Без лишних слов,
без громкой фразы,
в любых условиях, везде
большое дело водолазы
спокойно делают в воде…
5 декабря в Доме Пашкова вручили книжную премию «Большая книга».
Перед началом церемонии князь книжного мира сего и по совместительству председатель всего чего только можно и нельзя, а также совета «Центра поддержки отечественной словесности», директор Департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры РФ Владимир Григорьев отметил:
«“Большая книга” продолжает оставаться одной из важнейших литературных премий страны, вовлекая в свою орбиту новые имена. В этом году молодые, яркие авторы доказали, что готовы составить конкуренцию именитым писателям: нынешний год показал, что растёт интерес к молодой литературе и новым именам. Они собирают большие аудитории читателей на книжных ярмарках и фестивалях по всей стране. Быть финалистом “Большой книги”- это уже победа…
Не рискну не согласиться с Гришей, так в простонародье называют Григорьева те, для которых участие в премии давно заказано. Потому как не каждая писательская птица долетит до попадания в заветный список. Писатель Евгений Водолазкин регулярно попадает и получает заветные 3 миллиона.
За что такая честь?
Может действительно книга «Чагин», за которую его и наградили, такая замечательная. Заглянем в книгу?
Тем более аннотация весьма интригующая:
Исидор Чагин может запомнить текст любой сложности и хранить его в памяти как угодно долго. Феноменальные способности становятся для героя тяжким испытанием, ведь Чагин лишен простой человеческой радости – забывать. Всё, к чему он ни прикасается, становится для него в буквальном смысле незабываемым.
Не бог весть какая интрига. На память приходит популярный американский сериал «Доктор Хаус». Вспомним эпизод «Ты должен это помнить», где показана пациентка с гипертимезией. Официантка по имени Надя, как Чагин у Водолзкина, помнит детально каждый день своей жизни.
Ну а что тут у нас?
Всякий великий дар – это нарушение гармонии. Памяти необходимо забвение, слову – молчание, а вымыслу – реальность. В жизни они сплетены так же туго, как трагическое и комическое в романах Евгения Водолазкина. Не является исключением и роман «Чагин». Среди его персонажей – Генрих Шлиман и Даниель Дефо, тайные агенты, архивисты и конферансье, а также особый авторский стиль – как и всегда, один из главных героев писателя.
Кто его знает, может Вололазкин так закопался в рукописях «Пушкинского дома», что не смотрит сериалов, а корпит над очередным шедевром для «Большой книги»?
Читаем книгу:
Зачитывая некролог, она запнулась. Бросила взгляд в свою бумагу, потом на Исидора и не очень уверенно сказала, что руки покойного пахнут просоленными морскими канатами. Многие заулыбались, поскольку никаких канатов в жизни Исидора не было. Он, вообще говоря, казался ходячей скрепкой.
Я, если честно не большой поклонник Водолзакина, но все же в этих деталях к запаху мне почудилось нечто странное. Тем более запахи продолжили занимать автора и далее:
Позднее сотрудница, читавшая некролог, подошла к директору Архива и попросила извинить ее за недоразумение с канатами. Этот фрагмент попал в ее выступление из файла о моряке. В правильном тексте сообщалось, что руки Исидора пахли пылью веков. Директор добродушно похлопал ее по плечу. В конце концов, моряков в Петербурге не меньше, чем архивистов. Да и какая разница, чем пахли руки покойника? Кто там будет принюхиваться…
Есть ли в этом какой-то глубинный смысл? И, самое, пожалуй, главное, кто-то кроме меня читал книгу Водолазкина?
На самом деле руки Исидора пахли дегтярным мылом. Все знали, что он моет их после каждого рукопожатия. Кроме того, от него пахло чесноком. Этот запах исходил не только изо рта Чагина, но выделялся каждой порой его кожи. Мылом и чесноком пожилой сотрудник защищал себя от вредоносных микроорганизмов. В конце концов, в зрелом возрасте каждый имеет право на причуды.
Вот писатель, плохой или хороший, не моего свинячьего ума, кто я такой, чтобы судить дважды лауреата «Большой книги», никак не может членораздельно изложить сюжет, впадая в самом начале, в самой завязке, в какой-то пароксизм с запахами:
После каждого такого открытия под изумленный шепот книга переходила из рук в руки: неужели это Исидор? Да, это был именно он – весь в белом, без запаха чеснока. Фотографии (за исключением разве что очень хороших) не передают запахов, но одежда, прическа, а главное – взгляд Исидора – такой запах исключали.
Я бы назвал этот текст бредятиной, если бы осмелился продраться сквозь текст замечательной книги Водолазкина дальше третьей страницы. Но я не смог.
Как говорится, извиняйте!
Думаю, что Водолзакину дали премию по трем причинам.
1. Давать четвертый раз Леониду Юзефовичу было бы некрасиво.
2. В прошлом году премию присудили Павлу Басинскому и Алексею Варламову А Евгений Германович входит в ближний круг советника Путина по вопросам культуры Владимира Ильича Толстого. К тому же он – член жюри премии «Ясная поляна».
3. Ну и самое главное. Не дать премию книге, которую выпустило издательство «Редакция Елены Шубиной», все равно, что принародно, пукнуть.
Это некультурно. Вот потому Водолазкину и дали. И хорошо.
Литература на дне, приблизительно там, где обитает господин Водолазкин со своими невразумительными текстами и видами на жизнь.
Нам ли быть в печали?
Для поддержки и развития канала:
4377 7237 4642 8931 tinkoff
кошелёк юмани:
41001364992514