Погода испытывает на прочность жителей Алтайского края и его инфраструктуру. Главная тема последних дней, буквально лежащая на поверхности, - зимнее содержание дорог. Автомобилисты, водители общественного транспорта и его пассажиры традиционно хотят, чтобы дорожники расчищали трассы и улицы ещё до того, как на них ляжет снежный покров; дорожные службы работают не покладая рук, круглосуточно.
Напомним, в зоне ответственности алтайских предприятий дорожной отрасли сеть дорог общей протяжённостью около 55 тысяч километров – самая большая среди российских регионов. И сложно не заметить, что на протяжении ряда последних лет эта сеть системно преображается. Благодаря реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», государственной программы «Развитие транспортной системы Алтайского края» и краевым субсидиям для муниципальных образований ежегодно в регионе приводится «в надлежащее состояние» не менее 800 километров автодорог.
Все планы 2023 года на дорожной сети (включая капитальный ремонт семи мостовых сооружений) также выполнены, рассказал на недавней пресс-конференции министр транспорта Алтайского края Антон Воронов. По данным ведомства, объём бюджетных средств, выделенных в 2023 году на строительство, ремонт, содержание дорог и меры обеспечения безопасности движения составил более 23 миллиардов рублей, В частности, министр отметил, что в уходящем году муниципалитетам края для решения дорожных вопросов был оказан «беспрецедентный уровень поддержки» - субсидии более чем на 2,8 млрд рублей.
Маршруты национального проекта
Более 500 километров дорог на региональной и межмуниципальной сети отремонтировано в 2023 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (это 132 объекта). По информации Минтранса Алтайского края, наиболее капиталоемкие работы выполнены на трассе Алтай - Кузбасс в Тальменском районе (порядка 8 км); на трассе Урожайный - Стуково - Новые Зори в Павловском районе (10 км); на трёх участках дороги Благовещенка - Нижняя Суетка в Благовещенском районе (общая протяженность 6 км).
По нацпроекту также обновлены участки пяти дорог – востребованных туристических направлений: на трассе Романово-Завьялово-Баево-Камень-на-Оби в Баевском районе; на дороге Бийск-Белокуриха в Смоленском районе; на автодороге Алейск-Чарышское в Усть-Калманском и Чарышском районах; обновили на трассе Курья-Колывань-Бугрышиха в Курьинском районе; на дороге от города Славгорода до села Бурсоль.
Если говорить о городах, в краевом центре выполнены работы на 12 участках дорог общей протяженностью 28 километров. Масштабный проект строительства новой транспортной развязки на пересечении Змеиногорского и Южного трактов является переходящим, то есть работы на объекте продолжатся и в 2024 году. В городе Новоалтайске, входящем в Барнаульскую агломерацию, в завершившемся дорожно-строительном сезоне обновлены в общей сложности 6 км дорог.
В Бийске отремонтирован 21 участок дорог общей протяженностью более 15 километров, ключевым объектом года для наукограда был ремонт коммунального моста. «В целом Бийская агломерация - это 393,5 километра дорог. Еще четыре года назад только чуть меньше половины соответствовало всем нормативам и требованиям по качеству. А к концу этого года показатель дойдет до 82 процентов. Это результат нашей совместной работы и с федеральным Правительством, и с местными властями», - отметил губернатор Алтайского края Виктор Томенко, в конце октября совершивший в Бийск рабочую поездку.
Напомним, что третий по величине город края, Рубцовск, пока в национальный проект «Безопасные качественные дороги» не включён, на решение его застарелых дорожных проблем средства выделяет правительство края. Так, по словам Антона Воронова, в 2023 году на ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения городу выделено 250 миллионов рублей (с 2020 по 2022 год - 452 млн рублей). Предполагается, что в нацпроект Рубцовск будет включён в 2025 году.
Перспектива сомнений не вызывает
А планы деятельности дорожной отрасли на 2024 год в правительстве края уже практически сверстаны, и они не менее масштабны, чем в уходящем году. По словам Антона Воронова, в фокусе особого внимания будут объекты региональной опорной сети. Понятие опорной сети юридически узаконено в этом году; подразумевает дороги, связывающие субъекты федерации с соседними регионами (и странами), а также дороги внутри региона между городами с численностью населения свыше 100 тысяч человек. Правительством региона уже согласован с федеральным центром Меморандум о развитии опорной сети дорог края.
В частности, в 2024 году работы планируются на маршруте Змеиногорск- Рубцовск-Волчиха- Михайловское-Кулунда-Бурла; на дороге от Бийска к границе Кемеровской области, где неуклонно растёт трафик; трассах Троицкое-Целинное, Алейск-Чарышское; на автодороге с Солонешенском районе, ведущей к знаменитой Денисовской пещере и других.
«В будущее дорожной отрасли региона мы смотрим без сомнений и тревоги», - говорит министр транспорта Алтайского края. Дорожные проблемы, копившиеся десятилетиями, планомерно решаются. Так, за последние пять лет на развитие дорожного хозяйства края было направлено 75 миллиардов рублей; построено, реконструировано, отремонтировано и приведено в нормативное состояние более 4 тысяч километров автомобильных дорог и более 80 искусственных сооружений общей протяженностью порядка четырех тысяч погонных метров.
По словам Воронова, к концу следующего года будет приведено нормативным показателям 50% краевой сети дорог, а также 85% в городских агломерациях.