Найти тему
ODELAX

8 уроков в маркетинге от Артемия Лебедева

Оглавление

Он создаст логотип для кофейни за сотню тысяч, а для банка – за миллионы. Скандалы с «провальным» дизайном или плагиатом только способствуют продвижению бизнеса. Он ежедневно публикует десятки постов во всех социальных сетях и снимает видеоролики в резком стиле, но рекламодателей это не отпугивает.

Он раздражает тысячи и находит своих поклонников среди тысяч. Он по-прежнему является одним из главных троллей рунета. И теперь он также новый директор по дизайну ВКонтакте. «Кайф!», — прокомментировал он свое назначение. Вот восемь элементов успеха Артемия Лебедева. Дисклеймер: в тексте отсутствуют ссылки на часть интервью и посты Артемия Лебедева, поскольку персонаж, в отличие от Роскомнадзора, предпочитает язык матери. Если есть желание, оригиналы легко можно найти через поисковые системы

Держи нос по ветру

Артемий Лебедев успешно создал свой уникальный бренд, используя троллинг. При этом троллинг всегда включает в себя касание особо чувствительных тем для широкой аудитории, в том числе и празднования 9 мая.

Лебедев прославился своими ежегодными постами, посвященными этой дате. Суть его высказываний можно свести к одной фразе, приписываемой самому Лебедеву: "В России существует только один культ, который хуже православия — культ Дня Победы."

Однако впоследствии Лебедев проиграл два судебных дела, заведенных ветеранами из-за его постов "Город-трус.Йу-ху" о Волгограде и "Хенде хох, Гитлер капут". Хотя удивительно, что ветераны смогли самостоятельно обнаружить их в интернете. В 2015 году суд взыскал с Лебедева 1 миллион рублей по иску Сергея Крамаренко, а в 2016 году – 500 тысяч рублей по иску Марины Михалицыной из Волгограда.

После этих событий Лебедев прекратил писать посты к 9 мая, вероятно, предвидя будущие юридические проблемы. Тем не менее, на сайте Студии Лебедева продолжали выходить регулярные, можно сказать, нестандартные плакаты к 9 мая.

В этом году, когда тема снова стала особенно актуальной, появился новый пост, на этот раз не в Живом Журнале, а в Teletype. В тексте "С Днем Победы!" Лебедев сразу же разочаровывает тех, кто снова намерен подать на него в суд: "...Очередная серия игры 'кто хочет стать миллионером' для взявших в команду ветерана не состоится". Сам пост посвящен героям, победившим во Второй Мировой войне:

"Поскольку я скорее дизайнер, чем историк, меня прежде всего интересуют исторические события через призму дизайна. И вот несколько плакатов. Все они были созданы сразу после Победы. Все они советские. И везде хорошо видна иерархия: во главе СССР, на втором месте США, на третьем - Великобритания... Всем, кто сегодня пытается переписать историю, тем, кто желает изменить прошлое, тем, кто забывает выразить благодарность друзьям и союзникам, представляем нашу подборку плакатов. Нарисованных тогда, когда история была живой, когда говорили 'спасибо' и не исказали факты."

Следи за новейшими технологиями, будь впереди

Артемий Лебедев стартовал свой собственный бизнес в возрасте двадцати лет, в 1995 году. В его отрасли не существовало реальной конкуренции: в то время в России только начинался развитие интернета, а существовало всего несколько сотен сайтов. Он был единственным сотрудником в компании, не имел офиса и клиентов. Лебедев создал портфолио с вымышленными работами и начал встречаться с потенциальными заказчиками.

Заказов было много, и вскоре ему потребовались офис и наемные сотрудники. К к концу 1997 года оборот компании превысил 50 тысяч долларов. Создание сайта в его студии стоило от 4000 долларов (в то время как средняя месячная зарплата россиянина в 1997 году составляла 140 долларов). С 1998 года проект стал известен как "Студия Артемия Лебедева", а в портфеле компании оказались заказы от десятков крупнейших предприятий и бизнесов в России.

Артемий отмечал, что получение заказа на сайт от банка было легким, так как конкуренции не существовало. В 1996 году дизайнер легко заключил контракт на создание сайта Центробанка.

