Найти в Дзене

Детективы Ленинградского ТВ - почему их прочно забыли?

В советском кинематографе детективы начали снимать в середине 1950-х, и до самого распада страны это был один из наиболее популярных в народе киножанров. Но многие даже хорошо знающие советские детективы зрители ничего не слышали о телефильмах, снимавшихся в 1980-е годы в Ленинграде.

Фильмы и спектакли ленинградского телевидения редко попадали в так называемый большой эфир. Чаще их транслировали только по ленинградскому ТВ, которое можно было с трудом ловить в Москве с помощью дециметровой антенны. При этом в Ленинграде активно выпускали именно телефильмы, снимавшиеся на профессиональные видеокамеры формата Betacam, а не на кинопленку. И поскольку всесоюзный эфир им не грозил, режиссеры и сценаристы обладали определенной свободой действий. Именно здесь зарождалось то детективное телекино, которое выльется в "Улицы разбитых фонарей" - максимально дешево, максимально быстро.

Никита Подгорный и Людмила Чурсина в фильме "Ювелирное дело", 1982
Никита Подгорный и Людмила Чурсина в фильме "Ювелирное дело", 1982

"Ювелирное дело" Льва Цуцульковского - один из первых подобных фильмов. Снимался он в 1981 году, но какие-то досъемки проводились в 1982. В картине три звезды союзного масштаба - Никита Подгорный, Людмила Чурсина и Иван Дмитриев (лихой старпом из "Полосатого рейса"). Также на экране в небольшой роли появляется Виктор Сухоруков - будущая всероссийская звезда. Фильм откровенно неудачный, рваный, сырой, но он интересен тем, что последнюю свою роль здесь исполнил Никита Подгорный. Вскоре после завершения съемок у него обнаружили опухоль в легком, озвучить ленту актер не успел, поэтому в "Ювелирном деле" он говорит голосом Вячеслава Шалевича.

Владимир Особик, Юрий Демич и Наталья Данилова в фильме "Объявлен розыск", 1981
Владимир Особик, Юрий Демич и Наталья Данилова в фильме "Объявлен розыск", 1981

Фильм Глеба Селянина "Объявлен розыск" 1981 года кажется более интересным. Здесь соблюдается интрига - до последних минут ленты непонятно, кто же преступник, а кто сотрудник уголовного розыска. В картине снимались Наталья Данилова, Юрий Демич, Виктор Костецкий и другие ленинградские артисты. Действие разворачивается в загородном доме отдыха, сторож которого получил большое наследство, но был ограблен. Однако хорошую завязку растянули на две серии, из-за чего фильм смотрится нудновато.

Герман Муравьев и Александр Демьяненко в фильме "Следы остаются", 1982
Герман Муравьев и Александр Демьяненко в фильме "Следы остаются", 1982

В 1982 году на Ленинградском ТВ начинают выходить детективные телефильмы из рубрики "Следы остаются". Название для рубрики дал первый фильм, снятый Владимиром Осиповым. В городе обворована квартира известного закройщика Боровика, злодеи даже пакостно расколотили его хрусталь. Следствие ведет капитан угрозыска Солдатов (Александр Демьяненко). Еще один слабый, невнятный фильм с плохим звуком, интересный разве что некоторыми актерскими работами вроде раннего Алексея Булдакова или нынешнего депутата Госдумы Елены Драпеко в роли девицы легкого поведения. Забавно смотреть, как Александр Демьяненко в роли милиционера шагает якобы к себе домой по улице, но все прохожие оборачиваются ему вслед, так как узнают легендарного Шурика.

Валентина Панина в фильме "Фамильная реликвия", 1982
Валентина Панина в фильме "Фамильная реликвия", 1982

Детектив Владимира Латышева "Фамильная реликвия" 1982 года снят в такой манере, что обычному зрителю решительно невозможно понять, что там вообще происходит. Аннотация обещает историю про какие-то спрятанные сокровища, но на экране хаотичное мелькание кадров, флэшбеки, беготня, бессмысленные разговоры и монологи - в общем, сплошной сюр и авангард. Зато в детективе "Самоубийство" разоблачается целое преступное сообщество, во главе которого стоит хитроумная валютчица и по совместительству сутенёр – роскошная дама по кличке Купюра. Одна из ее девиц, не выдержав давления, даже бросается из окна.

Валерий Полетаев в фильме "Рейс 8585", 1985
Валерий Полетаев в фильме "Рейс 8585", 1985

А вот 1985 год знаменовался целой россыпью детективных телефильмов на ленинградском ТВ. В ленте "Рейс 8585" есть и убийство, и погони, и слежки, но все это удивительно скучно, оборвано и затянуто. Этот фильм поразил меня тем, что в одном из кадров обычного кафе где-то в Ленинграде времен застоя на двери появились знакомые наклейки Visa и MasterCard, которые всегда прочно ассоциировались только с 1990-ми. Оказывается, и при Брежневе можно было расплачиваться кредитными картами в некоторых заведениях в СССР, конечно, только иностранцам.

Лилия Макарова и Валерий Доронин в фильме "День на двоих", 1985
Лилия Макарова и Валерий Доронин в фильме "День на двоих", 1985

В картине "День на двоих" придумана отличная история про изобретательную парочку преступников. Дама устраивается на работу кассиром в банк и исчезает с целым чемоданом денег - эту хитроумную идею предлагает ее возлюбленный. Но гениальный план терпит крах из-за удивительной глупости преступников. Вместо того, чтобы сразу первым же поездом или автобусом отбыть из Ленинграда, где их ищут, они начинают долго гулять по его улицам, покупать кинокамеры, рефлексировать, вести бессмысленные диалоги, а потом, наконец, садятся на... старый катер и пытаются уплыть на нем по Неве куда-то в сторону Архангельска.

Леонид Леонидов в фильме "Омут", 1985
Леонид Леонидов в фильме "Омут", 1985

Наконец, картина того же 1985 года "Омут" рассказывает об убийстве ленинградского фарцовщика по кличке Грязнуля, проведенном его подельниками. Фильм основан на материалах реального уголовного дела и тоже безнадежно скучен. Во всех трех лентах 1985 года начальника милиции играет актер Леонид Леонидов - папа певца Максима Леонидова, участника бит-квартета "Секрет".

Ирина Мирошниченко в фильме "Мера пресечения", 1983
Ирина Мирошниченко в фильме "Мера пресечения", 1983

Следует отметить, что эти ленинградские теледетективы сняты плохо даже с позиции сегодняшнего российского кино, давно утратившего профессионализм советского кинематографа. Видно, что работали над ними далеко не лучшие режиссеры и сценаристы, бюджет выделяли копеечный, да и артисты часто играют вполноги. Кроме того, почти во всех этих фильмах мы видим грязный, унылый, серый, мрачный, до ужаса депрессивный Ленинград весь в лужах, разбитых дорогах, старых облезлых домах с разбитыми окнами и покореженными дверями. Вряд ли режиссеры ставили себе целью именно так отображать город - снимали, каким он был тогда. И все же окунуться в то время может быть полезно, а для некоторых и приятно. Фильмы забытые, но они выложены на сервисе YouTube, как и многие другие телефильмы и телеспектакли Ленинградского ТВ.