20-25 июня 2001 года в Хельсинки состоялся семинар по Хонтай Ёсин-рю дзюдзюцу на котором нам посчастливилось познакомиться с Мугай-рю иайдо, тренируясь у Сато Кимимаро сэнсэя. Кроме того, у автора была возможность взять интервью у Сато сэнсэя об истории Мугай-рю. Эта статья является результатом двух отдельных интервью, второе из которых было взято совместно с мистером Паси Хеллстеном. Переводчиком на обоих беседах был г-н Кауко Уусокса.
Сато сэнсэй
Сато Кимимаро сэнсэй (Мугай-рю хатидан, кёси и Хонтай Есин-рю мэнкё кайдэн) родился в 1936 году в Нисиномия. Он начал изучать Мугай-рю 35 лет назад как ученик Накагавы Сокэ, который был его первым учителем в иайдо.
Он начал практиковать Мугай-рю иайдо, потому что чувствовал, что только благодаря тренировкам с мечом он сможет полностью понять Хонтай Ёсин-рю дзюдзюцу, которое изучал. Это было особенно верно в отношении практики муто-дори (обезоруживания противника с мечом). Техника иайдзюцу Хонтай Ёсин-рю в те дни была недоступна, так как предыдущий глава школы не преподавал раздел иай. Если бы не усилия нынешнего Сокэ (глава школы) Хонтай Ёсин-рю, иайдзюцу могло бы быть полностью забыто. Теперь оно восстановлено в учебной программе, и Сато сэнсэй также изучал этот стиль.
Сато сэнсэй также немного занимался дзюдо и каратэ, но он больше их не практикует.
Религиозный аспект обучения Мугай-рю
Во время семинара Сато сэнсэй много говорил о связи между Мугай-рю и дзэн-буддизмом. Он объяснил, что в старые времена человек должен был вступить в школу дзэн, прежде чем его могли принять в Мугай-рю. Сам сэнсэй активно занимался в школе дзен и сказал, что ему это очень понравилось. Сэнсэй объяснил, что большинство других школ владения мечом больше связаны с эзотерическим буддизмом.
Сэнсэй подчеркнул, что человек должен думать о последствиях своих действий, а не только о самом поступке. Сэнсэй учил, что, например, в конце каждой ката не следует торопиться или позволять своему дзансин (состояние концентрации) ослабнуть, а скорее следует остановиться на некоторое время, чтобы проявить уважение к своему противнику. Сэнсэй описал это чувство словами «Наму амида буцу» («Слава будде Амида»). Этим он имел в виду, что, убив человека, человек всё равно должен нести определенную ответственность за убитого противника и, произнеся эти слова, дать ему шанс искупить свою вину. Сэнсэй отметил, что это же явление можно увидеть во многих фильмах о самураях: когда плохой парень убивает кого-то, он просто уходит, в то время как хороший парень ненадолго останавливается рядом с трупом.
По словам сэнсэя, связь школы с дзэн-буддизмом видна также в том факте, что в школе нет скрытого обучения. В Мугай-рю нукицукэ (режущий удар одной рукой) преподается одинаково как новичкам, так и более продвинутым ученикам, в отличие, например, от Мусо Синдэн-рю с её базовым и наклонным нукицукэ. Естественно, более опытный практикующий делает это лучше, и на это влияют длина меча и умение использовать таз, но способ обучения нукицукэ не меняется. Как и во многих других школах, первая техника является самой важной, и к ней возвращаются снова и снова.
Происхождение и история Мугаи-рю
Мугай-рю ведёт своё происхождение от клана ниндзя Ига. Основателем Мугай-рю был Цудзи Мугай Гэттан, который родился во 2-ой год Кэйан (1649) в провинции Оми (ныне префектура Сига). Получив мэнкё кайдэн (полная передача знаний) в Ямагути-рю кэндзюцу от Ямагути Бокусинсай, он переехал в Эдо, чтобы основать своё собственное додзё.
Гэттан был беден, и у него было очень мало учеников. Следовательно, у него было достаточно времени, и он отправился в буддийский храм Кёкодзи изучать дзэн-буддизм и классическую китайскую культуру, чтобы самосовершенствоваться. Его учителя дзэн звали Сэкитан Дзэнси. Многие даймё («большое имя», крупнейшие феодалы средневековой Японии) регулярно посещали храм, и пока Гэттан помогал им с учебой, он познакомился с высшим обществом.
