Проектировали, хвалились, строили, ещё пуще хвалились! И вдруг - зрада: облажались. В результате - ни готовой дороги, ни денег на завершение её строительства. Речь идёт о проекте прибалтийской высокоскоростной железнодорожной магистрали Rail Baltica длиною 870 км.
По которой пассажирские поезда по европейской колее шириной 1435 мм со скоростью 240 км в час к 2030 году должны "влететь" в евротранспортную (тоже ещё только строящуюся) сеть TEN-T. В 2012 году, когда этот проект задумывался, всё выглядело эпически. Координаторы проекта рисовали млеющим от восторга обывателям радужные перспективы.
"Магистраль пройдёт через Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин. Возможно, и дальше - до Венеции. Планируется строительство подводного железнодорожного тоннеля между столицами Эстонии и Финляндии. На худой конец, пуск железнодорожного парома между ними.
Таким образом, Rail Baltica поможет соединить часть Скандинавии с Западной Европой", - радостно пел курировавший проект европарламентарий Павел Теличка.
Обещал Телички странам-участникам и хорошую прибыль от реализации проекта. Мол, интеграция дорог Эстонии, Литвы и Латвии в транспортную систему Евросоюза позволит увеличить скорость движения поездов, рост грузопассажирских потоков, а отсюда и рост доходов.
Потом аппетиты всё росли, и проект, как новогодняя ёлка, обзавёлся многими приложениями-прожектами. Как то: ответвления на Вильнюс и Клайпеду, вспомогательная ветка к аэропорту (который правда, тоже ещё на бумаге), строительство мостов, интермодальных терминалов, ремонтных депо.
Гладко было на бумаге... На данный момент построен только кусок дороги "Польско-литовская граница - Каунас", да и тот не эксплуатируется. По банальной причине: из Балтии в Европу и обратно нечего и некого возить. В будущем, конечно, некоторые грузы могут и появиться. Только военные, натовские, за которые никто щедро платить не будет.
Первоначально проект "стоил" 5,8 млрд. евро. На начало 2023 года стоимость выросла примерно в два раза. Денег не то что лишних, даже нужных нет. И их, учитывая кризис, в котором оказались три сестрицы, в ближайшем будущем не стоит ожидать.
Теперь из проекта, как игрушки с ёлки после Старого нового года, убирают даже то, что планировалось изначально, но является как бы второстепенным, без чего можно обойтись. Например, предлагается отказаться от двойных путей на всём маршруте и осуществлять движение по одному пути.
Однако имеется ещё один вариант, как сэкономить на строительстве. Видимо, его подразумевал латвийский депутат Марис Мичеревскис, когда предложил разобрать железную дорогу в Россию. Чтобы лишний раз показать, как Рига не нуждается в Москве.
"Железную дорогу в Россию надо разобрать, если нет другого пути. Это также укрепило бы обороноспособность в случае возможного нападения России",- заявил он.
Интересно, в Латвии многие думают, как этот депутат? Что Россия, если нападёт, то обязательно на бронепоезде?
Надо предложить и Литве с Эстонией поступить таким же образом и разобрать свои железнодорожные магистрали. Всё равно ржавеет без дела. А сохранившиеся шпалы и рельсы использовать для завершения строительства магистрали Rail Baltica. Выгода очевидна, причём даже на распил останется.
Шутка, конечно, но, как известно, в каждой шутке имеется доля правды.