Найти тему

Легенда французской эстрады Жюльен Клер: "Главное, ребята, сердцем не стареть!"

Жюльен Клер
Жюльен Клер

Свой рассказ о знаменитом французском шансонье Жюльене Клере я начну не с него, а с любимого в Советском Союзе Джо Дассена. Чуть дальше будет понятно, почему я начал с Джо.

Причина любви советских слушателей к Дассену вполне очевидна любому, кто знаком с его творчеством. За свою недолгую жизнь Джо спел десятки песен, которые хорошо принимались за рубежом благодаря красивым и запоминающимся мелодиям.

Но в случае Дассена нельзя забывать и про его раскрутку в СССР со стороны официальных инстанций: для советских граждан фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила 2 диска-гиганта Джо и несколько маленьких пластинок. Его песни часто выходили в сборных пластинках, по ТВ показывали концерт Дассена, отдельную передачу про него (уже после смерти, в 1982 году), много раз транслировали песни Джо в сборных телевизионных программах. Без соответствующего пиара даже Джо Дассену было бы нелегко пробиться к массовому советскому слушателю.

Обложка пластинки "Кругозор" с информацией о Ж.Клере
Обложка пластинки "Кругозор" с информацией о Ж.Клере

Французскому исполнителю Жюльену Клеру повезло меньше: в СССР у него вышли всего две песни на сборной пластинке «Кругозор-1979» № 06, на которой его обозвали Клерком. Упоминаний о его появлении на советском ТВ я не нашел, хотя он мог промелькнуть в каком-то сборном концерте звезд французской эстрады. Неудивительно, что после такой «раскрутки» Жюльен Клер в Советском Союзе был практически неизвестен.

Одна из первых песен молодого Клера.

Я не случайно свел Клера и Дассена вместе. Оба были весьма симпатичными парнями (как сейчас говорят – няшными), начали профессиональную карьеру почти в одно время (первую большую пластинку Дассен выпустил в 1965 году, а Клер в 1969-м), практически одновременно они стали поп-звездами и оба в начале своей карьеры исполняли эстрадные песни, интересные любителям музыки не только во Франции. Я могу легко представить песни Дассена в репертуаре Клера и, наоборот.

Джо Дассен и Жюльен Клер поют в одной из передач французского ТВ. 1970 год.

В самом начале 70-х они шли ноздря в ноздрю. Пластинки Дассена и Клера периодически становились № 1 во французском хит-параде, но если проводить аналогию со спортивным забегом, то Клер в середине десятилетия упал, захромал, и несколько отстал от соперника (вполне возможно, причиной тому послужил разрыв отношений с возлюбленной Жюльена – певицей Франс Галль).

Жюльен с Франс Галль
Жюльен с Франс Галль

Но для российских слушателей важнее другое. Дассен продолжил записывать успешные пластинки до самой своей смерти в 1980 году. Они нравились французской публике и прекрасно принимались зарубежными слушателями. А вот с Клером произошла определенная творческая метаморфоза.

Его творчество продолжало оставаться интересным на родине, и почти каждый его новый альбом становился золотым, преодолевая отметку в 100 тысяч проданных экземпляров (а некоторые пластинки достигали платинового статуса – 400 тыс. копий), но для зарубежных слушателей Клер фактически перестал существовать на следующие тридцать лет! Композиции с красивыми мелодиями из его репертуара практически исчезли.

И я вполне могу понять советских официальных лиц, закупавших права на выпуск пластинок французских исполнителей в СССР, которые игнорировали Клера. Большая часть из его пластинок в 70-80-е годы вряд ли могли заинтересовать советских слушателей.

-4

К зарубежной аудитории Жюльен Клер повернулся лицом лишь в начале 21 века, когда он перешагнул 50-летний рубеж. С этого момента в репертуаре Клера стало появляться все больше песен с интересными мелодиями. За последние лет 15 он выпустил несколько дисков, которые были бы интересны слушателям из России, если бы они знали, что есть такой музыкант – Жюльен Клер….

В самой Франции в 21 столетии дела Жюльена также идут неплохо. Почти каждый его новый альбом встречается на «ура» слушателями. 5 выпущенных им дисков с 2000 года достигали первого места во французском хит-параде.

