Найти тему

Planet P Project: актуальны ли еще рок-оперы?

Можно ли обойти по монументальности и значимости рок-оперу The Wall? Ведь в рок-музыке очень много так называемых "рок-опер", где либо мало "рока", либо "оперы", но они по своим замыслам словно бы стремятся потягаться с "магнум опусом" Роджера Уотерса. Казалось бы, после такой высокой планки, конкурировать или даже стать новой вехой в квази-жанре рок-оперы довольно трудно. Но восьмидесятые показали, что во время, когда рок-музыка сама по себе переживала серьезные и тревожные метаморфозы, у рокеров открылись чуйки на концептуализм и эпичность.

-2

Одной из таких рок-опер стало творение клавишника Тони Кэйри Pink World, увидевшее свет в виде второго альбома его проекта Planet P Project. Это была двойная пластинка, красиво и изящно оформленная, в духе прогрессив-рока, как и должно быть по классике. Кэйри в то время был уже весомой фигурой в музыке, мог позволить рискованные шаги в коммерческом плане (а любая рок-опера - это всегда риск, как показала практика), игнорируя любые чужие предубеждения ради достижения творческих результатов.

-3

В конце 1970-х Кэйри уже начинал в студии записывать что-то, что могло бы стать прообразом его сольной карьеры, пока не оказалось, что в соседнем помещении группа Rainbow искала себе клавишника. Недолго думая, Тони сам поучаствовал в прослушивании и попал почти на год в стан Ричи Блэкмора, оказавшись за клавишной стойкой и создавая яркий синтезаторный фон новаторскому на тот -момент фэнтезийному прото-металу бывшего гитариста Deep Purple. Существует множество слухов, что Блэкмор и Кэйри не ладили вместе, один всегда пытался подстебать другого как в жизни, так и на жизни, но оба стоили друг друга как инструменталисты. Как показала практика, рамки Rainbow оказались узкими для Кэйри, поэтому по воле случая он был уволен за плохое поведение, а затем стал вольным художником.

-4

В начале 80-х Тони стал записывать синтезаторную музыку. Несколько альбомов вышло на лейбле X-Firm, и это были весьма неплохие пластинки, но подобная музыка тогда больше подходила европейскому слушателю ,а не американским любителям дискотек, где царили афро-американские ритмы. Поэтому Кэйри стал ориентироваться на континентальную Европу, благо с конца 1970-х жил в ФРГ и создал там свою студию. Чрезмерная работоспособность клавишника (порой проводившего в студии по 20 часов в день, как писали очевидцы) соседствовала с чрезмерным употреблением запрещенных препаратов, и не отразиться на музыке это не могло. Некоторые из сотен записей, сделанных тогда, сам Кэйри позже посчитал мусором. Первые его альбомы, можно сказать, что и не переиздавались с тех пор.

Но вот подвернулся случай, в 1983-м году он подписывает контракт с фирмой Geffen , планируя издавать свой третий альбом. Но понимая, что у него довольно много материала несколько другого характера, не чисто электронная музыка, а скорее прогрессив-рок на грани с новой волной, вполне под стать времени, решает опубликовать этот материал на новой фирме под псевдонимом Planet P Project. Третий сольный альбом Кэйри под названием It Won`t Be Home Tonight всё же выйдет одновременно с Planet P Project, но будет издан на американской фирме Rockshire, а по звучанию все же будет отличаться.

Материал Planet P Project можно было бы определить как смесь арт-рока и новой волны, в нем нашлось место и разнообразию, и амбициозности идей и звука, но он не был лишен коммерческого лоска, а потом первой пластинке этой вымышленной группы повезло стать классикой, её до сих пор покупают. Благо сам Кэйри расцвел как автор и исполнитель, порой играя на всех инструментах. Было очевидно, что такой работоспособный музыкант , выпуская по две-три пластинки в год, готовится к какому-то грандиозному прорыву. И таким прорывом стал второй альбом Planet P.

