Найти тему
Секреты Старого Китая

Китайские детско-подростковые атлетические упражнения глазами британских военных, коммерсантов и американских миссионеров начала и конца XIX

Первоисточники позволяют нам приоткрыть тяжелый занавес незнания и попытаться понять реалии ушу 1800-х годов позапрошлого столетия.
Одно из первых упоминаний о практиках кулачного боя (
ушу или кунгфу) и атлетической тренировке с каменными замками шисо в Кантоне на юге Китае можно увидеть на странице 326 Кантонского регистра за 18 июня, опубликованного в первом томе январско-апрельского выпуска Азиатского журнала и ежемесячного регистра для Британской и Зарубежной Индии, Китая и Австралии в 1830 году, где говорится:


“Кулачный бой в Китае.
— Искусство самообороны регулярно преподаётся в Китае. Этот вид деятельности пользуется большой популярностью, хотя местные власти и не одобряют его. В уголовном кодексе ничего не говорится на этот счёт. Печатаются брошюры, которые, вероятно, с иллюстрациями, могли бы поразить воображение англичан. Насколько нам известно, китайцы не устраивают кулачных боев, однако мы видели брошюру на тему бокса, шестов и мечей, с разнообразной терминологией. Первое занятие для китайского боксера заключается в том, чтобы плотно обмотать свою длинную косу вокруг головы, полностью раздеться до пояса, затем поставить правую ногу вперёд и с большой силой нанести мощный удар правым кулаком по подвешенному мешку. Боксера обучают чередовать руки и ноги, задерживать дыхание и бить в мешок с песком справа и слева часами. Это упражнение называется “Обрушивать стены и опрокидывать парапеты.” На втором уроке боксёр берёт в каждую руку "каменный замок", а именно тяжёлый кусок камня в форме китайского замка. Затем, будучи полуобнажённым и с косой, обмотанной вокруг головы как и раньше, он тренируется выталкивая вперёд эти веса, правой и левой рукой, пока не устанет. При этом ему нужно менять ноги и руки одновременно. Этот урок называется “Золотой дракон выпускает когти.” Затем идут такие упражнения как “Ворон, расправляет крылья,” “Дракон, выходит из своего логова,” “Пьяный китаец стучится в дверь,” “Феникс раскрывает крылья,” “Голодный тигр хватает ягнёнка,” “Ястреб цепляет когтями воробья,” “Журавль и моллюск обнимают друг друга” и многие другие причудливые названия упражнений и приёмов кулачного искусства.”
-2

Из отрывка не совсем понятно видел ли автор занятия кулачным боем своими глазами или же основывал свое описание исключительно на кулачных трактатах. Однако, следующий очевидец, американский миссионер и профессор Пекинского университета Айзек Тэйлор Хедлэнд живьем наблюдал подобные занятия атлетикой, которые довольно подробно описал в двух своих работах “Игры мальчиков и девочек” и ”Детские игры китайцев,” впервые опубликованных в 1906 году в 37 томе журнала Северного китайского отделения королевского азиатского общества:

