Найти тему

Розалия: «Эниемэ»

Розалия пела проникновенно.
Со всей пламенной любовью, которая была в ее маленьком сердце. Она пела, а учительница плакала. Она пела, учитель плакала. И так все дни репетиций подряд: одна поет, другая плачет…

Есть у татар одна замечательная песня про маму. «Эниемэ». Когда-то ее пела Флера Сулейманова:

«Биргэнсен син мина ал нурын таннарнын, Жыйгансен син мина бар гелен даланын, Биргэнсен канатлар талпыныр чагымда, Балалык рэхмэтем жырымда чагыла. Кадерляп устергэн мин синен жимешен,
Куенын - гелбакча, назлы жил - сулышын.
Инде буй житсэм да, мин сина сабыймын,
Кунелен назларын кузеннен таныймын…»

«Дарила ты мне розовые лучи рассветов, Собрала для меня все цветы полей.
Давала крылья, когда спотыкался (спотыкалась). Благодарность за детство отражена в моей песне.
Я - ягода, которую ты бережно растила.
Объятия твои – цветочный сад, твое дыхание – свежий ветерок.

Я уже вырос (ла), но все еще твой маленький мальчик (дочка), И ласку твоей души я чувствую по глазам.
Что за все это могу тебе дать я? Мой единственный подарок –преданное сердце мое.

Прими же его, согласись на него, на этот подарок, Тебе посвященную песню прими...
Обязан я тебе, мамочка, золотая моя! Для тебя искал смысл жизни (мира),
Хотел подарить луну и солнце, Но достать не хватило роста…»

Розалия и сейчас поет эту песню без слез. Хотя причина поплакать есть…

Будучи человеком сентиментальным, я бы плакала. Горько.

Розалия росла без матери. Хотя та у нее была. Просто маме не нужен этот ребенок. Строит личную жизнь, и другие дети уже… Розалия живет у бабушки своего отца. С года или двух, совсем не зная ни материнской ласки, ни материнской любви…

Когда ей было шесть, она вдруг увидела маму. Узнала. Побежала к ней: сейчас обнимет, прижмет, спросит, как дела… Но та холодно посмотрела и холодно приобняла. И тогда осталась девочка с изумленным взглядом и разбитым сердцем, словно раскололся надвое шар земной и рухнули наземь горы…

Нет, она не озлобилась. Не ожесточилась. Все обиды сдувала бабушка. Залечивала раны, заговаривала детские травмы… Отмаливала, заслоняла от ветра и пыли, дождя и зноя…

И теперь, когда подруга поет про татарскую маму, она думает только о той, что растила ее – с любовью, заботой и нежностью. Думает о бабушке Гайнижамал, красивые слова этой песни адресует ей – на небеса. Слова любви, верит, доходят до той, самой родной на свете…

Не знаю, будет ли Розалия петь эту песню в день юбилея, но я бы хотела. Потому что ласковые слова в адрес мамы из ее уст звучат наиболее искренне и тепло, ни одна душа не останется равнодушной.

Думаю иной раз о том, почему учительница, ставшая инициатором исполнения песни «Эниемэ» первоклассницей Розалией, пускалась в слезы: жалела ее, зная историю, или думала о своем?

Мы познакомились в 2014 году. Вместе ездили на Сабантуй в город Томск. Там Розалия пела. Понравилось мне. Потом я обратилась к ней с просьбой спеть на юбилее у мамы. Не отказала. Пение ее растрогало всех, мама обнимала певунью и говорила спасибо…

Дружим с тех пор. Моя любовь к талантливым людям приносит немало даров, теперь у нас общее дело: Розалия – хозяйка открытого мной дома-музея, и мы встречаемся по утрам за кофе…

От нее мне удалось узнать многое про прошлую культурную жизнь татар, живущих в Тюмени. Этому, думаю, надо посвятить отдельную публикацию. И обязательно познакомиться с теми, кто играл заметную роль в становлении местных музыкантов, певцов, известных среди сибирских татар.

Главное имя, которое она называет –
Фарит Хакимов. Буду надеяться, что однажды сделаю с ним большое и интересное интервью, когда он вспомнит успехи и победы былых времен, расскажет о создании первого татарского хора в Тюмени, вокально-инструментального ансамбля и ансамбля народных инструментов.

Наверняка об этом писали, и многие знали любимых солистов в лицо, но я, грешна, не знала совсем. Только сейчас открываю, узнаю имена, знакомлюсь, а узнав, искренне восхищаюсь и горжусь.

Но – о Розалии. Как сложилась ее судьба? По-разному, говорит. Двадцать лет тяжелого брака, но, слава Аллаху, сын добр и внимателен к ней. Внук обожает и зовет, как ни странно, мамой – то есть энкяй по-татарски (все повторяется!!! Невзирая на то, что есть любящая мамочка. Просто в детском понимании говорить «энкяй» вместо «дав энкяй» проще и побыстрей).

Всю жизнь – с песней. С улыбкой. На сцене. В хоре или дуэтом, на областных мероприятиях и даже за рубежом, куда отправлялись с ансамблем…

Всегда с добрым сердцем. С хорошим словом, приветливой речью, внимательным взглядом. Готовностью поддержать и помочь. И за это ее, без сомнения, любят и ценят родственники и друзья.

-2
-3
-4
-5
-6

-7

-8