Найти в Дзене
Да ладно?!

Английские учёные о России и Татарии. Продолжение

Оглавление

Ранее мы познакомились с работой "История России и Тартарии" 1860 г., некоего Ф. Р. Грэма. Почему "некоего?" - смотрите предыдущую статью. А мы продолжим изучать источник и открывать для себя очередные удивительные факты, например, о национальном составе Российской империи в 19 веке.

Иллюстрация из книги
Иллюстрация из книги

Пока не перешли к основному факту, остановлюсь на паре других, но не менее увлекательных.

Один из них касается названия Уральских гор. Обращаем внимание на то, что они прежде носили название Рифейских. Этот факт уже не раз был нами найден у других историков и картографов, но и этот источник давайте не будем обходить стороной.

Гл.II, стр. 13
Гл.II, стр. 13
Если говорить о сколько-нибудь обширных горных системах, то единообразие равнинного ландшафта России нарушают только Уральские горы, древним известные под именем Рифейских, отделяющие Европу от Азии.

Какие ещё трамваи?

Далее идёт описание рек, торговых путей и т.п. И тут я в очередной раз убедился, насколько важно работать с первоисточником. В оригинале текст выглядит следующим образом:

Гл.II, стр. 14
Гл.II, стр. 14

Перевод:

Ее реки, из которых Волга является самой длинной в Европе, судоходны почти до своего истока и, будучи соединены каналами, образуют сообщение между Черным, Каспийским, Белым и Балтийским морями, хотя из-за нехватки воды в этих краях предпринималось несколько попыток объединить Дон и Волгу

Обратите внимание на сноску (*) после "Volga". В российском издании от 2018 года её нет... А что в ней собственно такого? Почему ею пренебрегли?

Смотрим, что в сноске английского издания от 1860 года:

Нас интересует первая строчка
Нас интересует первая строчка

Перевод:

* За последние несколько лет к ним присоединилась трамвайная железная дорога

В смысле... трамвайная железная дорога?! Какие ещё трамваи?

Из истории мы знаем, что первые электротрамваи поставили на рельсы в крупных городах России только в 1895 году. До этого отдельные вагоны по рельсам тянули только за счёт тяговой силы, то есть лошадьми или мулами/ волами, и то не массово. Такой вид транспорта начал штучно появляться в крупных городах только с 1854 года.

Нейросеть всё нарисует. Даже небылицу
Нейросеть всё нарисует. Даже небылицу

Такой трамвай назывался "конка". Но и его в России к моменту написания этой книги практически не было. По данным историков к 1860 году существовали только проекты Д.В. Каншина по Волго-Донской дороге и пути от Кривого Рога до Екатеринослава для конного трамвая. Более того, эти проекты были в результате заменены паровыми дорогами, и проект Д.В. Каншина в итоге не реализовали.

О какой же трамвайной железной дороге пишет Грэм?

И почему редакторы русской версии перевода от 2018 года этот момент скрыли? Видимо, чтобы не возникали подобного рода вопросы...

Народности России

Не будем далеко отходить от последней сноски. Она дает интереснейшую информацию о составе народностей, населяющих Россию:

Профессор Ретциус из Стокгольма утверждает, что сами славяне не принадлежат к кавказской расе. Доктор Лэтэм считает, что девять десятых современных русских и жителей России принадлежат к татарской расе; или, как он ее называет, к угорской, к категории которой он относит гуннов, финнов, калмыков и все татарские племена в империи, за исключением башкир.

Ого... А как же радикальное: "Россия для русских!" И тому подобные лозунги?

Если принять за верное, что девять из десяти жителей России - это татары, то следует начать выкрикивать кое-что другое...

Но мы не будем равняться на фанатиков и ставить их радикализм в пример. Мы зададимся други вопросом.

Как же так получилось, что уже через 50 лет после публикации данной книги, в 1897 году, в рамках первой переписи населения в Российской империи русских уже стало преобладающее большинство:

Сравнительная по национальностям РИ в 1897
Сравнительная по национальностям РИ в 1897

Данная сноска о татарском преобладании в национальном составе идет пояснением к следующему, не менее важному таксту:

В начале XVI века, когда Россия отделилась от татарского владычества, она уменьшилась до области, едва выходящей за пределы ее столицы Москвы и нескольких окружающих провинций, известных тогда под именем Московии.
Польша, Грузия, Сибирь, Казань, Астрахань и Крым с частью Армении, а также Великое княжество Финляндское только много позже были включены в ее границы, и, хотя славяне являются ее самой значительной и доминирующей народностью, вероятно, они в весьма большой степени перемешаны с татарскими племенами

Вот такое занимательное чтение на сегодня...

Наличие таких поразительных фактов может говорить только о двух вещах: либо английские историки пишут ерунду, либо наши историки сегодня навязывают нам свою версию происходившего ранее.

Или есть третий вариант? 🤔