Статьи про другие интересные места в Нижнем Новгороде:
С порога предупреждаю - если не интересуетесь старыми и редкими авто, если не восхищаетесь хотя бы их эстетикой - эта статья не для Вас, закройте и не читайте дальше. Серьезно ! Будет очень много писанины и фоток старых и не очень машин. А для всех остальных - милости прошу. На самом деле, есть у меня слабость к эстетике старых автомобилей, особенно американских. А ближе всех к американским автомобилям в СССР был Горьковский Автозавод. Кто не знает, он изначально строился при участии Форд, и некая духовная преемственность от американского автопрома сохранялась десятилетиями. И очень уж мне было интересно попасть на выставку такого вот советско-американского автопрома. Но долгое время она был закрыта на реконструкцию, не так давно наконец она завершилась, и я направился туда.
Расположено это место в промзоне на окраине, но добраться сюда можно так же, на метро, станция "Комсомольская" рядом. Внутри все сверкает после недавнего ремонта, видно, что все сделано с душой.
Покупаем билет и приступаем к самостоятельному осмотру.
Историческая часть
Долго думал, как разделить музей тематически. Решил на две части - в одной в хронологическом порядке(приблизительно) будут всем известные авто, а в другой - прототипы и мелкосерийные модели. Итак, вперед !
Встречает нас без сомнения легендарнейший грузовичок ГАЗ-АА, более известный всей стране, как "полуторка" (по грузоподъемности в 1.5 тонн, как можно догадаться). Этот автомобиль помогал бурно развивающемуся СССР на всех стройках и подсобных работах, и особенно пригодился в Великой Отечественной. Именно такие крохи возили продовольствие в блокадный Ленинград по льду Ладожского озера, к примеру. А здесь она стоит, словно только с конвейера. Ну а мы идем дальше.
Дальше видим ГАЗ-А. Вообще этот автомобиль лицензионная копия Форд Модель А. Вы думали, что ВАЗ взял моду на копирование западных моделей ? Во всей красе классика американского автопрома советского розлива. Любопытно.
В годы Великой Отечественной всей стране приходилось несладко, завод перевели на военные рельсы. Немцам это не нравилось, потому его нещадно бомбили. Но люди продолжали работать в полуразрушенных цехах, несмотря ни на что. Но война закончилась, и в честь окончания появился еще один легендарный автомобиль ...
Существует байка, что изначально автомобиль планировали назвать "Родина", но об этом узнал Сталин, ухмыльнулся в усы, и спросил - "Ну и сколько стоит Родина?" Правдивость сего проверить невозможно, но история забавная. Автомобиль был популярен и живуч, даже в моем детстве они встречались на улице,хотя им уже тогда было лет 50.
По соседству с "Победой" разместилась довольно редкая и малоизвестная(в отличии от Чайки) модель ГАЗ-12, известная как ЗИМ(Завод имени Молотова, так некоторое время назывался ГАЗ). Вот она на фото.
Этот монстр предназначался в основном для крупных чиновников, народных артистов, генералов и им подобных личностей с личным шофером. Сзади полно места, большой диван, и имеются дополнительные откидные сиденья для "черни". Так же, благодаря относительно большой вместимости (6 мест) использовался в качестве маршрутки или такси. Купить его можно было, в теории, но цена была совершенно заоблачной. Из технических особенностей можно упомянуть эдакую полуавтоматическую коробку передач - сцепления не было, только ручка переключения на руле, что добавляло мягкости хода. Но это все для элиты, людям попроще сделали "Волгу".
"Победа" была неплохой для своего времени, но нельзя бесконечно топтаться на месте(это только УАЗ 60 лет делает одну и ту же "буханку"). Новый автомобиль вобрал в себя все актуальные тенденции в дизайне. Безусловный успех ГАЗа, и символ своего времени(вспомните хотя бы "Берегись автомобиля" или "3+2"). Не мечтал о ней только тот, у кого она уже была. Но удовольствие это было все еще не дешевое, зато без проблем можно было прокатиться на ней в такси.