Находясь в храме, Гэттан испытал сатори (просветление) в возрасте 45 лет и основал Мугай-рю. Первоначально Мугай-рю было школой кэндзюцу, а компонент иай пришёл в школу позже из Дзигё-рю. Главой школы Дзигё-рю на тот момент был Тага Дзикэсай Моримаса, и у него не было ученика, который мог бы продолжить традицию. Поэтому вместо того, чтобы позволить своей рю угаснуть, он присоединился к Мугай-рю, принеся с собой своё учение. Компонент кэндзюцу до сих пор сохраняется в Мугай-рю как рюха, признанная Дай Ниппон Бутокукай (大日本武徳会, Общество воинской добродетели великой Японии). Сато сэнсэй обучает пяти ката кэндзюцу своих продвинутых учеников. Сэнсэй объяснил, что эти ката очень сложные, и их нельзя выполнять настоящим мечом, потому что лезвия будут разрушены. Таким образом, ката практикуются исключительно с бокэном.
У Гэттана были особенно хорошие отношения с двумя могущественными даймё, Ямагути и Сакаи. В конце концов они оба попросили Гэттана приехать и обучить их. Однако Гэттан потерял интерес к преподаванию и вместо этого отправил к ним двух своих учеников, Цудзи Кимата и Цудзи Ухэйта. Ухэйта был родственником Гэттана, в то время как Кимата был его приёмным сыном. Именно так Мугай-рю начал распространяться по всей стране.
Цудзи Мугай Гэттан умер в Кёхо 12 (1727 г.) во время медитации, но Сато сэнсэй не знает точного места его смерти.
Замок Химэдзи близ Кобэ стал центральной точкой Мугай-рю, и многие сокэ школы преподавали там. Одним из них был 10-й сокэ Мугай-рю Кютаро Такахаси, который также был одним из немногих ханси кэндо в период Мэйдзи. Он был приглашен в Токио для преподавания кэндо, и вместе с ним Мугай- рю была временно перенесена в столицу. Позже Кютаро сокэ был приглашен в Кобэ для преподавания кэндо в местной полиции.
В Кобе он познакомился с Накагавой, своим будущим преемником. Кютаро и Накагава были очень близки, и в 1950-х годах Кютаро сокэ переехал жить к Накагаве, чтобы обучать его и готовить к принятию Мугай-рю в качестве следующего сокэ. Это было очень необычно, поскольку в то время обычно ученик приходил к учителю учиться. По мнению Сато сэнсэя, это говорит о том, насколько Кютаро сокэ хотел сохранить Мугай-рю.
По роду деятельности Накагава сэнсэй был вице-президентом корпорации. Сато сэнсэй описывает его как замечательного человека, обладавшего прекрасным чувством юмора. Он был учителем, который действительно заботился о своих учениках, для него ученики были как его собственные дети, и в то же время он был очень строг на тренировках. Сэнсэй Накагава также занимался кэндо и дзёдо.
После того как Накагава стал 11-м сокэ Мугай-рю, он изучил различные ветви Мугай-рю по всей Японии и собрал историю школы в книгу под названием «Мугай-рю иай хэйдо-ко». Несмотря на усилия Накагавы сокэ, не все ветви были готовы объединиться под его началом. Некоторые из этих ветвей до сих пор существуют как линии мэнкё кайдэн, а некоторые их главы представляют себя как сокэ Мугай-рю. Сато сэнсэй относится к этому с сомнением, по его мнению, человек не может быть главой Мугай-рю без разрешения Мугай Кай. С другой стороны, Сато сэнсэй отмечает, что лицензия мэнкё кайдэн дает человеку разрешение «идти самостоятельно», поэтому эти утверждения нельзя полностью опровергнуть. Сэнсэй пояснил, что подобные вопросы всегда достаточно сложны, и ему трудно комментировать эти утверждения, поскольку люди, высказывающие их, являются его старшими товарищами.
Тем не менее, факт остается фактом: 11-й сокэ Накагава не назначил себе преемника. Вместо этого он передал полномочия по управлению Мугай-рю созданному им ранее Мугай Кай (Общество Мугай), который стал административным органом школы. В настоящее время в Мугай Кай два мэнкё кайдэн: Накатаро Ёситаро, который является Кайтё (президентом) Мугай Кая, и Мори Кимио, который является сэмпаем (先輩, «товарищ, стоящий впереди») Сато Сэнсэя.
Сато Сэнсэй также много рассказывал о Гоэн (кармических отношениях) между Мугай-рю и Хонтай Ёсин-рю. Третий сокэ Хонтай Ёсин-рю, Гэнносин Хидэсикэ Такаки, преподавал в 1690-х годах в замке Химэдзи, и в это время там же присутствовали учителя Мугай-рю. Сегодня эти две школы вновь объединились в лице Сато сэнсэя, и он считает, что это результат Гоэн.
Источник: The History of the Mugai Ryû - An interview of Sato Kimimaro sensei