Лебедев до сих пор успешно предвидит, что станет популярным. Например, в течение целого года в его студии работал дизайнер Николай Иронов, создававший проекты для клиентов в формате экспресс-дизайна (лого за 100 тысяч рублей без возможности правок со стороны клиента). Работы были яркими, необычными и много обсуждались. В 2020 году Лебедев признался, что Николай Иронов – это нейросеть (Н. Иронов, "Нейронов").

Пока личность Иронова оставалась тайной, и Артемий делал паузу, часть пользователей в соцсетях критиковала и насмехалась над необычными логотипами, а другие пытались постигнуть красоту и замысел этих странных работ. Многие высоко оценили их творчество.

Все изменилось, когда истинная сущность Иронова стала известной. Взрыв негодования, сочувствие к обманутым заказчикам, насмешки и бурные обсуждения вновь обрушились на Лебедева, заставив всех вновь говорить о его бизнесе.

Демонстрируй экспертность без стеснения

В своих интервью и блогах Лебедев постоянно обращается к различным аспектам дизайна, не стесняясь выражать критику. Иногда он высказывает похвалу, но это происходит крайне редко. Лебедев делился: "Среди моих хороших друзей много владельцев различных компаний. Почти всегда наше знакомство начиналось с обмена визитками и моей фразы: “Ваша визитка — не впечатляет”».

Артемий Лебедев стал одним из первых в России, кто создал обширный учебник по дизайну под названием "Ководство". Книга вышла в 1997 году и пережила уже 5 переизданий. Кроме того, "Ководство" доступно бесплатно на сайте Лебедева.

-2

С 2006 по 2019 годы на веб-ресурсе Студии Лебедева действовала рубрика под названием «Бизнес-линч», в рамках которой посетители могли отправлять свои дизайн-работы на рецензию. Анализ произведений осуществлялся лично Артемием Лебедевым и несколькими членами его дизайн-команды, сжато и емко.

-3

Рубрика «Бизнес-линч»: «Добрый день. Просьба оценить дизайн обложки»

-4

В рамках раздела "Бизнес-линч" была проведена презентация официального символа Азиады-2017. В качестве образа был выбран алабай, и ему было дано имя "Вепалы".

Презентуй красиво

Возможность заказать проект у Лебедева продолжает служить индикатором статуса компании. Слоган "Долго. Дорого. О***о" говорит сам за себя: разработка дизайна простого сайта обходится клиенту примерно в 3 миллиона рублей, тогда как создание фирменного стиля — в пределах от 5 до 10 миллионов (согласно интервью Лебедева).

За эту цену команда специалистов приступит к работе над вашим проектом, представляя результат в виде детальной страницы с красочной анимацией и реалистичными макетами. Примеры выполненных проектов студии можно найти в разделе "Задизайнено", что служит отличным образцом оформления портфолио — здесь есть чему поучиться.

-5

Презентация одного из проектов – Полярного паспорта. Обратите внимание: внизу каждого экрана расположена кнопка заказа услуги. Основное внимание уделяется не только визуальной демонстрации проекта, но и словесному объяснению ценности проделанной работы, а также ее обоснованию. Артемий Лебедев подчеркивает:

"Я занимаюсь коммерческим, прагматичным, расчетливым дизайном. Я привык создавать вещи, которые действительно работают. Для меня важен результат, а не сам дизайн ради дизайна. Самые интересные решения возникают в процессе работы над реальными задачами, а не в создании произведений вроде 'моего волшебного сна

Вызывай эмоции. Шокируй

В интервью, которое Александр Лебедев дал Ксении Собчак в 2020 году под названием "О свободе 90-х, отношениях с козой и преемнике Путина", он признался в своей поддержке идеи многоженства в России, высказав следующее: "Хочу, чтобы у меня было два мужа и пять жен. Мало какая сфера жизни найдется, где бы я не порвал шаблон".

Этот принцип "разрыва шаблона" также отражается в деятельности Студии. Существует предположение, что некоторые проекты в ней создаются специально с целью вызвать возмущение и эмоциональное обсуждение. Это, в большинстве случаев, касается работ, затрагивающих наибольшее число граждан, такие как дизайн населенных пунктов, городской инфраструктуры или общественного транспорта.

