Шаханэ долго не могла уснуть. Она ворочалась, вставала, шла на кухню, пила воду, снова ложилась.. Вставала, открывала дверь балкона.. Закрывала.. И, лишь под утро, забылась тревожным сном.. Вернее, это состояние и сном-то назвать сложно. Какая-то полудрёма, когда все звуки, словно, приглушены и, в то же время, обострены.. Шаханэ, то, будто, проваливалась в какую-то бездну. Сердце, сначала замерев, начинало биться с бешеной скоростью. И Шаханэ, вздрогнув, открывала глаза. Несколько секунд она не могла сообразить, где находится.. И каждый раз Шаханэ смотрела на часы.. Ей казалось, что прошёл, минимум час, но оказывалось - всего –то десять –пятнадцать минут..
Когда, в очередной раз, вздрогнув, она открыла глаза и посмотрела на часы, был шестой час утра..
Шаханэ встала, прибрала постель. Взяла с полки полотенце и прошла в ванную комнату.. Глаза горели так, словно в них бросили пригоршню песка.. Голова была тяжёлой и, при каждом движении, Шаханэ казалось, что под черепной коробкой что-то перекатывается со звуком «блллуллумб». В ушах стоял противный звон…
Контрастный душ помог совсем чуть-чуть. Перестали гореть глаза, и пропал звон в ушах. Но голова была всё такой же, тяжёлой, и «блллуллумб» не прекращалось до тех пор, пока Шаханэ не выпила кофе и не выкурила две сигареты подряд..
Шаханэ сидела, поджав под себя ноги, на угловом диване, обернув тело полотенцем. Второе полотенце, тюрбаном, украшало голову. Она смотрела в окно.. Мысли, лениво, бродили в голове.. Если бы её спросили, о чём она думает, Шаханэ даже не смогла бы ответить. Так, думая ни о чём, попивая кофе и куря, Шаханэ просидела на уютной кухне - правда, настолько крохотной, что двум, даже очень миниатюрным, людям в ней было бы тесно – почти час.. Полотенце с головы она давно уже стянула и повесила на спинку стула. Каштановые, с медным оттенком, волосы, в мелких завитушках, обрамляли лицо и покрывали плечи.. Шаханэ уже давно смирилась со структурой своих волос. Ей было странно слышать ахи и охи по поводу своих кудряшек. Сама она была в восторге от прямых волос и одно время даже делала в салоне специальное выпрямление, на полгода. Но это было довольно дорогое удовольствие, и шампунь нужен был специальный. А последний год она не могла позволить себе никаких лишних расходов. Да что там лишние? Ей приходилось экономить на всём.. Вот, даже кофе приходилось покупать самый дешёвый и сигареты.. Как ни старалась, но бросить курить она не смогла. Выдерживала, максимум, полдня.
За окном уже вовсю шумел проснувшийся город.. «День, судя по всему, будет жарким.» - Подумала Шаханэ, затушив окурок и, ойкнув - она отсидела ногу – встала. Чуть прихрамывая, Шаханэ прошла в комнату.
В комнате стоял диван, который служил ей и кроватью. Одну сторону комнаты полностью занимал стенной шкаф. Там были все её вещи - на все четыре сезона, включая обувь. У противоположной стены, между окном и диваном стоял небольшой стол –пенал, который она ни разу ещё не открывала. По бокам - два стула. Напротив дивана, на небольшом журнальном столике стоял телевизор. Справа от телевизора, в углу – узкий шкаф-пенал. Три его нижние полки занимали книги. Остальные три - коллекция статуэток, которые Шаханэ собирала ещё со школы. Слева от телевизора - дверь балкона. Балкон был такой маленький, что на нём с огромным трудом уместился шкаф, куда Шаханэ складывала банки с соленьями, вареньями, тазики, корзинку для картошки и лука. И всё.
Но Шаханэ была счастлива! По –настоящему! Потому, что всё это было её. Только её! Сегодня был ровно год с того дня, как она въехала в эту квартиру. Видимо, воспоминания о событиях, произошедших год назад, и стали причиной того, что она так плохо спала эту ночь..
Раньше Шаханэ жила с родителями и старшим братом в шикарной, огромной квартире, в центре города - на улице Торговая. Глава семьи – Аббас –мяллим - в советское время занимал руководящую должность в государственной структуре. Когда Джейхуну - брату Шаханы - было двадцать два года, а Шаханэ - пятнадцать, умерла их мать. Просто остановилось сердце..