Легковые автомобили нужны не только в городе, красиво разъезжать по проспектам. Они нужны и там, где дорог-то как таковых нет. Вероятно там даже нужнее. ГАЗ работал и в этом направлении - встречайте, ГАЗ-69 !
Этот жутковатый на вид агрегат тоже "культовая классика". До сих пор продается с рук, и ценится среди охотников-рыбаков и прочих любителей непролазных мест. Естественно, такой понравился и армии и сельским жителям. Считается фантастически проходимой техникой. Предок того самого УАЗика, что выпускается и по сей день.
Тем временем, как на смену "Победе" пришла "Волга", на смену пафосному ЗиМ пришла просто запредельно пафосная "Чайка", ГАЗ-13.
Как и ЗиМ, эта машина предназначалась исключительно для очень важных людей, и даже не предусматривалась свободная продажа. Только для ооочень важных чиновников, заслуженных артистов,спортсменов, космонавтов. Одну такую подарили,к примеру, Фиделю Кастро. Выглядит она фантастически. Начинка тоже была запредельной - автоматическая коробка передач, кондиционер, гидроусилитель руля, мощный 8-ми цилиндровый двигатель. Редкий и красивый авто.
Но время неумолимо двигалось вперед - новые веяния в дизайне и технической части требуют новых решений. И "Волгу" выпустили в совершенно новом обличии.
Новая "Волга" стала жутко популярной и производилась до начала 90-х. Завсегдатай таксопарков СССР в желтом варианте, а черная "Волга" такой модели была непременным символом статуса ее владельца - директора завода, к примеру. Но постепенно эта модель из статусной перешла в ранг попроще, а для директоров заводов и генералов появилась более статусная модель - 3102.
Принципиально не отличалась от ГАЗ-24 (поначалу туда ставили экспериментальный двигатель,но от него быстро отказались), но смотрелась более современно, нежели приевшаяся 24-я. И, кроме того, эта машина при СССР в такси не поставлялась, что задирало ее статус еще выше.
Помимо стандартной "Волги, обновление коснулось и "Чайки" - появился ГАЗ-14.
Все так же роскошный автомобиль на пике советских технологий того времени. И он снова не был в свободной продаже. Помню его в детстве, работал при местном ЗАГС на свадьбах.
В 90-х СССР не стало, мир вокруг стремительно менялся, заводу нужно было выживать в рыночной экономике, и появилась удешевленная по всем параметрам версия "Волги", самая народная 31029.
Дизайн конечно был попроще, никакого лоска и пафоса, по начинке суровый минимум. Но пользовалась спросом из-за репутации предыдущих моделей и сравнительно доступной цены. Ну и, по старой традиции, ими наполнились таксопарки. До сих пор эти модели встречаются в гаражах пенсионеров и все тех же провинциальных органах власти.
Новые времена породили новые запросы рынка - появились бесчисленные коммерсанты, которым требовалось постоянно возить различные небольшие грузы. И ГАЗ дал отечественному рынку ту самую "Газель".
На мой взгляд, этот автомобиль стал "полуторкой" новой России. Помогал росту и становлению нового государства. Бесчисленное множество модификаций было выпущено как заводом, так и кустарным способом(только недавно впервые видел даже Газель-тягач, такая мини-фура). С модернизациями производится и поныне. А вот с легковыми у ГАЗа с тех пор не задалось. Выходило пара модификаций 3102 - 3110 и 31105, но большого успеха не снискали, и ГАЗ снова решился полностью скопировать "американца".
Это абсолютно полный клон американского Chrysler Sebring, в целом неплохой автомобиль, но конкуренции с именитыми западными производителями он не выдержал, и "Волга" с тех пор исчезла с конвейера, уступив место грузовикам и сборочным линиям зарубежных производителей. На этом длинную историческую часть можно считать законченной. Продолжение читайте здесь:
Ставьте лайк, подписывайтесь на этот канал, Телеграм-канал, группу ВКонтакте чтобы не пропустить новые публикации и участвовать в опросах.