Мы начали рассмотрение темы вот в этой статье:
Целью публикации является отнюдь не потакание чьим-то тараканам в голове и, разумеется, не поддержка средневекового (по сути) мракобесия - псевдорелигиозного или антирелигиозного. И уж тем более не будет тут призывов покаяться за убиенного гражданина Романова. Тут будут документы. Цель - показать то время, показать, КАК БЫЛО. Потому что окрыленные очевидным распоряжением сверху о создании некой комбинированной идеологии современные "философы" и всякие прочие велеречивые борзописцы такого скоро нарисуют и насочиняют, что ни одни уши столь сырой лапши не вынесут. Уши надо своевременно и заблаговременно подготовить. Тем мы и занимаемся.
В остальном умный человек все поймет и без наших дополнительных разъяснений. Некоторые технологии универсальны и никак не связаны с идейной спецификой, они с ее помощью только обретают видимость оригинальности, внешнее оформление - не более того.
Итак, начнем.
Сначала коротко еще раз напомним читателю, что рассуждения о принципиальном богоборческом характере советской власти, строго говоря, не корректны. Советское государство создавалось как ВНЕКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ или НЕКЛЕРИКАЛЬНОЕ, а вовсе не как атеистическое. Разница тут принципиальная. Подробно с цитатами из соответствующего декрета все это расписано в статье по ссылке выше, так что повторяться не будем.
Клерикальное мракобесие дореволюционного периода в комбинации с отрицающими его весьма условными революционными "образованностью" и "научностью", которые часто определялись тремя классами церковноприходской школы и десятком прочитанных на перекуре газетных статей, при столкновении в одно время и в одном месте дали в результате то, что принято называть "антирелигиозным мировоззрением", а на практике являлось как раз богоборческой практикой. Именно "анти", а атеистическим. Потому что такое мировоззрение понуждало не просто не верить в высшие силы, а агрессивно лезть со своими установками к верующим и их "просвещать", при этом нежелающих просвещаться объявлять врагами трудящихся и советской власти вообще.
Потенциальная консолидирующая роль церкви партийными лидерами и советским правительством тем не менее вполне осознавалась. И решено было, видимо (насколько можно судить по документам), действовать в упреждение, не дожидаясь, пока церковь освоится в новых условиях и, пользуясь законодательно закрепленным в Конституции 1918 года правом вести свободно как антирелигиозную, так и религиозную пропаганду, создаст себе мощную базу поддержки, способную при определенных условиях стать угрозой действующей власти.
Против пункта о свободе проведения религиозной пропаганды активно выступал в период обсуждения проекта Конституции на 5 Всероссийском съезде советов нарком юстиции Стучка, но большинством депутатов поддержан не был.
Вот этот пункт:
«В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства, и школа от церкви и свобода религиозной и нерелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами»
Ликвидировать угрозу советской власти со стороны религиозных организаций предпочли не столь явно, как предлагал латышский красный юрист, а используя раскол.
Еще в мае 1922 года часть духовенства открыто поддержала советскую власть вообще и ее действия по изъятию ценностей в частности. Эта группировка обычно именуется "обновленцами". Однако просто признать обновленцев единственными законными представителями церкви и применять административный ресурс к несогласным было бы неверно в смысле прогнозируемого отторжения таких насильственных мер у значительного числа верующих.
Ниже телеграмма Сталина, которая в полной мере иллюстрирует вышесказанное.
"1.Введен ли вами ответственный работник по руководствам работы, связанной с вопросам церкви и расколом внутри духовенства? Кто именно? Необходимо в согласии с решением совещания секретарей губкомов и предгубисполкомов принять меры к тому, чтобы взять на учет лояльные элементы духовенства и побудить их выступить против нынешней церковной иерархии, которая выступила контрреволюционно против советской власти, обнаружила свою злую волю и бессилие и тем скомпрометировала себя в конец.
Лояльные элементы духовенства должны получить уверенность, что советская власть, не вмешиваясь во внутренние дела церкви, не позволит контрреволюционным иерархам расправиться над демократическими элементами духовенства.
2. Надо всемерно подталкивать лояльных попов на лозунг нового поместного собора для смещения контрреволюционного патриарха и его клики (далее зачеркнута фраза "в необходимых пределах оказывать поддержку в организационной работе" - она перенесена в следующий пункт -прим. автора). Ни губкомам, ни исполкомам ни в коем случае не участвовать в этой работе официально или открыто. Инициатива должна исходить от демократических попов и верующих мирян.