-6

Эмблема, созданная для города Перми в 2009 году, вызвала значительный резонанс в обсуждениях. В социальных сетях возникли высказывания, содержащие предположения о том, что именно после этого момента Студия Лебедева начала массово выпускать логотипы, которые были признаны потребителями ужасными.

-7

Логотип, созданный Студией Лебедева для города Ярославля (справа), в значительной степени напоминает логотип американской сети товаров для дома Up&Up. Этот проект обошелся городу в сумму в 400 тысяч рублей (2012 год).

-8

Логотип московского метро (2014 год) был немного модифицирован: знаменитую букву чуть изменели и убрали обводку. По словам депутата Госдумы Михаила Сердюкова, столичные власти затратили на создание нового логотипа 232 миллиона рублей, что, безусловно, вызывает серьезные сомнения.

В интервью Юрию Дудю (признанному СМИ-иноагентом) Лебедев высказывает свое мнение: "Госзаказ – это самые тяжелые и мучительные деньги с минимальной благодарностью и огромными рисками по всем фронтам. Это можно делать, только хорошо застраховавшись. Я беру госзаказы из любви к искусству. Хочется не просто на свете жить и зарабатывать деньги, а что-то после себя оставить".

-9

Логотип для компании "Эксклюзивная логистика" (2018 год) представляет собой простой фиолетовый ромб, созданный за 100 тысяч рублей в рамках программы "Экспресс-дизайн".

В процессе разработки логотипа для "Эксклюзивной логистики" было создано более 50 эскизов. В какой-то момент Артемий Лебедев лично нарисовал фиолетовый ромб и заявил, что "логотип должен быть именно таким". Позднее в интернете появилась версия о том, что Лебедев и заказчик договорились создать логотип, который вызовет широкое обсуждение.

Символические животные, маскоты – шапко-кот и медведь-матрешка – были разработаны в студии Лебедева к Олимпиаде 2021 в Токио по заказу Олимпийского комитета России. Медвежонок-неваляшка, по словам, "не испуган санкциями и допинговыми скандалами", а шапка-кот также была выпущена в виде AR-маски для использования в Facebook.

Эти неофициальные звери предназначались для освещения хода Олимпиады в социальных сетях. Однако на платформах обсуждения талисманов они в основном не получили одобрения: большей частью их обсмеивали, выражали недовольство или превращали в мемы.

-10

Олимпийский комитет России представил своих маскотов, и этот шаг вызвал волну критики. По-видимому, организация оказалась менее готовой к подобным реакциям, чем Студия Лебедева, и после этого представления маскотов о них больше не было слышно.

-11

Талисманы в итоге остались без имени и широкой известности.

Допустим, ваша компания решает разорвать контракт, и вы, возможно, постараетесь избежать негативного внимания, сфокусировав внимание общественности на чем-то другом. Но не в случае с Лебедевым. В 2005 году МТС прервала контракт со Студией Лебедева по поддержке своего сайта. Артемий Лебедев разместил на сайте страницу под названием "Больше не звони", и это привело к тысячам репостов.

-12

После разрыва контракта с МТС, на сайте Студии Лебедева появилась соответствующая страница. Оператор связи отказался от комментариев, но президент одной из ведущих на тот момент дизайн-студий, Defa, Дмитрий Козлов, делился своим мнением: «Он берет огромные деньги за поддержку, поэтому в МТС могли просто пойти на снижение расходов за счет дизайна. Поддержка корпоративного сайта от Лебедева могла обходиться в $5–10 тыс. в месяц».

Аналогичная ситуация произошла в 2007 году, когда "Студия Артемия Лебедева" расторгла контракт с компанией Nokia. Представители Nokia утверждали, что фирма Лебедева не смогла победить в конкурсе на право дальнейшей работы с сайтом компании в России. Тем не менее, на сайте студии было опубликовано альтернативное объяснение, которое также вызвало значительный резонанс.

-13

Ярким баннером студия Лебедева попрощалась с Nokia в 2007 году

Пиши во всех соцсетях

В 2017 году, в ходе интервью с Юрием Дудем, Артемий Лебедев поделился информацией о том, как социальные сети стали важной частью его доходов: "Рекламный пост в моем ЖЖ стоит 260 тысяч рублей. А на [просторах запрещенной соцсети] 80 тысяч. Каждый день постить рекламу не стоит, но через день — нормально. Блоги приносят больше денег, чем дизайн".

