Найти тему
Дурак на периферии

Родина

В «Александре» Родина-мать в исполнении Галины Вишневской наделена одновременно и отцовскими, и материнскими качествами. При этом перед нами – один из самых человечных и теплых фильмов Сокурова, буквально просветляющий зрителя. Историю пожилой женщины, приехавшей к своему внуку-военному в Чечню, режиссер написал сам, без участия Юрия Арабова. «Александра» становится размышлением о судьбах двух народов, которые в очередной раз трагически пересеклись. Здесь нет военных действий, они остаются за кадром, лишь подразумеваются, зато одиссея Александры Николаевны по военной части и за ее пределами показаны подробно, что неслучайно.

Сокуров хочет создать некое обобщение, почти притчу о том, как Россия, Родина-мать сокрушается, переживает о судьбе своих сыновей. Часто неверное понимание Родины наделяет ее отцовскими качествами: жесткостью, даже жестокостью к своим детям, простым гражданам. Что же касается сокуровской России в исполнении Галины Вишневской, то она излучает царственное величие, достоинство, любит и жалеет своих детей и мечтает лишь об одном – об окончании войны. Важно, что в финальной беседе Александры Николаевны с внуком, она постоянно настаивает, чтобы он женился, ибо, по ее мнению, женатый более ценит жизнь, чем холостой, и менее жесток на войне.

В фильме Сокурова есть и символ Чечни, выраженный в образах местных женщин, особенно Марики, с которой у Александры состоялась беседа, – кульминация сюжета. Из нее становится понятно, что режиссер никого из воюющих сторон в чеченском конфликте не осуждает, он просто констатирует пропасть непонимания между русскими и чеченцами. Между мужчинами. Женщины же у него – сестры, и они друг друга как раз очень хорошо понимают. В «Александре» Сокуров создал один из самых вдохновенных образов нашей страны, это кино подлинно патриотическое.

Сама Родина наша, Россия, в этом фильме показана как умеющая любить. У каждого народа в данной ленте своя правда, но Россия и Чечня, выраженные в образах Александры и Марики, понимают друг друга, как родные сестры. Гуманность сокуровского фильма состоит в том, что он показывает правоту, изначальную доброту и гармонию Родины, созданную Богом – Отцом, у Которого со своим творением нет никаких споров и счетов, но полное взаимопонимание.

«Александра», настолько, насколько это возможно, разрушает не только стереотипы о России, но и показывает умозрительность противопоставления Бога и тварного мира. Между ними нет противоречия, говорит Сокуров, хотя первые два фильма его цикла о родственной любви, казалось бы, говорят обратное. Но в том-то и была их идейная неполноценность, что они показывали отношения матери и сына, отца и сына отдельно, а не в треугольнике взаимной гармоничной любви.

Гармония «Александры», и художественная, и концептуальная (звучащая как рефрен в голосе молодой Вишневской, поющей романс), говорит о том, что при всем кажущемся несовершенстве мира, при всех его проблемах, при всем внешнем разладе и хаосе, все эти нестроения происходят от забвения изначального Богом данного созвучия внутри треугольника Мать-Отец-Сын. В «Александре» глубинная духовность и гуманность просвечивают буквально в каждом кадре, свидетельствуя о метафизической красоте и совершенстве мироздания.

Фильм Александра Сокурова «Александра», снятый в 2007 году, повторно выходит в российский прокат.