3. Работу в указанном смысле надлежит вести энергично, дабы довести до конца то движение, которое возникло в недрах церкви на почве изъятия ценностей."
Как всегда уточняем, что проверку данного документа не проводили, экспертизу подлинности не делали. Он доступен в виде цифровой копии через Президентскую библиотеку и числится по описям РГАСПИ - вот все, что можем точно сказать. Штамп "рассекречено" очень похоже, что поставлен уже в цифровом исполнении, а не на бумагу. В целом текст перекликается по смыслу с другими аналогичными - например, см. ниже.
Это протокол заседания "атеистической инквизиции" - комиссии Ярославского (он же Гудельман). В нем упомянут арест патриарха Тихона, того самого, что подписал в марте 1917 года воззвание Синода, в котором говорилось: «Свершилась воля Божия. Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на её новом пути», и предавшего в 1918 году анафеме советскую власть. Однако, Тихон продолжал свою деятельность вплоть до 1922 года и выступал первоначально в качестве свидетеля по делу о волнениях, прошедших при изъятии церковных ценностей и во многом явившихся следствием его обращения к верующим и духовенству. Лишь в конце марта 1922 его вызывали первый раз на Лубянку для допроса. В мае 1922 Тихону довели факт привлечения его в качестве обвиняемого и отправили под домашний арест, а затем и в тюрьму.
Однако, судебный процесс над Тихоном все время откладывался, причем существенную роль в этом играла, как это ни странно, та самая комиссия Ярославского, о чем и идет речь в документе. Тихон был освобождён от уголовной ответственности в обмен на признание советской власти и публичные покаяния в ошибках.
"Освобождение Тихона внесло полнейшую сумятицу в монархические и белогвардейские ряды. Дало возможность выявить наиболее видных черносотенцев, которые уже начинают отходить от Тихона вследствие его теперешнего отношения к советской власти. Усилило антагонизм тихоновцев с обновленцами и тем самым вызвало полнейший церковный скандал..."
Далее комиссия Ярославского отмечает, что арест и осуждение придали бы Тихону ореол мученика, поэтому такое решение "несвоевременно". Желающие могут прочитать весь текст с увеличением или по ссылке в конце статьи.
Тихон продолжил свою деятельность как глава церкви, умер своей смертью, чтобы там не придумывали нынешние сказочники, и написал завещание, которое было передано в печать также духовными лицами. Вот его текст:
"Призывая на архипастырей, пастырей и верных нам чад Благословление Божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против Святой Веры, подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть...
мы призываем всех возлюбленных чад богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи Рабоче-Крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага.
Призывая церковноприходские общины и особенно их исполнительные органы не допускать никаких поползновений неблагонамеренных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение монархического строя и убедиться в том, что Советская власть - действительно народная Рабоче-Крестьянская власть и потому прочная и непоколебимая"
Деятельность Тихона с момента освобождения породила еще один раскол - представители зарубежной церкви, т.е. так называемой РПЦЗ, утверждали, что завещание Тихона - фальшивка. Однако в настоящее время официально признано его подлинность.
Дальнейшее известно. Православная церковь в лице Местоблюстителя (равно как и другие конфессии) однозначно и без всяких "молиться о мире" призвала свою паству к борьбе с фашизмом и защите Отечества. Наиболее "радикальным" являлось послание мусульманских священнослужителей "их где попало беспощадно уничтожайте". Мы писали об этом на канале ранее:
Всю Великую Отечественную религиозные общины и структуры СССР помогали в меру своих сил Армии и Народу, и советская власть пересмотрела свои не отвечающие духу времени установки в ответном слове. Сталин с 1943 года явно обозначил такую политику, в частности Православной церкви было разрешено открывать свои учебные заведения, а деятельность обновленцев полностью сошла на нет. Главного атеистического инквизитора Ярославского заставили (утверждается, что лично Сталин) написать статью "Почему религиозные люди против Гитлера" и отправили заниматься более важными делами ( он умер в 1943). Книги Ярославского многократно переиздавались вплоть до 1938 года, а дальше пауза до... 1959. И это очень показательно. Антирелигиозная истерия стала нарастать снова уже при Хрущеве.
Тема будет продолжена в последующих публикациях.