А повторит ли кто-то из китайских автопроизводителей «эффект Ford Focus» на российском рынке? Вот этот актуальнейший вопрос почему-то никто сегодня не задает в России. Будет или не будет новый китайский «народный автомобиль» для россиян, вызвавший эффект взорвавшейся бомбы?
Какой китайский автомобиль соответствует принятому у нас понимаю «народная иномарка»? Присматриваясь к модельным рядам автопроизводителей из Поднебесной, с некоторыми допущениями к таким автомобилям можно отнести Changan Alsvin. Его габариты сопоставимы с моделями корейских, европейских марок, составлявших класс «народных иномарок» (4390 х 1725 х 1490 мм, база – 2535 мм). Бензиновый полуторалитровый мотор, развивающий 98 л.с.
За октябрь месяц таких седанов от этого известного автопроизводителя из Поднебесной продана почти одна тысяча единиц, если быть точнее, то 952. А вот автомобилей марки Kaiyi было продано чуть-чуть больше – 1 011 штук. Основу продаж марки составлял седан Е5.
Правда, этот автомобиль Kaiyi все же отнесем к классу С (KIA Cerato, Peugeot-408). Кстати, именно к данному классу относился и «народный любимец» россиян периода первого десятилетия текущего века Ford Focus. Но как известно, на рубеже десятилетий, как «из рога изобилия», на российский рынок стали выводить автомобили класса В+, которые и стали важнейшей доминантой российского рынка вплоть до возвышения кроссоверов, случившегося два-три года назад. Они получили звание «народных иномарок», поскольку продавались у нас огромными тиражами, в некоторые годы даже опережая продажи отечественных моделей Lada.
Эти «народные иномарки» сильно изменили российский авторынок. Прежде всего, они просто «задавили» целый класс автомобилей. Речь идет, конечно, о размерном классе С. Сегодня с ностальгией можно вспоминать о таких автомобилях, как Chevrolet Cruze, Opel Astra sedan, Chevrolet Lacetti, Ford Focus, Volkswagen Jetta, Skoda Octavia, Renault Fluence, Toyota Corolla, Peugeot-408, Citroen C4, KIA Cerato, Hyundai Elantra и др.
После 2014 года постепенно эти модели вывели из продаж, а те, которые выпускали в России, покинули производственные конвейеры. В общем, чтобы не быть голословными проиллюстрируем цифрами. Если в самом конце 00-ых годов автомобили класса С занимали более 30% рынка РФ, то по итогам 2021 года их доля скатилась до 2,8% общего объема продаж.
В тоже самое время класс «народных иномарок», или класс В+, включая и две модели Lada Granta и Vesta составляли 34,8%, а все классы кроссоверов и внедорожников достигли знакового уровня в 50%. Вот такой расклад был в 2021 году до мощнейшей китайской экспансии на российском рынке последних двух лет.
Сейчас в списке ТОП-10 легкового рынка в основном представлены кроссоверы, или автомобили класса SUV. Это новая реальность. Сегодня для них лучший период за всю историю развития автомобильного рынка. Но все же что происходит в классе седанов?
Помимо АвтоВАЗа с его Vesta, калининградские автостроители из «Автотора» поставили на свой конвейер несколько седанов. Прежде всего, речь идет об автомобилях-седанах Kaiyi E5, BAIC U5 plus. Вскоре к ним присоединиться и Livan S6 Pro (пока ищет площадку для сборки). Также импортируются Geely Emgrand, Omoda S5, Changan Eado plus, а также Chery Arizzo 5 Plus (по параллельному импорту). Экспансия таких автомобилей находится в самом начале. В китайском импорте пока явно доминируют кроссоверы. Но все острее понимание, что модельный ряд должен быть диверсифицирован как седанами, так и лифтбеками.
Теперь посмотрим на габаритные размеры этих приехавших к нам седанов. Например, Kaiyi E5, выпускаемого на калининградском «Автоторе», длина 4670 мм, ширина 1825 мм, высота – 1483 мм, а база - 2700 мм. Или вот выходящий к нам на рынок Livan S6 Pro – 4730 x 1818 x 1480 мм. Явно их размеры ненамного превосходят отечественную Lada Vesta и относятся к классу С. К российскому бестселлеру по габаритам близок только Changan Alsvin, которого мы в самом начале материала охарактеризовали как «народная иномарка».
К размерному классу С, несомненно, относим и Geely Emgrand с габаритами (4638 х 1820 х 1460 мм, база – 2 650 мм). И Omoda S5 (4644x 1814 x1493 мм, база - 2650 мм). На всех установлены 1,5-литровые бензиновые силовые агрегаты, развивающие мощность от 122 л.с как у Geely до 174 л.с. Но в основном их заявленная мощность 147 л.с.
Как же все–таки оценивать эту китайскую экспансию в «загнувшийся» класс С российского авторынка? Несмотря на то, что эти китайские автомобили все же на ступень выше в автомобильной классификации, и журналисты, и менеджеры продаж в автосалонах называют их конкурентами, а кто-то и «убийцами» отечественной Lada Vesta. По габаритным показателям отечественный седан все же несколько меньше, и это хорошо, поскольку в салоне китайской машины просторнее. Силовая линейка Lada Vesta слабее, нежели у новоявленных китайских конкурентов.
Но у Lada Vesta есть одно преимущество (о цене говорить пока не будем). В линейке китайских автомобилей, предлагаемых официальными дилерами, отсутствуют универсалы. А уже месяц как с конвейера АвтоВАЗа сходят универсалы Vesta SW и Vesta SW Cross, популярность которых у россиян высока.
В целом же, придется констатировать, что на российском рынке начинается новый этап, когда на нем будут «задавать тон» китайские седаны размерного класса С вместо ранее господствовавших автомобилей класса В+.
Вернется ли российский рынок к тем временам, когда здесь господствовали «народные седаны» класса В+? Вопрос, конечно, интересный, но пока оставим его открытым.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz
Уважаемые читатели! Что вы думаете по данному вопросу, когда появятся китайские заменители Hyundai Solaris, KIA Rio, Skoda Rapid, VW Polo, Renault Logan и др.? Или их век ушел навсегда?