В области блогерства Артемий был пионером, став одним из первых россиян, зарегистрировавшихся в "Живом Журнале" под стильным ником "tema". Его активность в блоге началась с тревел-блогинга, что помогло ему быстро набрать популярность и стать "тысячником". В своих путешествиях он уделял внимание дизайну дорожных знаков, вывесок, урн, светофоров и остановок.

В настоящее время Артемий активно управляет шестью социальными сетями: "Телетайп", "Телеграм", "Ютуб", "Дзен", запрещенная соцсеть с картинками и, до недавнего времени, "Тикток" (который в настоящее время недоступен российским пользователям для публикации новых видео). "Живой Журнал" больше не пополняется контентом, но остается доступным для чтения.

Число подписчиков Артемия Лебедева в каждой из социальных сетей впечатляет:

  • "Тикток" – 1,7 миллиона;
  • запрещенная соцсеть с картинками – 727 тысяч;
  • "Ютуб" – 721 тысяча;
  • "Телеграм" – 335 тысяч;
  • "Дзен" – 91,6 тысяч;
  • "Телетайп" – 15,2 тысячи.

Каждый из аккаунтов ведется по-разному: "Телетайп" представляет собой текстовый блог, напоминающий многолетний опыт в ЖЖ, с короткими и средними постами, иногда сопровождаемыми картинками. Запрещенная соцсеть с картинками представляет собой личный аккаунт, представленный "небрежно" и без изысканных визуальных элементов. "Ютуб" наполнен новостями с кликбейтными заголовками. "Тикток" включает в себя короткие новостные ролики. Артемий, будучи одним из первых в стране, начал развивать свой аккаунт в этой соцсети.

-14

Заголовки новостных видеороликов на YouTube-канале Лебедева не обладают особым уникальным содержанием; их привлекательность заключается, прежде всего, в оригинальном стиле представления информации. Артемий подчеркивает, что ему безразличны количество просмотров: "…Не нужно пытаться понравиться.

Как только ты начинаешь работать ради кого-то или писать ради "своего читателя", тут же случится ****** [катастрофа]. Не нужно анализировать статистику, не нужно следить за показателями, не нужно мониторить метрики. Потому что если пытаться повторить успешный пост написанием еще пяти постов на ту же тему, ты распугаешь всех читателей".

Воспользуйтесь отрицательными событиями в свою пользу

Артемий Лебедев поделился своим взглядом на использование негатива в свою пользу: "Многие компании занимаются менеджментом репутации: стиранием комментариев, покупкой армии троллей, которые будут бороться с другими троллями. Это полная чушь на постном масле [...] Если вдруг в Сети появился негатив, всегда можно придумать такой позитив, который отобьет злые комментарии одним ударом. А иногда, наоборот, – нужно разрешить этому негативу быть. Пусть. Потому что, например, дизайн, который не обсуждают – это проблема. Значит, эта работа никому не интересна. Это провал [...] Чтобы работа обсуждалась, нужно, чтобы результат задел как можно больше людей, вызвал эмоции, чувства, чтобы у человека появилось отношение к тому, что он видит".

Лебедев высказывает свою любовь к критике, подчеркивая, что замечания являются источником вдохновения. Он акцентирует внимание на важности получения обратной связи, даже если она негативная, поскольку она способствует улучшению работы студии. Он призывает высказывать любые замечания, связанные с работой студии, чтобы избежать ошибок в будущем.

Примером эффективной реакции на негатив является случай с логотипом гомельской бургерной "ДжонФедор" в 2017 году. Логотип, созданный в рамках бюджетного "экспресс-дизайна" за 100 тысяч рублей, вызвал огромное количество обсуждений после публикации на сайте студии. Даже заказчик выразил недовольство, заявив, что "нейтрально на него реагируют только коты и собаки". Лебедев отметил, что логотип оказался слишком прогрессивным для Гомеля. Впоследствии в интервью Дудю Лебедев назвал этот логотип одним из трех лучших, созданных его студией, включая логотипы для Большого театра и "Яндекса".

