Найти тему

О любви ... к автомобилям - Музей истории ГАЗ в Нижнем Новгороде, часть первая

Статьи про другие интересные места в Нижнем Новгороде:

С порога предупреждаю - если не интересуетесь старыми и редкими авто, если не восхищаетесь хотя бы их эстетикой - эта статья не для Вас, закройте и не читайте дальше. Серьезно ! Будет очень много писанины и фоток старых и не очень машин. А для всех остальных - милости прошу. На самом деле, есть у меня слабость к эстетике старых автомобилей, особенно американских. А ближе всех к американским автомобилям в СССР был Горьковский Автозавод. Кто не знает, он изначально строился при участии Форд, и некая духовная преемственность от американского автопрома сохранялась десятилетиями. И очень уж мне было интересно попасть на выставку такого вот советско-американского автопрома. Но долгое время она был закрыта на реконструкцию, не так давно наконец она завершилась, и я направился туда.

Вход в музей
Вход в музей

Расположено это место в промзоне на окраине, но добраться сюда можно так же, на метро, станция "Комсомольская" рядом. Внутри все сверкает после недавнего ремонта, видно, что все сделано с душой.

При входе стильные картины с персонажами выставки
При входе стильные картины с персонажами выставки

Покупаем билет и приступаем к самостоятельному осмотру.

Историческая часть

Долго думал, как разделить музей тематически. Решил на две части - в одной в хронологическом порядке(приблизительно) будут всем известные авто, а в другой - прототипы и мелкосерийные модели. Итак, вперед !

ГАЗ-АА. Легендарная "полуторка", не бита, не крашена.
ГАЗ-АА. Легендарная "полуторка", не бита, не крашена.

Встречает нас без сомнения легендарнейший грузовичок ГАЗ-АА, более известный всей стране, как "полуторка" (по грузоподъемности в 1.5 тонн, как можно догадаться). Этот автомобиль помогал бурно развивающемуся СССР на всех стройках и подсобных работах, и особенно пригодился в Великой Отечественной. Именно такие крохи возили продовольствие в блокадный Ленинград по льду Ладожского озера, к примеру. А здесь она стоит, словно только с конвейера. Ну а мы идем дальше.

ГАЗ-А, первая легковушка ГАЗа, образец 1932 года
ГАЗ-А, первая легковушка ГАЗа, образец 1932 года

Дальше видим ГАЗ-А. Вообще этот автомобиль лицензионная копия Форд Модель А. Вы думали, что ВАЗ взял моду на копирование западных моделей ? Во всей красе классика американского автопрома советского розлива. Любопытно.

Военные годы на ГАЗе
Военные годы на ГАЗе

В годы Великой Отечественной всей стране приходилось несладко, завод перевели на военные рельсы. Немцам это не нравилось, потому его нещадно бомбили. Но люди продолжали работать в полуразрушенных цехах, несмотря ни на что. Но война закончилась, и в честь окончания появился еще один легендарный автомобиль ...

ГАЗ М-20 "Победа". Один хозяин, зимой не эксплуатировалась.
ГАЗ М-20 "Победа". Один хозяин, зимой не эксплуатировалась.

Существует байка, что изначально автомобиль планировали назвать "Родина", но об этом узнал Сталин, ухмыльнулся в усы, и спросил - "Ну и сколько стоит Родина?" Правдивость сего проверить невозможно, но история забавная. Автомобиль был популярен и живуч, даже в моем детстве они встречались на улице,хотя им уже тогда было лет 50.

По соседству с "Победой" разместилась довольно редкая и малоизвестная(в отличии от Чайки) модель ГАЗ-12, известная как ЗИМ(Завод имени Молотова, так некоторое время назывался ГАЗ). Вот она на фото.

ГАЗ-12 ЗиМ. Вероятно, первый советский лимузин.
ГАЗ-12 ЗиМ. Вероятно, первый советский лимузин.

Этот монстр предназначался в основном для крупных чиновников, народных артистов, генералов и им подобных личностей с личным шофером. Сзади полно места, большой диван, и имеются дополнительные откидные сиденья для "черни". Так же, благодаря относительно большой вместимости (6 мест) использовался в качестве маршрутки или такси. Купить его можно было, в теории, но цена была совершенно заоблачной. Из технических особенностей можно упомянуть эдакую полуавтоматическую коробку передач - сцепления не было, только ручка переключения на руле, что добавляло мягкости хода. Но это все для элиты, людям попроще сделали "Волгу".

ГАЗ-21 "Волга". Культовая классика, одна из последних модификаций.
ГАЗ-21 "Волга". Культовая классика, одна из последних модификаций.
Одна из ранних модификаций, с тем самым оленем на капоте
Одна из ранних модификаций, с тем самым оленем на капоте

"Победа" была неплохой для своего времени, но нельзя бесконечно топтаться на месте(это только УАЗ 60 лет делает одну и ту же "буханку"). Новый автомобиль вобрал в себя все актуальные тенденции в дизайне. Безусловный успех ГАЗа, и символ своего времени(вспомните хотя бы "Берегись автомобиля" или "3+2"). Не мечтал о ней только тот, у кого она уже была. Но удовольствие это было все еще не дешевое, зато без проблем можно было прокатиться на ней в такси.