Шаханэ тяжело перенесла эту, страшную, утрату. Из весёлой, шумной, проказливой девчонки она, в одночасье, превратилась в замкнутую, агрессивную девушку. Прекратила общение с подружками.. Ушла с головой в учёбу. Окончив школу с отличием, поступила в планово -экономический институт. Зачем она выбрала именно эту специальность - Шаханэ не понимала и сама. Отец, вовремя сообразив, в какую сторону дует ветер перемен, вложил имеющиеся у него деньги в бизнес одного своего знакомого. Тот занимался доставкой продуктов питания из Ирана.
Прошло пять лет. Шаханэ, окончив институт, сама, без посторонней помощи, устроилась на работу в компанию, занимавшуюся доставкой и реализацией техники и оборудования, как бытовой, так и производственной. Год Шаханэ проработала оператором в колл-центре компании. Затем, когда сменилось руководство компании, её отправили отдалённый филиал, в магазин, обыкновенным продавцом.
Если бы не некоторые обстоятельства, произошедшие в её жизни, Шаханэ, не раздумывая, ушла бы с работы. Но она прекрасно знала- как тяжело найти работу, во- первых. А во - вторых..
А во-вторых, к этому времени, уже полгода, как отец женился на девушке, которая была старше Джейхуна всего на год.. Алия - так звали «мачеху» - несколько лет была любовницей отца. И Джейхун, и Шаханэ прекрасно это знали. Это считается, что Баку - большой город. В том, что это не так, Шаханэ убеждалась не раз и не два..Они с братом понимали, что отец- довольно молодой, здоровый мужчина. И у него есть личная жизнь. Но ни Шаханэ, ни Джейхун не ожидали того, что отец женится! Да ещё на столь молодой женщине. Но только Шаханэ восприняла это известие в штыки. БибИшка* ( бибИ - тётя, сестра отца, бибИшка - ласковое обращение), которой Шаханэ пожаловалась, резко оборвала Шахану.
- БашА дЮщмядим мян, ШахАня! Ня олУб? АтОн - Аллаха шЮкюр – саглАм, хялЯ дя суйУ чанындА кищИ ди. НейлЯмялиди?ОляНя гядЯр тяк галмалыдЫ?? Йооох, сян дюз элЯмирсян! ИхтийарЫн йохдУ атынЫ мюзакирЯ этмЯк! ОзЮ дя, бу шякильдЭ! О, сянИн атандЫ! Бир дя ки, АлиЯ дя джавАн гадЫнды. БялькЯ, ушАг да догдУ! Ня ди, дющмЯн говаджагсАн?*( Я не поняла, Шаханэ! Что случилось? Твой отец - слава Богу - здоровый и мужчина, в полном соку. Он до смерти один должен остаться?Нееет, ты неправильно поступаешь! Ты не имеешь права обсуждать отца. Да ещё, в таком свете! Он - твой отец! И ещё, Алия тоже молодая женщина. Может, она ещё родит! И что, враждовать будешь?) - Сказала ей тётя.. Шаханэ, не перебив её, выслушала. Лишь, мёртвенная бледность растеклась по лицу Шаханы. А в сердце, окончательно, разверзлась пустота.
Мама Шаханы была единственной дочкой своих родителей, которые умерли давно, ещё до рождения Шаханы..
Родители отца были живы. И они жили в большом, частном доме, вместе с биби, которая никогда не была замужем. Так и ходила в старых девах. Красивая, но злая и вредная.. И бабушка, и дедушка присутствовали при этом разговоре. И оба, осуждающе, смотрели на Шахану. Она понимала - эти люди не поддержат её никогда. Потому что речь шла об их сыне, на полном содержании которого они находились уже очень давно. И портить отношения с сыном из-за того, что внучка, видите ли, против его женитьбы, никто из них не собирался..
Шаханэ, молча, повернулась и, не обращая внимания на окрики тёти и бабушки, ушла из этого дома. . И вычеркнула этих, троих, из своей жизни..
Она не была против того, чтобы у отца была личная жизнь. Нет, конечно! Она была даже не против того, что он женился! Она не могла смириться с тём, что отец привёл эту женщину в ту квартиру, где жила её мама! Пусть бы купил другую, новую! Хоть виллу!! И жил бы там со своей Алиёй, которая была младше него почти на четверть века!