Несмотря на то, что бургерная уже не существует, логотип остается запоминающимся и обсуждаемым в Сети.

В 2017 году студией Лебедева был представлен логотип для белорусской бургерной, который вызвал сотни комментариев в социальных сетях.

-15

Единственным случаем, когда студия Лебедева признала факт плагиата, стал инцидент с сетью "Воркплейс". В 2014 году данная сеть получила фирменный стиль, который значительно напоминал дизайн Нью-Йоркского кафе Moomah (2009). Артемий Лебедев признал, что логотип был заимствован. Этот случай остается единственным в истории существования студии. Хотя работа осталась в портфолио на сайте, она была выделена красным крестом, что символизировало признание ошибки.

Артемий подчеркнул: "Это означает, что мы создали эту работу, но не признаем ее как свою. Это была ошибка. Важно не количество сделанных ошибок, а то, как ты реагируешь на них. Чтобы в будущем избежать повторения таких ситуаций". Заказчик не остался обиженным, поскольку в студии ему пообещали переработать проект бесплатно.

Обычно Лебедев не обращает внимание на критику, а в случаях ее редкого комментирования, высказывается в духе "вы ничего не понимаете, это [цензура]" (очень красноречиво).

-16

В социальных сетях обсуждалось сходство логотипа ресторана "Якитория" с знаком суши-бара NANAMI в Вильнюсе. Несмотря на замечания пользователей о схожести, студия не признала факт плагиата, как обычно воздерживаясь от комментариев по поводу своих работ.

Обеспечьте сотрудникам комфортные рабочие условия

В Студии предоставляются отличные условия для сотрудников: свободный доступ в офис круглосуточно, бесплатное питание, а также возможность даже поспать. Артемий выражал свой принцип в ЖЖ: "Мой главный принцип: на работе должно быть лучше, чем дома. Сначала кажется, что в этом есть какое-то лукавство или это преувеличение. Но на самом деле сделать на работе условия лучше, чем дома – проще, чем кажется. На работе лучше рабочее место, мощнее компьютер, лучше интернет, вкуснее кормят, клевее санузел, веселее компания".

Сотрудники отмечают: "У нас здесь нет корпоративного стиля и жестких правил. Все обращаются друг к другу на "ты". Вся наша корпоративная культура может быть выражена в одной фразе: "Ребята, ведите себя прилично". Поведение, внешний вид и все остальное определяются конституцией Студии, которая была написана много лет назад и остается неизменной, потому что это основополагающий документ".

В одной из глав (глава 20) прописано следующее: "Студия Лебедева создана людьми, которые отвергают любые признаки старперства (история выглядит примерно так: основатели фирмы некоторое время работали в компаниях с типичными старперскими чертами, испытав отвращение, они решили создать свою собственную компанию, свободную от старперства). Поэтому сотрудники Студии, независимо от физического возраста, профессионального опыта и прочих особенностей, обращаются друг к другу как к братьям и сестрам с уважением, но без излишнего пафоса. Приветствуются короткие волосы, пирсинг, банданы, майки с вызывающими надписями, тапочки с помпонами, длинные волосы и прочие индивидуальные особенности".

-17

Интерьер студии Артемия Лебедева

-18

Групповой снимок студии, сделанный в декабре 2021 года, показывает, что к концу года в Студии Лебедева числилось 327 сотрудников. Согласно оценкам Inc., оборот студии может превышать 1 миллиард рублей в год. Артемий Лебедев владеет десятком юридических лиц, включая магазины, кафе, веб-сайты, а также занимается торговлей доменами. Проект "Магазинус" представляет собой онлайн и оффлайн-магазины, предлагающие собственные товары и продукты партнеров.

Артемий Лебедев успешно построил прибыльный и влиятельный бизнес в своей отрасли, имея десятки предприятий и разнообразных предпринимательских инициатив. Он постоянно подчеркивает свой успех, не утомляясь делиться этим. Студия с уверенностью действует в премиальном сегменте дизайнерского рынка. Известность Артемия, иногда сопровождаемая скандалами, и его активная присутствие в социальных сетях являются ключевым маркетинговым активом студии. Талант Лебедева поддерживать интерес и вызывать эмоции через блоги обеспечивает узнаваемость его бизнесу и бесплатные публикации на различных площадках.