Леонардо да Винчи создал огромное количество работ в области искусства и науки. Его сохранившиеся многочисленные блокноты, наполненные рисунками, большие библейские фрески и картины маслом - огромное поле для исследований. Например, заказанный портрет, предшествовавший очаровательной Моне Лизе, часто вычеркивают из списка шедевров да Винчи - картина под названием "Дама с горностаем" представляет собой классический образец портретной живописи Высокого Возрождения.
На картине изображена молодая женщина, держащая на руках большую белую ласку (также называемую горностаем). Хотя эта картина является прекрасным проявлением интереса да Винчи к анатомическому реализму, горностай в ней также используется как символ, значения которого связаны с предметом портрета и его покровителем.
ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Итальянский Ренессанс характеризуется возобновлением интереса к классическим идеалам, включая натурализм в искусстве. В живописи этот подход проявился в реалистическом изображении людей. Леонардо да Винчи (1452–1519) был одной из ведущих фигур в области портретной живописи, запечатлевшей современных женщин в гуманистических и, казалось бы, светских образах с использованием относительно новой техники работы масляной краской. Его самое знаменитое произведение искусства, "Мона Лиза", часто считается визитной карточкой портретной живописи эпохи Возрождения.
ЗАКАЗ "ДАМЫ С ГОРНОСТАЕМ"
Да Винчи получил заказ на картину "Дама с горностаем" от своего покровителя Людовико Сфорца (1452–1508), герцога Миланского. (Он же был заказчиком фрески "Тайная Вечеря"). Сюжет портрета - 16-летняя любовница Сфорца, Чечилия Галлерани. Она изображена выше пояса в богато украшенном сине-красном платье с длинными рукавами, черным ожерельем из бисера и прической с пластинами. На руках она держит белого горностая.
Как и все картины да Винчи, портрет Галлерани демонстрирует приверженность натурализму. Это заметно в моделировании лица женщины, груди и особенно левой руки, удерживающей животное. Он также выполнен в стиле светотени - технике подчеркивания света и тени для создания визуальной глубины.
СИМВОЛИЗМ
Многие исследователи картины отмечали, что белый горностай слишком велик, чтобы быть анатомически точным; это было бы необычной ошибкой для такого художника и учёного, как да Винчи, который был большим поклонником дикой природы. Однако историки связывают это с символическим предназначением существа.
Во-первых, горностай в белой зимней шубе считался традиционным символом чистоты. Сам да Винчи был очарован животным и сделал несколько его рисунков примерно в то же время, что и портрет. На одном из этих эскизов изображен горностай, сдающийся охотнику, как олицетворение этих добродетельных идеалов - да Винчи намекал на чистоту женщины.
Кроме того, горностай имеет значение для покровителя портрета Людовико Сфорца, которого называли "белым горностаем" за его принадлежность к Ордену Горностая. Таким образом, изображенная натурщица, держащая животное, подтверждает их романтические отношения. Существует также предположение, что горностай может быть игрой на фамилии субъекта, Галлерани, которая связана с греческим словом, обозначающим горностай, galê (γαλῆ).
КРАЖА КАРТИНЫ ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
После смерти покровителя да Винчи "Дама с горностаем" переходила из рук в руки. В конце концов, в 1880-х годах картина разместилась в доме семьи Чарторыйских в Кракове, Польша. Портрет оставался там до Второй мировой войны, когда нацисты украли его и отправили в музей кайзера Фридриха в Берлине. Портрет впоследствии заинтересовал генерал-губернатора Польши Ганса Франка и в 1946 году полотно было возвращено из баварского дома Франка американскими войсками в музей Чарторыйских в Кракове, где оно находится и по сей день.