Одним из неотъемлемых объектов Советской программы космического корабля "Буран" стали два самолета ВМ-Т "Атлант", разработанные и построенные на базе дальних бомбардировщиков 3МД. Объем изменений в конструкции этих машин, а также особенности грузов, которые им предстояло перевозить на Байконур, были настолько серьезными, что для обеспечения испытаний Атлантов, было выпущено несколько продувочных моделей этих самолетов в различных масштабах. В 80х годах прошлого века, эти модели прошли цикл испытаний в аэродинамических трубах ЦАГИ, позволивший понять характеристики будущих Атлантов и возможность перевозки всех негабаритных грузов для проекта Энергия-Буран. Нужно напомнить, что все перевозки для единственного полета Бурана выполнили именно Атланты. Создававшийся в тот момент, советский сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225 "Мрия" выполнил только несколько испытательных полетов, а затем поучаствовал в Парижском авиасалоне в Ле-Бурже, принеся в Париж на своей спине Буран.
Продувочная модель выполнялась из металла и имела крайне высокую копийность внешних поверхностей по сравнению с натурным самолетом и по словам мастеров макетного цеха, которые в те годы занимались их изготовлением, стоимость этих "стальных игрушек", была настолько высокой, что ее можно было бы сравнить со стоимостью отливки подобной модели из золота. Конечно в этих словах есть преувеличение, но по архивным данным одна из моделей для испытаний в аэродинамической трубе ЦАГИ, выполненная в масштабе 1/25, обошлась ЭМЗ имени Мясищева более чем в 200000 советских рублей. После окончания продувочных испытаний, модели вернулись на ЭМЗ, где какое то время на них примеряли макеты разрабатывавшихся в начале 90х туристических космических челноков. Это за 25 лет до полетов американцев с туристами на частных кораблях... А немного позже, в связи с общим развалом 90х, они оказались невостребованными и тихо пылились в закромах ЭМЗ имени Мясищева. Несколько таких изделий успели даже сдать в металлолом или подарить выходящим на пенсию, заслуженным сотрудникам. Несколько лет назад, во время посещения ЭМЗ делегацией Музея техники Вадима Задорожного, одна из этих моделей была продемонстрирована музейным сотрудникам. Начались переговоры, завершившиеся договоренность о передаче продувочной модели самолета ВМ-Т Атлант в масштабе 1/25 в Музей. Модель была изготовлена из металла, с немногочисленными элементами из дерева и пластика, из за чего она была очень весомой). Полный вес модели составил 93 Кг. Зимой 2023 года, благодаря содействию руководства ЭМЗ имени Мясищева эта модель оказалась в Музее техники, где сразу встал вопрос о том, как реставрировать эту весьма немаленькую модель. Была проведена дефектовка и полная разборка этой модели. После чего, в разобранном виде она была отправлена в реставрационную мастерскую и над ней начал работать штатный макетчик Музея В.Смирнов. Правда для стыковки и покраски весьма немаленького Атланта, пришлось привлекать почти всех реставраторов, которые помогали подвешивать на маленьком кране весьма нелегкий аппарат. Объем работ получился весьма внушительным. Были устранены повреждения, полученные за долгие годы хранения на складе, а также по чертежам и оригинальным фотографиям были изготовлены утерянные мелкие детали. Самолет был собран, зашпатлеван, вышкурен и затем загрунтован и окрашен в соответствии со схемой окраски одного из реальных Атлантов. В общей сложности, восстановление этой уникальной модели заняло более полугода. На днях, самолет перенесли в космический уголок главного корпуса Музея, а параллельно с этим, шла разработка и подготовка подвески продувочной модели ВМ-Т под потолком. В ближайшее время самолет займет свое место в экспозиции, а пока что посетители могут увидеть его лежащим на подпорках на -1 этаже.