Многие художники писали автопортреты, стремясь создать какой-то сюжет со своим участием или поместив себя в непривычную, фантастическую ситуацию. Такие картины, конечно, вызывают большой интерес и многое говорят об авторе — его характере, образе мыслей, чувстве юмора и вообще отношении к собственной персоне. В этом смысле очень интересен автопортрет голландского художника Питера ван Лара в мистическом антураже.
Как видим, художник изобразил себя в состоянии ужаса от того, что сам натворил, а именно — он якобы занимался каким-то магическим обрядом и в результате вызвал самого дьявола, а теперь находится в шоке от содеянного.
«Автопортрет с атрибутами занятий магией» был написан Питером ван Ларом в 1635–1637 годах, когда художник вернулся домой в Харлем из Италии, где он прожил почти десять лет, изучая работы итальянских мастеров. Кстати, итальянское влияние, в частности, Караваджо, видно в этой картине, где мы наблюдаем резкую игру светотени, характерную для творчества великого итальянца. Характерно также выражение лица ван Лара, демонстрирующее сильную эмоцию в караваджистском духе.
Художник увлекался оккультизмом, и этот факт отражен в автопортрете. Ван Лар понимал, что подобное занятие может иметь неприятные последствия, и в своей фантастической картине показал самую радикальную ситуацию. Справа мы видим, как к художнику, объятому ужасом, тянутся когтистые дьявольские лапы. В автопортрете есть горькая самоирония — Питер ван Лар родился горбуном с деформированным туловищем, из-за этого итальянцы прозвали его Бамбоччо (Карапуз). К людям с физическими уродствами люди тогда относились настороженно, часто считая их связанными с нечистой силой.
Ван Лар, разумеется, чувствовал такое отношение. На нотном листе, где он поставил свою подпись, художник также написал, что дьявол не шутит.
Подписывайтесь на другие мои каналы: Лидия, неисправимый гуманитарий и Это просто поэзия, а также на канал моего мужа Александр имхо.