-5

Он назывался Pink World, и словно бы в названии уже было зашифрован намек на грандов прогрессивного рока Pink Floyd. Скорее всего, это было совпадением, но очень многие слушатели отметили его. Сюжет пластинки построен вокруг избитой темы ядерной войны и пост-ядерного мира, где человечество практически уничтожено. Мы перемещаемся в некую Зону, своего рода единственный людской оплот, созданную и охраняемую с помощью экстрасенсорных способностей семилетним ребенком по имени Арти. Свои способности он приобрел, контактируя с зараженной водой в реке, в которую сбрасывали отходы с местной фабрики по производству товаров для дома. Арти - бессмертный, он может жить вечно, влияет на окружающих его людей, не давая им стареть, обладает навыками телекинеза и предсказывания. Буквально все, о чем можно мечтать, в нём присутствует. Благодаря его возможностям вокруг Зоны создан некий барьер, вероятно, купол, не позволяющий радиации попасть на территорию.

-6

В сюжете указывается, что неназванное правительство охраняет Арти и всяческими способами пытается его способности использовать во имя своих целей. Когда Зона была построена, этим правительством наносится ядерный удар по некоему противнику (все мы догадываемся, какому), и оставшееся человечество прячется в этом укрытии. Арти становится символом, лидером, на которого молятся и которым восхищаются, не смотря на то, что он малолетка. Став Мессией во плоти, он испытывается душевные терзания, потому как не понимает, как ему поступать дальше в сложившейся ситуации, которая из-за него и случилась. Доведя до точки кипения, мальчик покидает Зону, оставляя после себя небольшую розовую ванну. Барьеры вокруг территории, которые он и генерировал, постепенно исчезают, а люди, живущие там, понимают, что могут жить и без него.

-7

Столь амбициозный сюжет очень сложно ложился на простую коммерческую музыку, поэтому Кэйри, понимая, что от лейблов он поначалу добился карт-бланша, сочинял натуральную рок-оперу. Но, как оказалось, студийные бонзы не восприняли с энтузиазмом идею, что для выхода готовится серьезный проект. Студия Geffen, с который был контракт, посчитала материал "неиздаваемым", а самого Кэйри назвала сумасшедшим. В итоге, по его же признанию, его "отфутболили на MCA", где пластинка и была издана. Спорным остался и вопрос причастности к продакшну немецкого музыканта Питера Хауке, с которым Кэйри действительно сотрудничал раньше. Вероятно, в момент подготовки пластинки, они поссорились, что даже по факту переиздания альбома на CD в 2008-м году, имя Хауке вообще отсутствует в аннотациях, зато упоминается некий "продюсер", который заключал сделки и зарабатывал деньги, не привнося ничего в сам материал. К слову, Хауке был довольно опытным музыкантом и продюсером, в 70-е занимавшимся группой Nektar.

-8

Альбом был выпущен в 1984-м году, застряв на 121-м месте в Billboard 200. Клип на песни с альбома неожиданно получил мощную ротацию на MTV. Но сюжетно и тематически он почти не пересекался с альбомом. Планировалось изначально снять фильм, но до этого не дошло. По сюжету, а клип получился сюрреалистичным, под песню What I See Арти держит у себя в спальне маленький глобус, мальчика укладывает спать мама, а дальше мы перемещаемся в огромное помещение, где расставлено огромное количество кроватей, на которых на четвереньках стоят люди, а за мальчиком летит вертолет. Как будто идею с обложкой Momentary Lapse Of Reason "Пинкфлойды" позаимствовали отсюда.

По-началу, альбом продавался не очень, но продержался какое-то время в топе Биллборда. В последствии, став культовой пластинкой, он все чаще и чаще приобретался поклонниками прог-рока и прочей серьезной музыки, и его статус постепенно менялся. Одна из тех пластинок, что заимела популярность уже гораздо позже своего выхода. Что вполне закономерно для такой музыки. Сегодня же он слушается как артефакт того времени, а музыкально показывает, что не каждая рок-опера обязательно должна быть монументальным произведением с хорами и оркестрами. В последствии, вероятно, многие другие музыканты в нео-прог музыке возьмут такое уравнение за основу своей музыки, и сегодня мы может по-настоящему утонуть в том количестве рок-опер, что записывалось и выпускалось последние, скажем, лет 25. А это значит, что музыканты не боятся их выпускать.