Дамы и господа, говорит старший бортпроводник. Вы когда собираетесь куда-то лететь, что с собой берете? Подушку? Наушники? Тапочки, чтобы чувствовать себя на борту как дома? А может быть книгу? Или все это вместе? Да по сути, что хотите, то и берете. А вот у бортпроводников есть целый набор предметов, которые необходимо взять с собой на работу. И список тех вещей, которые желательно иметь, но не обязательно. И вот они:
Документы.
Перво - наперво документы. Оба паспорта (Российский и загран), личная ID Card - международного образца пропуск на летное поле, без такого пропуска просто не пропустят на КПП.
Обязательно свидетельство бортпроводника. Как его получить я расскажу в следующих статьях, но это документ, который у каждого члена экипажа должен быть при себе. У пилотов такое же, только иного образца - пилотское.
Медицинское заключение. Его мы получаем после прохождения ВЛЭКа (Врачебно-летная экспертная комиссия). Если интересно, то могу рассказать из-за каких диагнозов его получить не удастся. Данное заключение является подтверждением того, что состояние здоровья бортпроводника позволяет ему выполнять свою летную деятельность в соответствии с занимаемой должностью. И да, медкомиссии у бортпроводников и пилотов схожие, но с отличиями.
Санитарная книжка. Данный документ подтверждает, что вы достаточно здоровы, чтоб работать с продуктами питания. Мы же кормим пассажиров на борту. Обязательно для всех. Набор печатей стандартный, как и в любом кафе - ресторане.
Вкладыш, допуск к самостоятельной работе на борту. Не бывает такого, что ты только устроился в авиакомпанию, а на следующий день уже смело летаешь в составе экипажа, нет. Сперва необходимо пройти ряд проверок, как теоретических, так и практических. Допуск выдает инструктор, посчитавший, что работа проводника удовлетворяет требованиям работодателя. Если нет - добро пожаловать заново на наземную подготовку и дополнительные обучения.
Иные документы. В случае со старшим бортпроводником это целый талмуд: задание на полет, всевозможные акты, памятки, формы, перечни и листы проверок оборудования в самолете. Большинство из них имеют размер формата А4, поэтому с собой летает папка, в которую это все помещается.
Обувь.
Иногда у меня с собой летает аж 3 пары обуви, помимо той, что уже надета на ноги. В одних ботинках мы приходим на борт, в других работаем во время полета. Зачем? Во-первых это поддержание санитарного состояния, так как мы постоянно перемещаемся в самолете, чаще находимся на кухне. Во-вторых за 4-5 часов полета ноги в уличной обуви сильно устают. Поэтому для работы на борту мы используем легкие летние туфли, удовлетворяющие своим внешним видом требования авиакомпании. Наличие сменной обуви - обязательный пункт для бортпроводников.
Плюс какую-то обувь необходимо взять с собой, если ожидается стоянка в другом городе. Необходимо выйти "по гражданке"? Предпочитаю это сделать в кроссовках.
Не уверен в том, что в номере гостиницы будет достаточно тепло? Лучше запастись тапочками из дома. Ожидается отдых в теплом месте у моря? Забросим в чемодан и сланцы.
Форменная одежда.
Про обычную одежду и так понятно, что если мы улетаем на неделю, то нам с собой надо взять носки, футболку, зубную щетку, бла-бла-бла. Запасную чистую белую рубашку лучше иметь с собой всегда, а для девушек актуально будет взять с собой новые колготки.
Фартуки. Это не те фартуки, которые мы взяли дома из кухни. Их так же выдает работодатель, а используем мы их во время обслуживания пассажиров питанием. Начинаем раздавать сэндвичи? Будьте добры, коллеги, надеть необходимый набор обмундирования. Кстати, в фартуке запрещено заходить в туалетные комнаты. Даже на секундочку, даже вот только одной ножкой. Снял, после этого зашел.
Само собой - сигнальный жилет яркого цвета со светоотражающими полосами. Его необходимо надевать поверх всей одежды, когда мы находимся на перроне или летном поле. Вышел из самолета - надевай. Следят за этим специалисты из Ространснадзора.
Напитки.
Чай, кофе, какао, каждый выбирает напиток по вкусу. Кипяток на борту есть, приносим с собой пакетики, завариваем, наслаждаемся полетом. Это не обязательно, и нигде не написано, что у нас это должно быть с собой, но 90% членов экипажа таскают в сумке 10-20 разных чаев. А почему бы и нет, в конце концов.