Легковые автомобили нужны не только в городе, красиво разъезжать по проспектам. Они нужны и там, где дорог-то как таковых нет. Вероятно там даже нужнее. ГАЗ работал и в этом направлении - встречайте, ГАЗ-69 !

ГАЗ-69 Наиболее известен, как "козел" или "газик".
ГАЗ-69 Наиболее известен, как "козел" или "газик".

Этот жутковатый на вид агрегат тоже "культовая классика". До сих пор продается с рук, и ценится среди охотников-рыбаков и прочих любителей непролазных мест. Естественно, такой понравился и армии и сельским жителям. Считается фантастически проходимой техникой. Предок того самого УАЗика, что выпускается и по сей день.

Тем временем, как на смену "Победе" пришла "Волга", на смену пафосному ЗиМ пришла просто запредельно пафосная "Чайка", ГАЗ-13.

ГАЗ-13 "Чайка". Наверное, самый навороченный и самый красивый советский автомобиль.
ГАЗ-13 "Чайка". Наверное, самый навороченный и самый красивый советский автомобиль.
В фас
В фас
В профиль
В профиль

Как и ЗиМ, эта машина предназначалась исключительно для очень важных людей, и даже не предусматривалась свободная продажа. Только для ооочень важных чиновников, заслуженных артистов,спортсменов, космонавтов. Одну такую подарили,к примеру, Фиделю Кастро. Выглядит она фантастически. Начинка тоже была запредельной - автоматическая коробка передач, кондиционер, гидроусилитель руля, мощный 8-ми цилиндровый двигатель. Редкий и красивый авто.

Но время неумолимо двигалось вперед - новые веяния в дизайне и технической части требуют новых решений. И "Волгу" выпустили в совершенно новом обличии.

ГАЗ-24 "Волга" Классика своего времени.
ГАЗ-24 "Волга" Классика своего времени.

Новая "Волга" стала жутко популярной и производилась до начала 90-х. Завсегдатай таксопарков СССР в желтом варианте, а черная "Волга" такой модели была непременным символом статуса ее владельца - директора завода, к примеру. Но постепенно эта модель из статусной перешла в ранг попроще, а для директоров заводов и генералов появилась более статусная модель - 3102.

ГАЗ-3102 "Волга". До сих пор встречается в гаражах провинциальных органов власти
ГАЗ-3102 "Волга". До сих пор встречается в гаражах провинциальных органов власти

Принципиально не отличалась от ГАЗ-24 (поначалу туда ставили экспериментальный двигатель,но от него быстро отказались), но смотрелась более современно, нежели приевшаяся 24-я. И, кроме того, эта машина при СССР в такси не поставлялась, что задирало ее статус еще выше.

Помимо стандартной "Волги, обновление коснулось и "Чайки" - появился ГАЗ-14.

ГАЗ-14 "Чайка". Шикарный авто для важных людей.
ГАЗ-14 "Чайка". Шикарный авто для важных людей.

Все так же роскошный автомобиль на пике советских технологий того времени. И он снова не был в свободной продаже. Помню его в детстве, работал при местном ЗАГС на свадьбах.

В 90-х СССР не стало, мир вокруг стремительно менялся, заводу нужно было выживать в рыночной экономике, и появилась удешевленная по всем параметрам версия "Волги", самая народная 31029.

ГАЗ-31029 "Волга". Получила обидные прозвища типа "ослобык".
ГАЗ-31029 "Волга". Получила обидные прозвища типа "ослобык".

Дизайн конечно был попроще, никакого лоска и пафоса, по начинке суровый минимум. Но пользовалась спросом из-за репутации предыдущих моделей и сравнительно доступной цены. Ну и, по старой традиции, ими наполнились таксопарки. До сих пор эти модели встречаются в гаражах пенсионеров и все тех же провинциальных органах власти.

Новые времена породили новые запросы рынка - появились бесчисленные коммерсанты, которым требовалось постоянно возить различные небольшие грузы. И ГАЗ дал отечественному рынку ту самую "Газель".

Та самая, великая и ужасная "Газель". Образец с тестового полигона.
Та самая, великая и ужасная "Газель". Образец с тестового полигона.

На мой взгляд, этот автомобиль стал "полуторкой" новой России. Помогал росту и становлению нового государства. Бесчисленное множество модификаций было выпущено как заводом, так и кустарным способом(только недавно впервые видел даже Газель-тягач, такая мини-фура). С модернизациями производится и поныне. А вот с легковыми у ГАЗа с тех пор не задалось. Выходило пара модификаций 3102 - 3110 и 31105, но большого успеха не снискали, и ГАЗ снова решился полностью скопировать "американца".

Volga Siber - последний легковой авто от ГАЗ.
Volga Siber - последний легковой авто от ГАЗ.

Это абсолютно полный клон американского Chrysler Sebring, в целом неплохой автомобиль, но конкуренции с именитыми западными производителями он не выдержал, и "Волга" с тех пор исчезла с конвейера, уступив место грузовикам и сборочным линиям зарубежных производителей. На этом длинную историческую часть можно считать законченной. Продолжение читайте здесь:

Ставьте лайк, подписывайтесь на этот канал, Телеграм-канал, группу ВКонтакте чтобы не пропустить новые публикации и участвовать в опросах.