Но… Кого волновало её мнение? Тем более, что и Джейхун, на удивление легко и быстро принял и даже подружился с Алиёй. Шаханэ, с ужасом, замечала то, какими взглядами обмениваются эти двое. Когда она, впервые, обратила на это внимание, то, сначала решила, что ей показалось. И объяснила это себе тем, что испытывает крайнюю степень неприязни к хитрой девушке, охмурившей её отца. Но потом, неоднократно, убеждалась в том, что она не ошибается.. Как сказать об этом отцу Шаханэ просто не представляла. Поэтому, решила поговорить с Джейхуном. Но брат закатил ей такой скандал! И такое проявление эмоций лишь убедило Шахану в своей правоте..
Прошёл месяц с того скандала. Шаханэ не могла без злости и раздражения смотреть на своего отца. Тот, по уши влюблённый вкрасотку Алию не замечал вокруг никого и ничего. Даже того, что его собственные дети не общаются друг с другом. Шаханэ, со дня появления в их доме Алии, практически никогда не садилась с ними за стол, не проводила время в гостиной перед телевизором, не ездила с ними ни в рестораны, ни на загородные прогулки. Джейхун же, наоборот, кружил вокруг Алии и отца. Между ними тремя сложились идеальные отношения. Отец был счастлив! И даже не замечал того, как молчаливо страдает его дочь.
А после того скандала с Джейхуном, Шаханэ, практически, не выходила из своей комнаты, когда была дома. На работу она приходила раньше всех, а уходила - позже. Да и то, не шла сразу домой. Она так много гуляла по улочкам старого Баку, что с закрытыми глазами могла бы пройтись по ним. Одним из излюбленных её мест стала студия художника Али, находившаяся в самом сердце Крепости. Шаханэ частенько заходила к дяде Али - так все звали этого, удивительного, человека. Только с ним она могла говорить о наболевшем. И уходила от него всегда с ощущением какого-то умиротворения и веры в то, что всё у неё будет хорошо.
А ещё Шаханэ любила сесть на конечной остановке какого-нибудь автобуса и проехать весь маршрут, иногда, сходя там, где что-то привлекало её внимание. Например, парк или торговый центр..
Приходила Шаханэ домой не раньше десяти- одиннадцати вечера. И ни отец, ни брат даже не спрашивали - почему она приходит домой в такое время. С одной стороны, Шахану устраивало то, что они не задают ей этот вопрос. Потому, что знала - она не сможет сдержаться и наговорит кучу гадостей. Но, с другой стороны, её очень удручало то, что она понимала - и отцу, и брату на неё плевать..
По выходным Шаханэ, проснувшись раньше всех, позавтракав в одиночестве, и не выходила оттуда до тех пор, пока отец, Алия и Джейхун куда-то не уходили. Эти трое никогда не проводили выходные дома. Дождавшись, когда в квартире наступит тишина, Шаханэ выходила из комнаты. Купалась, стирала, готовила себе еду.. Потом, выходила из дома и ехала на кладбище. Там, обняв могильную плиту мамы, Шаханэ давала волю слезам. Она приезжала на кладбище в любую погоду.. Протирала мрамор, до блеска, меняла цветы, сажала свежие, красила ограду и скамейку..
По обе стороны могилы Шаханэ посадила кусты роз. Алые, белые, розовые, бежевые, жёлтые, оранжевые. Всех цветов, которые только были в цветочных магазинах.. Когда они цвели, то невозможно было отвести глаз. А аромат их разносился далеко..
Здесь, в тишине, нарушаемой лишь шёпотом ветра, шелестом листвы, голосом кладбищенского муллы и плачем, доносящимся с других могил, Шаханэ проводила долгие часы.. Она рассказывала маме о своих печалях, делилась с ней о том, как прошла неделя, что интересного было на работе, рассказывала ей о дяде Али.. И обо всём, что накопилось на душе.. Перед тем, как уйти, Шаханэ обнимала могильную плиту, на которой была изображена мама - совсем незадолго до смерти, такая красивая, счастливая…Шаханэ целовала портрет матери, заливая холодный мрамор слезами.. И, зная, что нельзя оглядываться, уходя с кладбища, она, тем не менее, шла и оглядывалась до тех пор, пока мамина могила не скрывалась из виду..
Продолжение следует.....