– У вас есть еще игры, требующие силы? – спросили мы.
– Человеческое колесо, – кратко ответил мальчик по имени Чи.
– Сыграйте в нее, пожалуйста.
– Иди позови Вэй Юаня, – сказал Чи одному из маленьких мальчиков.
Мальчик убежал, а тем временем Чи выбрал двух мальчишек среднего роста и двух совсем юнных мальчиков. Когда Вэй Юань, более крупный, но очень добрый и дружелюбный парень, пришел, два мальчика среднего роста встали рядом с ним, один лицом на север, другой на юг, и взяли друг друга за руки, перекинув их через плечи Вэй Юаня. Затем два маленьких мальчика встали рядом с этими двумя, каждый из которых схватился за их пояса, которые, в свою очередь, держали свои пояса, а Вэй Юань взял их свободные руки. Таким образом, все пять мальчиков были крепко сцеплены вместе. Колесо начало вращаться, маленькие мальчики постепенно поднимались в воздух с земли и летали в почти горизонтальном положении.
– Эта игра требует больше силы, чем любая другая детская игра, – пояснил Чи.
– У вас есть игры более энергичные, чем эта?
– Да, метание каменных замков и поднятие каменых штанг, но они уже для мужчин.
Если не говорить о беге, прыжках, плавании и других упражнениях, которые едва ли можно назвать играми, китайские подростки от 16 лет и старше практикуются в “бросании каменных замков”, “поднятии каменных штанг” и “перебрасывании мешков с песком.” Первое из этих упражнений исполняется с большим камнем в форме китайского традиционного замка. Его используют в индивидуальной практике, подобно тому, как на западе тренируются с гантелями. Каменные замки в основном весят от 25 кг и до 32 кг, но бывают и более тяжелые. Каменные замки предназначенные для перебрасывания, легче. Они весят всего от 7.5 кг до 15 кг. Иногда бросают и тяжелые каменные замки. Упражняются в этом два или три, пять или шесть человек. Они становятся в круг и один из них бросает камень в воздух в высоту, вращая его так быстро, как это только возможно. А тот, кто стоит рядом с ним на расстоянии от трех до шести или девяти метров ловит каменный замок. Для зрителя это рискованная, мягко говоря, опасная игра. Человек, который ловит его, бросает его так же своему следующему соседу, и так оно идет по кругу. Мешок с песком метается тем же способом. Обычно используют мешок, наполненный мелкими кусочками железа, закругленными, путем литья расплавленного металла через ситечко в воду, и он равен каменному замку по весу. Однако в метании оного не хватает опасности и риска, а, следовательно, и меньший к нему интерес.
Поднятие каменных штанг называется "цзю дуньцзы." Это своего рода гантели, которые делаются, закрепляя два каменных колеса на концах деревянного стержня или железного грифа длиной от 1.20 м и до 1.5 метра. Вес этих штанг колеблется между 30 кг, 68 кг и 72 кг. Практикующиеся берут гриф в обе руки, поднимают его до колен, затем до живота, до груди, до лица и, наконец, над головой. Они также выталкивают каменную штангу дунцзы вперед на вытянутые руки. Зачастую они выполняют с дунцзы различные статические и динамические упражнения, такие как удержания на плечах, и вращение каменной штанги вокруг шеи. Подобная практика развивает большинство мышц тела.
Много навыков также развивается стрельбой из лука, и особенно стрельбой верхом на лошади. Севернее города Пекина есть ипподром, где молодые кандидаты проверяются на меткость следующим образом; с одной стороны канавы устанавливаются три мишени из свернутых соломеных матов, примерно в 10 метрах друг от друга. Выпускнику нужно проскакать на лошади на полном галопе вдоль канавы и выстрелить по стреле в каждую мишень не снижая скорости. Канава нужна только для того, чтобы сдержать лошадь от непредсказуемых действий без указания всадника. Ему дают всего три стрелы, которые он затыкает за пояс.
-3


Все эти атлетические, лучные и верховые упражнения, в полной мере относящиеся к боевым искусствам или старому ушу, были просто незаменимы в дальнейшей военной карьере молодого человека. В лекции “Экономика Китайской армии" зачитанной хирургом 67-го полка Д. Лампри в пятницу, 5 апреля 1867 года и опубликованной в журнале британской королевской объединенной службы, в томе 11, № 46. с. 425, мы находим следующую информацию:

“Владение навыками стрельбы из лука и стрельбы необходимо для продвижения по высшим должностям в Китайской армии, и, следовательно, для демонстрации своей достаточной искусности кандидатам требуется много практики. Согласно иезуиту Дюальду, военные чиновники или офицеры армии, также как и гражданские чиновники, должны сдавать несколько экзаменов и предоставить доказательства своей силы, ловкости и опыта в искусстве ведения войны. Соответственно среди них есть три степени, которые они могут получить, успешно сдав военные экзамены: степень военного кадета (бакалавра), кандидата на офицерскую должность (лицензиата) и продвинутого офицера (доктора военных искусств).
Интересно отметить, что в упражнениях по стрельбе из лука приходится соблюдать определенную установленную форму и конкретные позиции, которые, как мне кажется, еще более сложны во всех своих деталях, чем даже позиционные упражнения с фитильными ружьями.
Упражнение с луком верхом на лошади является очень волнующим и действительно заслуживает восхищения. Оно заключается в следующем: выбираетсяь пространство примерно 200 метров ровной земли, и на расстоянии каждых 50 метров ставится связка соломы, размером и высотой с человека. Всадник, держа лук и стрелу готовыми, начинает гнать своего коня на полной скорости, и, проходя в десяти метрах от первой связки соломы, выстреливает стрелой в нее, затем, вынимая следующую стрелу из-за пояса, в который они были вставлены свободно, он стреляет в следующую связку соломы и так далее, пока не проходит последнюю связку, после чего его специально обученный конь, который скачет полным галопом, немедленно останавливается, как только рука всадника касалась его холки.
Следует заметить, что требуется значительная сила, чтобы натянуть китайский лук, который изготовлен из очень упругих материалов, в основном из толстого бамбука, усиленного толстым слоем буйволового или коровьего рога с внутренней стороны. Лук настолько мощен, что для него нужно использовать тетиву из кишки кошки (обычно буйвола), толщиной почти в 1.2 см. Он достаточно эффективен для убийства человека на расстоянии 30 или 40 метров. Его держат в левой руке, и тетиву вытягивают за правое ухо. Стрелы имеют примерно 81 сантиметр в длину, снабжены железными наконечниками различной формы, круглой, квадратной и плоской. Древко сделано из дерева толщиной в 1 см, и на конце имеет три пера. Не исключено, что даже сейчас такие луки и стрелы, как и в древности, состоят на вооружении китайской армии на самом севере страны. Во времена, когда исключительно преобладало холодное оружие, щиты и доспехи, такие луки, без сомнения, были востребованы, однако, следует заметить, что они не использовались в самой последней китайской [опиумной] войне.
Один из номеров, который исполняется на военных парадах - это манипуляции с большой, тяжелой железной алебардой весом, похоже около 20 килограммов. Это скорее гимнастическое упражнение и считается проявлением физической силы.”
-4

Таким образом согласно вышеприведенным первоисточникам, в китайском обществе тех времен дети среднего и подросткового возраста в игровой форме отрабатывали базовые навыки атлетической подготовки с каменными замками, каменными штангами, мешками с песком, а также стрельбу из лука, включавшую в себя обязательную базу растягивания тугих луков.

-5

Все это являлось подготовительным этапом и вспомогательными атлетическими упражнениями для подготовки к имперским военным экзаменам, конечно же, только при условии, если подросток решал встать на стезю военного офицера, а также необходимыми методами развития силы в старом ушу на протяжении всего XIX века.

-6

При это следует заметить, что боевые наработки угун или боевые искусства у-и (ушу/кунгфу) в обязательном порядке включали в себя все базовые атлетические упражнения необходимые для подготовки к ипмерским военным экзаменам, ибо иначе просто было бы невозможно продвинутся ни в одной из этих сфер, будь то офицерская карьера или путь становления мастера ушу.

©Илья Профатилов, декабрь 2023, Циндао, Шаньдун, КНР.
_____________________
三庭大刀門 (弓,刀,石),
螳螂門, 陸合棍
АТЛЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА БОЕВОЙ ПОДГОТОВКИ ЗНАМЕННЫХ ГВАРДЕЙЦЕВ ЦИНСКОЙ ДИНАСТИИ
(ЛУК, АЛЕБАРДА, КАМЕНЬ), СИСТЕМА БОЯ БОГОМОЛА, ШЕСТ ЛУХЭГУНЬ