Power Bank.
Необязательно. Но лучше с собой иметь. Иногда в самолете приходится проводить и по 12 часов, иногда может потребоваться кому-то из пилотов или коллег. Помню, одно время хотел купить чуть ли не промышленный аккумулятор на 65 000 mAh, чтобы точно хватило на всех. Но остановил размер и масса.
Сумка и чемодан.
Само собой, все вещи в одну сумочку не влезут, поэтому для длительного пребывания в другом городе необходим чемодан. Лаконичного черного цвета.
Сумка так же должна быть черного цвета, с молнией, чтобы из нее не вывалилось все ее содержимое прямо перед встречей пассажиров. Некоторые коллеги у нас летают с сумками такого размера, что туда можно упаковать половину самолета. Зато все необходимое с собой: и колготки, и аккумуляторы, и термос с чаем и кофе, и еще половина квартиры.
Фонарь.
Исправный, заряженный, яркий. Лучше с влагозащитой. В случае аварийной ситуации он может пригодиться. Пилотам его носить обязательно во всех авиакомпаниях, так как с его помощью они производят осмотр воздушного судна в темное время суток. Для бортпроводников обязательно только в некоторых авиакомпаниях.
Дополнительное оборудование.
Я с собой ношу свою личную термокружку. Объем 375 мл. Не слишком большая, чтобы занимать много места, достаточно большая, чтобы напиться чая. Пусть и не всегда есть время ее использовать, но вещь полезная. Налил себе горячий чай в начале рейса, а в конце допиваешь его все еще достаточно теплым.
Чаще всего стаканы в самолете имеют объем 175 мл. Это те, которые загружаются кейтерингом перед вылетом. Наливать их необходимо лишь на 2/3 от общего объема, чтобы в случае неловкой ситуации не облить пассажиров. Лучшее нальем пару стаканов с горячей водой, чем один, но полный. Поэтому своя личная кружка с крышкой - довольно полезная в полете вещь. Если часто летаете, то рекомендую к приобретению. Фирму рекламировать не буду.
У старших бортпроводников должны быть и средства сдерживания для буйных пассажиров. И да, это правда, они есть. Либо с собой в сумке, либо заранее приготовлены в самолете.
Связь.
Само собой это телефон. Звонить приходится часто и много. То в кейтеринг, то в представительство, то техникам, то в Москву, то еще куда-нибудь. Многое зависит от аэропорта. Телефон исправный, заряженный. Многие документы, кстати, из внутреннего распорядка авиакомпании, лучше иметь в электронном виде.
Часы.
Наручные часы. Обязательно с секундной стрелкой. Электронные можно. Смарт часы тоже можно, но обязательно зарядить перед рейсом, выбрать циферблат с указанием секунд. Для меня именно смарт вариант более удобен, так как я на таких часах еще засекаю время рейса, чтобы знать сколько осталось до посадки. Это, кстати, один из самых частых вопросов от пассажиров на борту - "А сколько до снижения?"
Медикаменты.
Личную аптечку с пластырем и анальгином никто не запрещает, хоть это все и есть на борту в свободном доступе. Однако, если каждый возьмет что-то из бортовой аптечки, то пассажирам достанется только посмотреть на ее пустые внутренности. Натер ноги? Болит голова? Лучше быть готовым и взять все с собой.
Личная печать.
Раньше было обязательно иметь при себе личный штамп, выданный в центральном офисе. В данный момент упразднено во многих авиакомпаниях. Возможно где-то еще сохранилась процедура постановки печатей в документах, помимо подписи.
Ручка.
Вот это, без шуток, самая нужная вещь в полете. Писать приходится много и всем. Поэтому мы берем с собой по 3-5 ручек, которыми можно с кем-то поделиться, а потом забыть кому дал, и вообще уже некогда об этом думать, поэтому ручек теперь на одну меньше. Завел себе одну ручку, которой пишу только сам и никому не отдаю и парочку запасных (самых дешевых), чтобы было не жалко.
Итог.
Как вы видите, дамы и господа, список того, что мы таскаем с собой на работу довольно большой. И все это нам действительно нужно, поэтому бывает такое, что наши рабочие сумки весят больше, чем ваши туристические. В моей, кстати, еще дополнительно лежит кофе и шоколад, который я вам выдам лично, если скажете промокод "Говорит старший бортпроводник".
Благодарю вас за внимание и подписку, хорошего вам рейса и не забывайте свои вещи при выходе из салона самолета!