Найти в Дзене
Соло - путешествия

От невероятного многообразия к однообразному потоку: как менялась дулевская фарфоровая чашка

Музей фарфора в Дулево просто невероятный, здесь собраны образцы продукции завода за все 190 лет его существования. Музей потрясающий, огромный и сюда нужно ехать на целый день. Я уже рассказывала об экспозиции музея, но пересматриваю фото, и хочется вернуться к этой теме. Сегодня хочу рассказать о чашках (а в задумках есть рассказы и о чайниках, и о тарелках, и статуэтках, стоит ли писать?), есть тут совершенно невероятные экземпляры. Начиналось все еще в первой половине 19 века, фарфор дореволюционного периода принято называть Кузнецовским, и его не стеснялись ставить на свои столы даже русские аристократы, хотя завод выпускал не только премиальную посуду, но и изделия попроще для широких слоев населения. В экспозиции музея показывают довольно много чашек дореволюционного периода. И они такие разные! И очень красивые, Столько форм, я уж не говорю о рисунках. Вот, казалось бы, что можно нового придумать в чашках, а ведь придумывали, и такие делали чудесные чашечки. После революции зав

Музей фарфора в Дулево просто невероятный, здесь собраны образцы продукции завода за все 190 лет его существования. Музей потрясающий, огромный и сюда нужно ехать на целый день. Я уже рассказывала об экспозиции музея, но пересматриваю фото, и хочется вернуться к этой теме. Сегодня хочу рассказать о чашках (а в задумках есть рассказы и о чайниках, и о тарелках, и статуэтках, стоит ли писать?), есть тут совершенно невероятные экземпляры.

Начиналось все еще в первой половине 19 века, фарфор дореволюционного периода принято называть Кузнецовским, и его не стеснялись ставить на свои столы даже русские аристократы, хотя завод выпускал не только премиальную посуду, но и изделия попроще для широких слоев населения. В экспозиции музея показывают довольно много чашек дореволюционного периода. И они такие разные! И очень красивые, Столько форм, я уж не говорю о рисунках. Вот, казалось бы, что можно нового придумать в чашках, а ведь придумывали, и такие делали чудесные чашечки.

После революции завод начал активно наращивать темпы производства, индустриализация же! И в 50-х годах начали создавать формы для серийного массового производства. Одну и ту же форму, расписывали по-разному, и получалось разнообразие. Действительно, порой смотришь на чашки одной формы с разным рисунком и даже не замечаешь, что они почти близнецы.

С 50-х по 80-е годы 20 века в серию было запущено более 20 форм чашек. Все их можно увидеть в музее. Это Форма С-1,Тюльпан, Белый лебедь, Мокко, Колокол, Киевский (почему-то название форм приводится в мужском роде), Кружево, Мелодия, Славянский, Дулька, Рассвет, Лель, Голубая роза, Утро, Классический, Русский, Плаховский, Янтарь, Рубин, Дачный, Русь, Бутон, Комплимент, Ностальгия. Это только те, что я смогла запомнить и записать.

Кроме них еще регулярно мастера выпускали сервизы уникальных форм, их отправляли на разные выставки и конкурсы. Некоторые потом принимались в серийное производство, а многие так и остались в нескольких экземплярах.

Сегодня в магазине я насчитала всего лишь 7 форм (если я ошибаюсь, то поправьте меня), и то, на мой взгляд, не лучших. Мне, например, очень нравится Колокол – простая, крупная (600 мл), даже немного брутальная чашка, но ее с производства сняли. Также как Утро, которая напоминала знаменитую икеевскую конусообразную чашку, но изящнее (и, кажется, наша была придумана раньше). Как будто производители боятся прямых форм и все их тянет на изгибы.

Из нынешних форм мне нравится Тюльпан, но мелковата и слишком уж женственная, такая для меня не повседневная форма. Остальные приятные, но слишком обычные. Ни в музее, ни в магазине я не обнаружила форм, созданных после перестройки (может, ошибаюсь?). Завод старается наращивать производство, но, видно, количество важнее качества и новых творческих поисков нет, а жаль!

А вам какие формы нравятся больше всего?

Читайте и другие рассказы о Дулево: