Найти тему
Cinema Asylum

Вселенная Миядзаки: любимые фильмы авторов Cinema Asylum

Оглавление

В преддверии выхода на экраны нового фильма от живого классика анимации — режиссера Хаяо Миядзаки — вспоминаем любимые и дорогие сердцу работы японского автора.

-------------------------------------------------------------------

Говорит Даша Бурнашева:

«Принцесса Мононоке» / Mononoke-hime (1997)

Кадр из фильма «Принцесса Мононоке» / Mononoke-hime, 1997, Ghibli
Кадр из фильма «Принцесса Мононоке» / Mononoke-hime, 1997, Ghibli

Я люблю многие мультфильмы Миядзаки, но «Принцесса Мононоке» занимает в сердце отдельно место. Представлю его как полочку с VHS. Там ещё можно найти «Покахонтас», «Легенду о волках» и, неожиданно, «Долину папоротников». Ими список, разумеется, не ограничивается. Фильмы, мультфильмы и сериалы про столкновение сил природы и людей, несущих разрушения, быстро захватывают мое внимание.

В центре сюжета юный воин и принц Аситака. Защищая свою деревню от оборотня, Аситака навлекает на себя проклятие. В поисках исцеления он отправляется на запад. Там принц невольно становится миротворцем в конфликте Леса и его защитников и Железного города, жители которого вырубают деревья для добычи руды.

Ключевая тема мультфильма — взаимоотношения человека с природой. Как найти баланс между технологическим развитием и сохранением лесов и животных? Возможно ли вообще найти гармонию между человеческой цивилизацией и окружающим миром? Есть ли пределы у жажды обладания и готовности идти к цели любым путем?

К сожалению, эти вопросы все так же актуальны и спустя 26 лет после выхода мультфильма.

------------------------------------------------------------------------------------

Говорит Амалия Бабаян:

«Ходячий замок» / Howl no Ugoku Shiro (2004)

Кадр из фильма «Ходячий замок» / Howl no Ugoku Shiro, 2004, Ghibli
Кадр из фильма «Ходячий замок» / Howl no Ugoku Shiro, 2004, Ghibli

Злая ведьма Пустоши превращает 18-летнюю Софи в старушку за то, что та привлекла внимание обаятельного волшебника Хаула. Девушка-бабушка в расстройстве убегает прочь из родного дома, чтобы не показываться в таком виде близким. В дороге она встречает заколдованный замок на ножках, принадлежащий тому самому волшебнику, и находит в нем приют. Бродячий дом Хаул создал с помощью милого демона огня Кальцифера, живущего в очаге замка. Как и на героиню, на демона тоже наложены злые чары, и оба не могут об этом никому рассказать. По ходу сюжета выясняется, что прокляты не только Софи и Кальцифер, но и остальные персонажи, в том числе ведьма Пустоши. Пока герои пытаются разгадать тайну проклятий, у их страны разворачивается война с соседним государством.

Обычно Миядзаки при создании фильмов обращается к родной культуре. Однако «Ходячий замок» японский режиссер снял по мотивам одноименного романа английской писательницы Дианы Уинн Джонс. Более того, он перенес действие из Британии во Францию, а в качестве прообраза волшебного замка взял русскую избушку на курьих ножках.

Это не единственные изменения, которые внес Миядзаки. Сюжет книги сосредоточен на романтических отношениях Софи и Хаула, а межличностные конфликты персонажей становятся их главной проблемой. Миядзаки не отходит от первоисточника слишком далеко — перед нами действительно сказка о любви, но с двойным дном. Режиссер, мысленно вернувшись к своим детским воспоминаниями о Второй мировой, решил выразить через «Ходячий замок» свое отвращение к войне в Ираке. Режиссер заявляет, что войны не должны отравлять жизнь молодым людям, ведь им, к сожалению, итак есть из-за чего страдать, и без всяких войн. Юные сердца, еще незрелые, такие ранимые и потерянные, могут быть самыми страшными врагами сами себе. Софи превращается в старуху, именно потому, что видит себя таковой. Однако испытания, которые проходит девушка на протяжении всего фильма, помогают ей принять себя и впустить в свою жизнь любовь.

------------------------------------------------------------------------------------

Говорит Анна Константинова:

Кадр из фильма «Навсикая из долины ветров» / Kaze no tani no Naushika, 1984, Ghibli
Кадр из фильма «Навсикая из долины ветров» / Kaze no tani no Naushika, 1984, Ghibli

Фильм «Навсикая из долины ветров» — первый авторский проект Хаяо Миядзаки — начался с безумно популярной манги, которую создателю пришлось экранизировать по многочисленным просьбам читателей. Именно в работе над этим аниме собралась команда, которую сейчас мы знаем под названием студия «Гибли».

Княжна Навсикая, чье имя позаимствовано у прекрасной и рассудительной спасительницы Одиссея из гомеровской поэмы, живет в постапокалиптическом мире. Древняя война «семи дней огня» оставила после себя выжженную землю и отравленные леса с экзотическими растениями и ядовитыми грибами-гигантами. Девушка питает страсть ко всему живому: и к мутировавшим цветам, и к чужакам, и к громадным червям (надо заметить, параллель с «Дюной» здесь не заканчивается). В тихом уголке Долины ветров высоко ценят свою принцессу и прислушиваются к ее советам. Но этот пацифистский мир не может длиться вечно, и поселение становится площадкой для большой политики и глобальной войны с ядовитым лесом. Королевство Тольмекия во главе со своей принцессой собирается воскресить Титана — легендарное оружие «семи дней огня» — и сжечь опасные растения. Навсикая готова на все ради мира: между народами, между людьми и кровожадными насекомыми, между живыми существами и убийственной природой.

Конечно, эта история об избранном, о мессии довольно банальна. Сам Хаяо Миядзаки впоследствии критиковал ее простой хэппи-эндовый финал (кстати, в манге, которую он выпускал и после анимационного фильма, развязка была более мрачной и реалистичной). И тем не менее, «Навсикая из долины ветров» — это глубокая и полифоническая легенда, способная подарить слабую надежду увидеть свет в конце тоннеля человеческого эгоизма и жестокости.

------------------------------------------------------------------------------------


Говорит Тарас Русаль:

«Ветер крепчает» / Kaze tachinu (2013)

Кадр из фильма «Ветер крепчает» / Kaze tachinu, 2013, Ghibli
Кадр из фильма «Ветер крепчает» / Kaze tachinu, 2013, Ghibli

На первый взгляд эта картина может показаться совершенно отличающейся от остальных работ Хаяо Миядзаки. Здесь нет волшебства, нет очевидного сильного и яркого женского персонажа. Но основные мотивы фильмов японского автора все же сохраняются.

Главный герой все такой же упорный, он не готов сдаваться, он преодолевает и себя, и возникающие вокруг препятствия. Постапокалиптический мир на этот раз остался не от магических существ или многовековой борьбы, а от конкретных катастроф — землетрясений и войн. И, конечно, тема полета, как и во многих других мультфильмах, выходит на первое место.

Самолеты и авиаконструирование в этом фильме — это не только свобода и мечта, но и понятная метафора творчества в целом. В таком случае оказывается, что «Ветер крепчает» — это очень личное высказывание Миядзаки о своей карьере мультипликатора, о своем отношении со студиями, в которых он работал и своем творческом пути. Именно поэтому в мультфильме не осталось места волшебству, а все ирреальное появляется во снах. Но это не мешает оставаться картине яркой, стремительной, вдохновляющей и живописной, как остальные работы автора.

------------------------------------------------------------------------------------

Говорит Анастасия Гончарова:

«Мой сосед Тоторо» / Tonari no Totoro (1988)

Кадр из фильма «Мой сосед Тоторо» / Tonari no Totoro, 1988, Ghibli
Кадр из фильма «Мой сосед Тоторо» / Tonari no Totoro, 1988, Ghibli

Школьница Сацуки и ее маленькая сестра Мэй вместе с папой-профессором Тацуо переезжают в небольшой домик в деревне. Мама девочек на время болезни находится в больнице, а весь быт и хлопоты после переезда ложатся на плечи Сацуки и отца. Так, непоседливая Мей, часто предоставленная сама себе, встречает духов и знакомится с хранителем леса — большим и невероятно милым Тоторо.

Выпущенный в 1988 году одновременно с «Могилой светлячков» Исао Такахаты, «Мой сосед Тоторо» стал в свое время чуть ли не самым известным японским анимационным фильмом за пределами страны и принес мохнатому Тоторо огромную фан-базу. Позже сам Миядзаки даже отдал акварельные эскизы милого хранителя леса в пользование движения за сохранение местности Токородзава (именно в ней происходит действие в фильме, а сам Миядзаки когда-то там жил) «Дом Тоторо».

В этом, на первый взгляд, очень «детском» мультфильме собрано много вопросов, над которыми и взрослому будет полезно поразмышлять: важность бережного и уважительного отношения к природе, сила привязанности и любви, проживание травм и исторического прошлого, надежда на будущее и вера в жизнь. «Мой сосед Тоторо» наполнен юмором и теплом настолько, что в самую страшную его минуту интуитивно ждешь, что все не может закончиться плохо. Вторят этому и закрывающие титры, на которых Мэй обрела новых друзей, Тоторо продолжает собирать желуди, а мама снова дома.

------------------------------------------------------------------------------------

Ставьте 👍🏻 и подписывайтесь на Cinema Asylum. Вы поможете развитию канала, а мы продолжим знакомить вас с увлекательным миром кино!