Путешествуя по Роттердаму, я встретил необычные дома. Это знаменитые кубические дома, которые спроектировал голландский архитектор-экспериментатор Пит Блом. Дома образовали квадратную улицу, она известна как "Kubuswoningen". Первые "кубики" были построены в Хелмонде.
И затем успех необычных домов был закреплен в Роттердаме, время создания - 70-80-е гг 20 века.
Направление, которого придерживался Блом в этих работах, называется "структурализм", принципы которого разделяли Альдо ван Эйк, Герман Герцбергер, Арнульф Люхингер, Якоб Бакема и другие известные архитекторы. Вы не поверите, но основу структуралистского подхода заложили литераторы. Причем, русские!
Примерно с 1916 по 1930й год просуществовало общество изучения поэтического языка или ОПОЯ́З, иначе - русский формализм, формальная школа. Короткий, но чрезвычайно плодотворный период действия творческого союза, объединил вокруг себя крупнейших теоретиков литературы (поэтики), лингвистов, стиховедов, семиотиков, а затем художников и архитекторов. В сущности это был научный кружок, который изучал законы построения литературного текста. Назову некоторые имена: историки литературы - В. Б. Шкловский, Б. М. Эйхенбаум, Ю. Н. Тынянов), лингвисты - Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, стиховеды - С. И. Бернштейн, О. М. Брик.
Названные ученые и литераторы изучали соотношение частей и целого, то есть структуру формы: как и из чего она строится и по каким законам развивается, как соотносятся форма и содержание. За это их и называли "формалисты". Название никого не устраивало, он было неправильным по сути, так как в нашем языке слово "формальный" означает "неглубокий", для галочки". Один остроумный человек заметил, что называть людей, изучающих теорию литературы "формалистами" все-равно, что называть сифилитиками тех, кто лечит сифилис. И ученые попросили называть их "структуралисты", так как они изучают форму и ее составляющие, то есть структуру.
В архитектуру структурализм зашел уже с хорошей идеологической платформой, и стал интересным этапом изучения городской планировки, урбанизма, да и самой архитектуры. Если упростить предельно понимание структурализма, то это создание форм типа "лего", из которых можно получать новые интересные объемы, отвечающие времени и социальным ожиданиям.
Ну, вот нидерландский "кубист" Блом создал забавную форму, а каково жить в доме с искаженным пространством? Как там встанет мебель? Чем будут заполнены углы? Это все непростые вопросы, так как архитектор, конечно, может всласть повыпендриваться, а жить во всем этом нормальным людям с округлыми, а не треугольными головами.
Как это бывает в моде - сначала все придумывают что-то необычное, шокирующее. Потом хочется уютного, обычного, но выполненного в современных материалах и с современными требованиями, типа энергосберегающий дом с умным управлением.
Но лет 10 назад проекты структуралистов снова, как бабушкин плюшевый жакет. был изъят из сундука мирового наследия, и интерес к нему разгорелся по-новой.
В этой связи хочу показать вам японский проект индивидуального дома. Выглядит он несколько эксцентрично. Особая структура соединяет его воедино и изюминка этого дома - именно форма. Дом как маленькая деревня на одну семью.
Это удивительный дом Ава-те (House of Awa-cho) в Японии от Container Design.
Он построен в небольшом городке Ава, в префектуре Токусима, на острове Сикоку, на участке под застройку площадью 7,5 соток.
Это монолитный дом, состоящий из семи отдельных небольших прямоугольных «домов», соединенных между собой стеклянными шлюзами. Дом почти замкнут кольцом вокруг внутреннего двора.
Внутренний дворик включает террасу и выделенную доской часть столовой, туда ведет свой выход - его предусмотрели для обедов на свежем воздухе. Высокий дом с мансардным этажом считается "родительским", небольшие дома - личное пространство детей. Навес предусмотрен для стоянки пары автомобилей.
Часть "домиков", расположенных у дороги, имеют глухую стену, что сокращает шум в доме, а также пылевое загрязнение от проезжающих мимо автомобилей.
И, напротив, окна выходят во внутренний двор и на садовую часть приусадебного участка.
Некоторые окна решены в постмодернистском ключе, своего рода большими окнами служат стеклянные переходы между частями дома.
Прелесть этой постройки в абсолютной простоте, лаконизме и широкой функциональности.
Но как там внутри? Да как в обычном доме - коридоры и комнаты. Только света много и воздуха.
Материалы для дома подобраны в японском вкусе: много натурального дерева, камня. Преобладающие цвета - белый, серый, желтоватый цвет древесины сосны.
Функциональная мебель, обыгрывающая перспективу, четкие геометрические линии, которые не выглядят резко за счет фактуры теплого дерева.
Конечно, на фотографиях, дом сильно теряет в красоте из-за отсутствия зелени - участок облагородят позже. Но если подключить воображение, то через стекло многочисленных прозрачных блоков дома можно "увидеть" будущие сливовые сады, цветущие вишни, маки, ирисы.
Дом изнутри светлый и просторный. Японские владельцы дома со временем облагородят его красивой мебелью и легким текстилем.
Меня приятно радует смелость собственников личного жилья в виде таких экспериментов - изящный, остроумный, честный дом с окнами в будущий сад и личным закрытым мирком внутреннего дворика.