Найти тему
Гвозди Слов

Тумббад: Золото и Смерть идеальной сказки

Когда говоришь об индийском кино, то легко попасть в ловушку легкомысленных стереотипов. “Индийское кино”, узнаваемая форма, всегда оживает яркими ассоциациями. Я сам с пониманием отношусь к эмоциональной гипертрофии Болливуда, и лично мне такое очень нравится. Я фанат яркого Болливуда. Но, нужно понимать, что есть и другое индийское кино. Яркое и талантливое, но не развлекательное. В том самом привычном болливудском смысле – неразвлекательное и коммерчески бесперспективное. Это именно жесткое и мрачное талантливое кино, которое говорит на всех языках мира одинаково понятно.  Сделанное фанатом своей истории, которую он хочет преподнести зрителю как  вырванное из груди сердце. Но именно с традиционным индийским фольклором. В этом его уникальная ценность. В этом его дар всему миру. Добро пожаловать в страшную сказку  “Тумббад” (Tumbbad, 2018). Злой памятник темных времен  яркой культуры, сделанный технически на уровне пикового Дель Торо. Ослепляющий визуалом и смысловыми ребусами “Зеленого рыцаря”.

– Так мог бы выглядеть Иван Царевич против Бабы Яги по-настоящему.

Сказки так притягательны. Они меня всегда завораживали. Я до сих пор их люблю. Потому сегодня всей душой люблю и хорроры. В свое время, в детстве, добрался даже до многотомного сборника “Сказок народов мира”. Волшебное путешествие по всей планете, но почему же все сказки так похожи?  Но, при этом, какие у них зловещие отличия.  Везде какие-то чуждые непонятные дикости. Еще в то время сложилось убеждение: все сказки – страшные. В этом их особая мистическая притягательность. Затем выяснилось, что современные сказки, допущенные к публикациям для детского развития – это рафинированные версии жутких первобытных мифов.  Которые питаются древними страхами, уходящими корнями в самые основы. В изначальных сказках все завязано на жуткие первобытные ритуалы. Секс, рождение, перерождение и смерть. Всё диктует Смерть. Именно с ней приходилось постоянно иметь дело и искать компромиссы нашим предкам. Они очень хорошо знали все ее нравы и привычки. А нам от них остались лишь сказки.

– Академический труд советского филолога-фольклориста Владимира Проппа, который сломал все мои шаблоны про сказки и ужасы.
– Академический труд советского филолога-фольклориста Владимира Проппа, который сломал все мои шаблоны про сказки и ужасы.

Тумббад – это место жуткого проклятия. Величавые храмы вечным богам, которые погрязли в кровавых распрях. Теперь это место навеки проклято. На живописных руинах древних культовых ристалищ всегда идет проливной дождь. Люди осмелились молиться запретному богу, и, теперь, это жуткое место лишь ждет своих жертв, которым можно вцепиться в горло. А желающих немало – речь идет о нескончаемом золоте. Расплата за которое будет просто чудовищной.

– Наше отечественное говно по хоррор-сказкам. Стыдно перед индийскими товарищами.

Мастерство режиссера просто шокирует – какой гармоничный сплав натуралистичной картинки жизни индийской глубинки и пышности исторических церемоний. Как будто смотришь на отвратительно нежные поцелуи Жизни и Смерти.  Так притягательно и так жутко. Не сразу все понимаешь – это ведь вообще другой мир. Поэтому даже не сразу осознаешь чего нужно как следует бояться. Ты уже два раза обосрался – а местные только хохочут: “Здравствуй, родная бабушка, мы твои внуки, не откусывай нам голову!”

– Просто дай кашки, внучок. Не зря же ты на моем золоте жируешь.
– Просто дай кашки, внучок. Не зря же ты на моем золоте жируешь.

Не будем зацикливаться на забавных моментах. Жизненность мифа – это цель автора. В кадре именно живые люди и это первично. В них веришь, им сопереживаешь. Сказочность очень своеобразна. Она проявляется в узнаваемых фишках, но ведь они тоже очень жизненны – зависть, алчность, глупость, гордость. Здесь просто нет никаких упрощений. Качества характеров очень понятны, но здесь им другая цена.  Здесь всё венчает только жуткая Смерть.

– Ошибки ритуалов – лишь приманка для слабых людей.
– Ошибки ритуалов – лишь приманка для слабых людей.

Ведь главный Герой не просто так вернулся Мужчиной туда, откуда с ужасом сбежал испуганным пацаном. Не просто так он из бомжа и бродяги превратился в статного усатого красавца. Обезумел от Золота. Он вступил в состязание с настоящим Демоном. Настоящим Забытым Богом. Фильм долго нагнетает, но не потратит даром ни единой вашей секунды. Его жуткая тайна будет для вас обязательно захватывающей. А когда вы привыкнете к этому безумию, как к обычной сказке – вас ждет потрясение от кульминации. Эта сказка получилась идеальной. А фильм, несмотря, на год производства – до сих пор лучший в своем жанре. Потому что у него нет шаблонного жанра. Он прекрасен на все времена.

– Последняя детская слеза перед могильным оцепенением ужаса.
– Последняя детская слеза перед могильным оцепенением ужаса.

Прочие материалы по данной теме вы можете найти на сайте https://gvozdi-slov.ru/

#кино #фильмы #ужасы #хоррор #сказки #индия