают герои его снимков, сам Сальгадо настаивал:
⠀
Я не хочу, чтобы люди смотрели на них и ценили свет и красоту тонов. Я хочу, чтобы они заглянули внутрь и увидели, что изображено на фотографиях, и каких людей я фотографирую.
⠀
В 1984 году Себастьян начал сотрудничать с организацией «Врачи без границ» в Эфиопии. Он наблюдал и запечатлел последствия эпидемии холеры в лагерях, где смерть стала привычным событием. Каждое тело умершего — ребёнка, взрослого или старика — по местному обычаю омывали перед похоронами, вопреки недостатку воды.
⠀
Потом были золотодобытчики на одной из самых больших рудников Бразилии. Проект «Серра Пелада» — это фотографии огромного человеческого муравейника, где тысячи людей — интеллигентов, простых рабочих, старых и молодых — вытаскивают из громадной ямы мешки с землёй. Они кажутся рабами, но ни один из них не раб. «Разве что раб своей жажды золота», — говорит Себастьян об этих фотографиях.
⠀
Ещё позже были пожары в Кувейте. 500 нефтяных шахт, которые иракские войска взрывали при отступлении, и которые пожарные тушили бесконечно долго, заливая водой не только сами шахты, но и огромные территории вокруг них, чтобы нефть не вспыхнула снова. Там же – фотографии заброшенного дома королевской семьи, в котором остались породистые жеребцы, не сумевшие сбежать, и птицы со слипшимися от нефти перьями.
Последним проектом, в котором Сальгадо снимал людей, стал «Исход» — последствия геноцида в Руанде и бегство представителей народности тутси в соседние страны.
⠀
Я впервые начал ощущать масштаб катастрофы, это был настоящий геноцид. До Кигали было 150 километров пути, 150 километров трупов. Я повернул назад, моя задача рассказывать о живых людях, я начал обходить лагеря.
⠀
На этом закончились съёмки войны, и на этом же закончились съёмки Себастьяном Сальгадо людей. Он говорил, что разочаровался в человеке и, опустив руки (или камеру), вернулся со своей супругой и двумя детьми в Бразилию на ферму отца.
Ферма стала пустым и засушливым местом. Как и многие фермеры, отец Сальгадо продавал лес, чтобы получить деньги на корм скоту.
⠀
Именно тогда и произошёл поворот фотографа от человека к природе. Его супруга Лелия предложила возродить лес, который раньше здесь был.
⠀
Никто из них не умел этого делать. В первый год погибло 60 % саженцев. На второй - 40%, и так, шаг за шагом им удалось уменьшить этот процент до 10. Ферма постепенно снова становилась зелёной, а ещё позже — перестала быть фермой и превратилась в 600 гектаров Атлантического леса, в котором снова потекли источники, куда вернулись разные животные и даже леопарды. Лес ожил, и супруги отдали эти земли в национальный фонд Бразилии.
⠀
Так вместе с возрождённым лесом возрождалась и готовность Сальгадо снова взять в руки камеру и родился проект «Генезис» — первая серия работ фотографа, где он снимал не человека, а природу. Где лапка игуаны напоминает руку Средневекового рыцаря в доспехах, и где фотограф, отдыхая на берегу моря, вдруг обнаруживает себя лежащим между двумя морскими львами.
Себастьян Сальгадо стал знаменит благодаря своим фотографиям, но ни одна из них не спасла людям жизнь.Они напоминают человеку о том, какой бывает жизнь за пределами привычной нам цивилизации, за выбеленными стенами галереи искусств с кондиционером. Увы, впечатление от увиденного проходит. Фотография не заставляет действовать.
Есть способ помочь миру, о котором болит сердце. Например, посадить лес.
Сделать то, что ты сам считаешь важным. Каким бы странным ни показался другим этот способ.
#новаяжизньспонедельника
#решеияирешительность
Наш сайт для подбора психолога: https://odinneodin.ru
Больше полезных статей и практик у нас в телеграм: https://t.me/odinneodinru , и группе ВК: https://vk.com/odinneodinru
Сделать то, что ты сам считаешь важным. Каким бы странным ни показался другим этот способ.
7 декабря 20237 дек 2023
9
3 мин