-5

Остается только порадоваться за бодрого старичка Клера, который на пенсии не предается воспоминаниям о том, каким популярным парнем он был в прошлом веке, а трудится не покладая рук, выпуская по 2-3 новых студийных альбома за пятилетку. В итоге по общему количеству проданных во Франции альбомов и синглов на конец 2017 года он находился на общем 13-м месте среди всех французских исполнителей (16,3 млн копий), совсем немного отставая от Джо Дассена (17,8 млн. пластинок и дисков).

После такого затянувшегося вступления у вас может возникнуть вопрос: а надо ли в принципе знакомиться с песнями какого-то неизвестного нам француза, если его творчество адресовано больше родной публике, а не зарубежным слушателям? - Надо, надо! Если знать, где искать, то среди его обширной дискографии можно найти настоящие бриллианты, мимо которых настоящий меломан никогда не пройдет.

-6

…Жюльен Клер родился в Париже сразу после войны, в 1947 году, и тогда его звали Поль-Алан Огюст Леклер. В старших классах школы он познакомился с Морисом Валле, на пару с которым они принялись сочинять песни (Клер отвечал за музыку, а Валле за тексты). В «буйном» 1968 году Жюльен выпустил свой первый сингл и быстро стал звездой французской эстрады, выпуская как минимум один диск-гигант в год на протяжении следующих 15 лет.

Практически любой ранний альбом Клера можно смело слушать целиком даже русскоязычным слушателям.

На мой вкус лучшие его пластинки в 20 веке - его второй альбом «Des Jours Entires A Taimer» (1970) и четвертый диск «Liberte, Egalite, Fraternite Ou La Mort» («Свобода, равенство, братство или смерть», 1972).

Главный хит Клера за всю его карьеру, его визитная карточка – это песня «Ce n ҆est rien» («Не огорчайся»), которая была выпущена на альбоме 1971 года с немудреным названием «Julien Clerc».

Эта композиция интересна тем, что, по сути, в ней запрятано 2 разные мелодии. Одна сопровождает куплеты, другая - припев. Такое встречается часто, когда исполнитель проговаривает куплеты под какой-то невнятный аккомпанемент, а в припеве звучит запоминающаяся тема, благодаря чему мы помним и саму песню.

Здесь же акцент сделан на мелодии куплетов, а музыкальное решение припева не такое интересное. Можно даже сказать, что припев здесь лишний.

-7

После ранних альбомов Клера можно было бы сразу прыгнуть в 21 век, пропустив его предыдущее творчество, но все-таки изредка на его пластинках и в этот период встречались интересные композиции для зарубежных слушателей:

«Les Robots Qui dansent» с альбома 1987 года

… или берущая за душу «Nouveau big bang» (1990).

В 21 столетии подобных песен у Клера стало на порядок больше, и наконец-то появились интересные альбомы, подходящие для прослушивания целиком.

«Si Jetais Elle» с одноименного альбома 2000 года.

«Double Enfance» с одноименного альбома 2005 года.

В 2008 году Жюльен Клер тряхнул стариной и в свои 60 выдал отличный диск «Ou sen vont les avions?» («Куда летят самолеты?»).

«Restons amants» - одна из самых запоминающихся композиций с этого альбома.

Жюльен Клерк исполняет душевную песню «Les degats» с диска 2011 года «Fou, peut-etre» на пару со своим молодым и популярным тезкой - Жюльеном Доре, который написал текст этой композиции.

Еще один отличный альбом - «Partout la musique vient» Клер выпустил в 2014 году, на котором есть привязчивая песенка «On va, On vient, On reve».

В отношении Клера просто напрашивается сравнение с коллекционным французским вином, которое чем старше – тем дороже. Чем старше становится Жюльен Клер, тем больше он записывает красивых песен, музыку к которым по-прежнему сочиняет сам.

-8

К 70-летию он выпустил очередной альбом «A nos amours», про который можно смело сказать, что это лучший диск у Клера. Проходных песен на нем нет совсем. Выделяются на альбоме три: «Je taime etc», «Sous mon arbre» и «Ma colere», которая мне сильно напоминает творчество Эннио Морриконе...

Слушая его песни последних лет пятнадцати, остается только удивляться: а почему он не писал нечто похожее предыдущие тридцать лет?... Блистательное начало карьеры Клера сменилось невнятным творчеством «только для своих», и лишь ближе к 60 годам Жюльен Клер наконец-то открылся миру: вот он я! Слушайте!

Лично я так и делаю. И когда Жюльен спрашивает у меня: «Как дела?» («Comment tu vas?») – Я могу откровенно ему ответить: под такую музыку дела идут отлично!